Тематический педагогический час
консультация на тему

Ольга Константиновна Белова
Влияние рук на интеллект человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

Тематический педагогический час

«Влияние рук на интеллект человека».

Цель: систематизировать знания педагогов о работах учёных в области сенсорного воспитания дошкольников, об этапах мышления, установление зависимости развития рук  и мозга человека.

Методическое обеспечение: подборка высказываний о руках, мозге и интеллекте человека, предметов для исследовательской деятельности, выставка пособий для развития мелкой моторики рук.

Методика проведения:

Заместитель заведующего по ВР:

-Сегодняшний педагогический час мы с вами посвятим проблеме влияния рук на развитие интеллекта человека. Данной проблемой занимались  М Монтессори, Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и Н.Н.Поддьяков, Л.А.Венгер. Напомню вам суть их идей и теорий (Приложение 1).

1. Заместитель заведующего по ВР:

-А теперь, настроившись на тему разговора, ответьте на следующие вопросы:

- Какая же взаимосвязь существует между  руками и мозгом?

( Прямая зависимость)

- Для чего нужны руки человеку?

(для познания окружающего нас мира)

- Что можно рассказать о человеке видя его руки?

(какое социальное положение, возраст, состояние здоровья, определить характер, темперамент (быстрые движения - человек холерик или нервничает, медленные - флегматик).

2. Заместитель заведующего по ВР:

-Вам было дано задания подобрать к педагогическому часу пословицы и поговорки о руках. Давайте поиграем в «Карусель». Каждый из вас, по кругу, без длительных пауз должен назвать одну пословицу или  поговорку не повторяя ответ других участников игры. Начали…

(Предполагаемые ответы:

Чужими руками жар загребать.

Своя рука-владыка.

Как рукой сняло.

Мастер на все руки.

Работать не покладая рук.

Положа руку на сердце.

Умные руки не знают скуки.

 и др.)

3.С помощью рук мы получаем много информации о предметах, попавших в наше поле зрения. Именно поэтому, на выставках, в музеях можно встретить табличку с надписью «Руками  не трогать». Однако, многие стараются нарушить данный запрет. В подобной ситуации срабатывает исследовательский инстинкт присущий каждому человеку.

Психологи выделяют три этапа мышления, назовите их.

( - 1 этан – наглядно - или предметно - действенный. Его можно назвать «ручным». Манипулируя предметами, ребёнок познает их свойства. Решает мыслительные задачи действиями.

  - 2 этап – наглядно – образный. Оперирует не предметами, а образами: «»Колючий как кактус», «Холодный как лёд».

  - 3 этап – словесно – логическое или абстрактное мышление. Все познаётся умом, а не руками  

 ( Решение в уме сопровождается речью).

4. «Лабораторное занятие»

Заместитель заведующего по ВР:

-Проведём исследование. Выберите на свой вкус одну из игрушек на столе. При помощи руки исследуйте этот предмет.

Существует пять основных движений руки. Попробуйте  выявит и назвать их.

(Подвести педагогов к названию движения и его значению.

- Прикосновение. Оно нужно для того, чтобы убедиться в наличие предмета, его температуре, шероховатости и т.д.

- Постукивание. Получаем информацию о свойстве предмета. По звуку от удара можно определить, из чего он сделан.

- Взятие в руки (хватание). Определяется форма предмета, особенность поверхности.

- Надавливание. Можно определить, мягкий или твёрдый предмет, из какого материала сделан.

- Ощупывание (обхватом, потиранием, поглаживанием, круговыми,  мнущими движениями). Определяются свойства поверхности предмета.)

5.Презентация дидактических игр.

Заместитель заведующего по ВР:

-Перед вами выставка дидактических игр, которую вы оформили специально для педагогического часа. Предлагаю вам провести презентацию своего экспоната на этой выставке, рассказав о том, на основе каких «обследований» в процессе игры развивается мелкая моторика рук ребёнка.

6.Практическая часть.

Заместитель заведующего по ВР:

- Вам известно, что от того как будет развита рука ребёнка зависит успех обучения его в школе.

Перед нами – педагогами стоит задача максимально развить руку каждого воспитанника. Этому во многом способствует пальчиковая гимнастика, которую можно проводить во время НОД и в процессе всего дня ( на прогулке, во время игр и индивидуальной работы с детьми…). Сейчас мы поупражняемся в выполнении и проведении пальчиковой гимнастики.

( Педагоги поочерёдно выступают в роли воспитателя и детей).

7. Подведение итога педагогического часа.

Заместитель заведующего по ВР:

- Таким образом, рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления. Как говорил И.П.Павлов, руки учат голову, а потом поумневшая голова учит руки.

Приложение 1.

Теории и идеи выдающихся ученых в области сенсорного воспитания

Теория сенсорного воспитания ( М.Монтессори)

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурной. Ребёнок развивается путём «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врождённых способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребёнка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме, звуке и других свойствах вещей).

Идеи Е.И.Тихеевой о сенсорном развитии ребёнка

        Речевое  и сенсорное развитие «совершаются в теснейшем единении». Сенсорное воспитание должно начинаться с первых лет жизни ребенка. Тогда образование человека начинается с постижения простых вещей, которое совершенствуется при помощи органов чувств.

Теория формирования перцептивных действий.

Понятие о сенсорных эталонах (А.В.Запорожец)

        Сенсорный эталон - понятие, разработанное А.В.Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий и обозначающее системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно-исторического развития. Они предлагаются ребёнку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств, поскольку являются основой социализации ребёнка с первых лет жизни и базисом его развития.

Идеи о сенсорном развитии ребенка А.П.Усовой

        Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания детей.

Идеи о сенсорном воспитании Н.П.Сакулиной и Н.Н.Поддьякова

        Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления). Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности, которое в дошкольном возрасте достигает наивысшего развития.

Сенсорное воспитание (Л.А.Венгер)

        Ученым разработана теория восприятия ребёнка («Воспитание и обучение», 1969), послужившая основой для проведения цикла сенсорных исследований и разработки методики сенсорного воспитания детей. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Литература

Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2009,С.16.

С.Е.Вершинина, В.А.Деркунская Технология организации интегрированной деятельности старших дошкольников.- М., Центр педагогического образования, 2013,

Ребёнок в детском саду, № 4, 2003, С. 33.

Дошкольное воспитание. № 2, 2007, С.110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического педагогического собрания В форме устного журнала «Пернатая карусель»

Цель:  презентация методического сборника «Пернатая карусель», в который вошел материал о птицах.Формировать у педагогов потребность и желание сотрудничать с родителями по вопросам экологич...

Тематический педагогический совет по теме: «Развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков у дошкольников через театрализованную деятельность»

Развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков у дошкольников через театральную деятельность...

Тематический педагогический совет На тему: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Задачи:1)актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;2) развива...

Протокол тематического педагогического совета в ДОУ. Тема: «Искусство и дети»

Протокол  педагогического совета № 2Тема: «Искусство и дети»МДОБУ детский сад №15.Педагогический совет: 26 ноября 2015 года.Председатель: Черепанова О.Н.Секретарь: _____________Всего членов педаг...

Протокол тематического педагогического совета в ДОУ. Тема: «Обеспечение реализации основных направлений оздоровительной работы в ДОУ в сотрудничестве с семьей»

Протокол ведется в соответствии с пособием:Лукина Л.И.  Детский сад: оформляем документацию. – М. СФЕРА, 2011.Данное пособие является приложением к журналу «Управление ДОУ».Протокол ведется в соо...

Выступление на тему: «Обобщение опыта работы по формированию ЗОЖ в средних группах детского сада» на тематическом педагогическом совете «Формирование ЗОЖ»

Выступление на тему:«Обобщение опыта работы по формированию ЗОЖ   в средних группах детского сада»на тематическом педагогическом совете «Формирование ЗОЖ»...

Выписка из протокола тематического педагогического совета №2

quot;Роль инноваций в совершенствованиии образовательного процесса в ДОУ"....