Занятие по развитию зрительного восприятия "Кто к кормушке прилетел?"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Смелянская Ольга Матвеевна

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей старшей группы "Кто к кормушке прилетел?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_zanyatie.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию зрительного восприятия у детей старшей группы с нарушением зрения на тему

«Кто к кормушке прилетел?»

Учитель – дефектолог (тифлопедагог) Смелянская О.М.

МБДОУ детский сад  компенсирующего вида №156  г. Хабаровска

Цель: Развитие  зрительного  восприятия  у детей с нарушением зрения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: формировать понятие «зимующие птицы». Закреплять  умение  узнавать, различать и называть  изображения зимующих птиц в разных модальностях.

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное внимание, целостность восприятия изображений, память. Упражнять и активизировать зрительные функции и мелкую моторику. Уточнять и активизировать словарь детей по теме; учить отвечать на вопросы.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать любовь к пернатым друзьям, желание заботиться о них.

Словарная работа.

Предметы: дятел, синица, снегирь, клёст, ворона, воробей, сорока, голубь, кормушка, перья, семена.

Признаки: зимующие, перелётные, красногрудый, чернокрылый, желтогрудая, белобокая, бело-черно-красный, длиннохвостая.

Материал к занятию:

Демонстрационные  и раздаточные картинки с цветным и черно-белым изображением зимующих птиц. Разрезная картинка с изображением кормушки, цветные карточки к дидактическим упражнениям «Отметь правильно», «Угадай, кто спрятался?», «Угощение для птиц», дидактический материал к игре «Определи на ощупь», слайды к игре «Чей клюв?», фонограмма к музыкально-динамической паузе «Дятел», фломастеры.

Ход занятия:

Загадка

Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - ...
(Ю. Светлова)

-Ребята, давайте послушаем, о чем говорят между собой птицы.

1.Сценка: «Скворец и цапля»

Цапля.- Здравствуй, Скворушка!

Скворец.- Что ты такая печальная, Цапля?

Цапля.- Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец.- Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел.Врут птицы, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

-Подумайте, почему птицы утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

-Верно, это перелётные птицы. На зиму они улетают, а возвращаются весной.  Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях.

-Как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие)

-А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы.

2. Дидактическая игра «Отметь правильно». Детям предлагается закрасить синим цветом кружки только возле зимующих птиц. (Задаются вопросы по ходу выполнения задания). Молодцы с заданием справились.

- Дети, как человек может помочь зимующим птицам пережить голодную зиму? (сделать кормушки)

- Давайте и мы сделаем кормушку.

3. Дидактическая игра «Собери из частей целое»

Части кормушки выкладываются на мольберте. На кормушке наклеены силуэты птиц.

- Кто к кормушке прилетел? (Птицы)

- Мы с вами заполним силуэты птиц цветным изображением,  и  посмотрим, какие птицы прилетели  на кормушку. (Дети называют зимующих птиц)

- Ребята, а вы знаете загадки о зимующих птицах?

4. Игровое упражнение «Ты катись веселый мячик»

Ты катись весёлый мячик

Быстро-быстро по рукам

У кого весёлый мячик

Загадай загадку нам

1.Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока )

2.Носит серенький жилет,

Но у крыльев – чёрный цвет.

Видишь - кружат двадцать пар

И кричат: кар-кар, кар-кар (ворона)

3.А вот маленькая птичка –

Желтогрудая певичка,

Звонко песенку поет,

Сало вкусное клюет.  (синица)

4 Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

5.Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ...  (воробей)

6.Раздается громкий стук

Среди веток тук да тук.

Чистишь дерево, приятель?

Тук-тук-тук ответил ...(дятел)

7.Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым,

чистым—

Клё! Клё! Клё!

Поет со свистом. (клёст)

8.Эта птица сизокрылая

Любит семечки клевать.
И тихонько ворковать. (голубь)

-Молодцы, ребята, хорошие вы загадали загадки про птиц.

-Дети, чем птицы похожи? (у птиц есть голова, на голове расположены  глаза, клюв и т.д.)

-Чем отличаются птицы друг от друга?  (оперением, величиной тела, лап; размером крыльев, клювом, длиной хвоста).  Если птица с красной грудкой, как её можно назвать? (красногрудая). Если длинный хвост – длиннохвостая,  короткий хвост – короткохвостая. Если белые бока – белобокая, если черные крылья – чернокрылая.

5. Дидактическая игра «Чей клюв?» (слайды птиц)

(сорочий, вороний, воробьиный, голубиный)

6. Музыкально-динамическая пауза «Дятел»

Дятел на дубу сидит

И стучит, стучит, стучит

Ищет под корой жучков

И съедобных червячков

Ну а если грянет гром,

И польётся дождь потом,

Дятел спрячется в дупло,

В нем и сухо и тепло.

-Вы, ребята, узнавали птиц по их клювам, а сейчас угадайте по другим частям.

7.Дидактическая игра «Угадай, кто спрятался».

Перед детьми карточка с изображением птиц. Нужно соединить части птиц с целым изображением.

8.Пальчиковая игра

Шишка, ты вкусна, толста (Сцепить указательные пальцы)

И прекрасна для клеста. (Перецепить пальцы)

А снегирь, стряхнув снежинки, («Смахнуть снег» с тыльной стороны кисти)

Поклюёт зимой рябинки. (Пальцы правой руки собрать в щепоть -«клюв» и поклевать чуть согнутую левую ладонь – «гроздь рябины»)

9.Дидактическая игра «Угощение для птиц»

На дворе белым- бело, землю снегом замело.
Трудно птицам зимовать, трудно пищу добывать.

- Ребята, я приготовила корм для птиц, но какой он, вы узнаете только после того, как пройдёте по дорожке. (Раздаются карточки с изображением птицы, дорожки и спрятанным в конверте  «угощением»). Молодцы! Все правильно выполнили задание. Вы узнали своих птиц? Как называется? Как вы думаете, чем любит питаться птица?

-Посмотрите, семена, каких плодов лежат у вас в конверте? Точно такие же семена вы  определите  на ощупь в мешочках. Сегодня на прогулке  этими семенами угостите  птиц

Итог занятия

На нашей планете живут чудесные создания,
Они летают и поют и Землю свято берегут.
Скажите, дети, можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы
На Земле вдруг пропадут?

Букашки, жучки, червячки на деревья нападут.
И съедят кору, листочки,
Обглодают  ветки, почки.
Вот что будет, если птицы
Все исчезнут – пропадут.

Так давайте все вместе будем беречь птиц  и  поможем им  пережить  холодные зимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение учебно-наглядных пособий с учётом зрительных режимов на занятиях по развитию зрительного восприятия

Критерии подбора учебно-наглядных пособий в зависимости от возраста и характера зрения ребёнка...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения

Программные задачи:1. Закрепление умения  узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение  в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...

Конспект интегрированного открытого занятия по развитию зрительного восприятия. Тема:"Путешествие на ферму"

Это конспект занятия по развитию зрительного восприятия во второй младшей группе. Проводилось совместно с воспитателем и муз руководителем....

занятие по развитию зрительного восприятия "Птицы"

занятие для детей с нарушением зрения по лексической теме "Птицы"...

Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»

Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...

Познавательное развитие. Занятие на развитие зрительного восприятия. «Такие полезные овощи».

Учить называть свойства сенсорных признаков предмета (Цвета, величины, формы); находить заданный признак в предмете; компенсировать нарушения зрительного восприятия в единстве с развитием познавательн...