Занятие "Незнайкины загадки" по развитию зрительного восприятия
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Смелянская Ольга Матвеевна

Конспект занятия на тему "Незнайкины загадки" в подготовительной группе детей с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему: «Незнайкины загадки»

Учитель – дефектолог (тифлопедагог) Смелянская О.М.

МБДОУ детский сад компенсирующего вида №156 г. Хабаровска

Цель. Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики у детей подготовительной группы с нарушением зрения

Задачи

1. Расширять и закреплять представление детей о диких животных и их образе жизни.Упражнять в узнавании и различении силуэтных, зашумленных изображений животных.

2. Развивать внимание, зрительную память, умение отгадывать загадки. Активизировать прослеживающую  и зрительную функцию глаза при чтении схемы, понимании заслоненности изображения. Закреплять навыки работы с бумагой.

3. Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.

Словарная работа:

Предметы: берлога, нора, дупло, логово, мох.

Признаки:золотистый, пушистый, острозубый, темноглазый, тоскливый

Действия: утепляет, выстилает, добывают, заботятся, ухаживают, строят

Материал к занятию:

Демонстрационный материал: силуэты животных на мольберте, конверт с письмом от Незнайки; слайды для игры «Кто куда спрятался?»; схема последовательности работы с бумагой

Раздаточный материал: карточки с зашумленным изображением диких животных; работы детей «Ежик у пенька»; клей, ножницы, карандаши, фломастеры, цветная бумага, салфетки

Предварительная работа:

1.Чтение Е. Чарушин «Ёж», И. Соколов-Микитов «Ёж».

2. Дидактические игры «У кого  кто?», «Кто в домике живет?».

3. Аппликация «Ёжик у пенька».

Ход занятия

- Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от сказочного мальчика по имени Незнайка. Сейчас я его прочитаю. «Здравствуйте, девочки и мальчики. Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, как и я. Только я их отгадываю не всегда верно. Буду очень рад, если вы поможете мне отгадать загадки и назвать правильно животных»

- Дети, я буду читать Незнайкины загадки, а вы находите отгадки – силуэты и складывайте их в конверт

1. Загадки

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу в норе  живёт,
В деревне кур крадёт.
(Лиса)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
(Медведь)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)

Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле.
(Белка)

Кто  зимой холодной
Бродит злой, голодный?

Чей тоскливый вой

Слышится зимой? (Волк)

Он такой со всех сторон колючий,
Что на нем иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый черный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся. Это
(Ёжик)

- Ребята, как называются животные, про которых мы отгадывали загадки? (Дикие)

- А где живут дикие животные? (В лесу)

- Почему они так называются? (Потому что они живут в дикой природе, сами заботятся о себе: добывают пищу, ухаживают за детенышами, строят своё жилище).

2. Дидактическая игра «Узнай по контуру и обведи»(зашумленное изображениеживотного)

- Ребята, Незнайка не только не умеет отгадывать загадки,он ещё и не умеет узнавать животных по контуру. Давайте ему поможем и нарисуем животных.

- Молодцы, ребята, с заданием вы справились. Все ваши рисунки с  контурным изображением животных отправим в письме Незнайке, чтобы он запомнил зверей и хорошо отгадывал загадки.

3. Динамическая пауза «Ёжик топал по тропинке»

Дети встают в круг и идут друг за другом, выполняя движения по тексту

Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
(
Ходьба на месте маленькими шажками)

Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Шарканье ногами)

А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгай-ка.
Шубку серую свою
Он сменил на белую.
(Прыжки на месте, руки перед грудью)

Идет по лесу серый волк,
Голодный волк – сердитый волк.
(Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом, руки попеременно выносятся вперед)

Чтоб не попасться волку на зубок,
Ты, еж, свернись скорей в клубок.
(Сесть на корточки и сгруппироваться)

4. Дидактическая игра «Кто куда спрятался?»

(Дети стоят перед экраном).

- Ребята, животные хотят поиграть с вами в прятки. Посмотрите на экран, и скажите: - Сколько животных вы видите?  Слайд 1. (дети считают диких животных) А сейчас закройте сильно- сильно глазки, а потом по команде откройте. Слайд 2.(дикие животные в своих жилищах) Ребята, куда спрятался медведь? (в берлогу) и т.д.

- Где же ёжик? Куда он  спрятался? (Во время игры на столы раскладываются работы, выполненные предварительно «Ёжик у пенька»)

(Дети садятся за столы)

- Ежик нашел норку под пеньком, хотел её утеплить к зиме листьями и мхом, а ветерок все листочки раздул. Что же делать, ребята, как помочь ежику?

- Давайте сделаем для ёжика листочки, он утеплит норку и перезимует в ней.

5. Продуктивно-практическая деятельность детей.

- Дети, делать листочки будем способом «обрывание», посмотрите на схему.

1. Складываем лист бумаги пополам и еще раз пополам.

2. Разрезаем бумагу по линиям сгиба(получаем 4 части).

3. Рисуем контур листа овальной формы

4. Сминаем бумагу и обрываем по контуру.

5. Наклеиваем  «смятый, сухой листочек» рядом с норкой ежика.

После работы со схемой сделать несколько упражнений для глаз  (прямо, вверх-вниз, вправо-влево, зажмуриться, поморгать)

- Перед тем как приступить к работе сделаем пальчиковую гимнастику.

6. Пальчиковая гимнастика.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(Сложить пальцы в замок)
На спине иголки
очень-очень колкие.
(Поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал,
нам иголки показал,
(повертеть «ежика» вправо и влево)
А колючки тоже
на ежа похожи.
(Поднимать и опускать пальчики)

На ежа мы поглядим,
молочка ему дадим,
(сделать «блюдечко» из ладошек)
Но не тронем колкие
на спине иголки мы.
(Погрозить пальчиком)

7. Самостоятельная деятельность детей

Индивидуальная работа: использование косвенных приёмов: советы, напоминания, наводящие вопросы.

Итог занятия

- Ребята, вот и закончилось наше занятие. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Помогли Незнайке и ёжику. Большое вам спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"

Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...

Определение учебно-наглядных пособий с учётом зрительных режимов на занятиях по развитию зрительного восприятия

Критерии подбора учебно-наглядных пособий в зависимости от возраста и характера зрения ребёнка...

Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»

Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...

Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви...

Приемы развития зрительного восприятия и профилактика зрительных нарушений

Важнейшим органом восприятия информации окружающего нас внешнего мира являются органы зрения - глаза. Благодаря зрению человек различает детали предметов и сами предметы, правильно определяет их место...