Педагогические технологии в образовании в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал на тему

Коваленко Татьяна Викторовна

         Дошкольный возраст является уникальным периодом для развития личности ребёнка. В данный период активно протекает психическое и интеллектуальное развитие ребёнка, формируются его представления об окружающем мире. Следует учитывать, что наиболее интенсивно функциональные возможности мозга ребёнка развиваются до 6-7 лет. Вследствие упущения возможностей этого периода, в будущем для развития интеллектуальных и физических качеств ребёнка придётся  потратить  больше усилий, причём, они будут менее эффективными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Педагогические технологии в образовании в условиях реализации ФГОС»

         Дошкольный возраст является уникальным периодом для развития личности ребёнка. В данный период активно протекает психическое и интеллектуальное развитие ребёнка, формируются его представления об окружающем мире. Следует учитывать, что наиболее интенсивно функциональные возможности мозга ребёнка развиваются до 6-7 лет. Вследствие упущения возможностей этого периода, в будущем для развития интеллектуальных и физических качеств ребёнка придётся  потратить  больше усилий, причём, они будут менее эффективными.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) вносят  в работу дошкольного учреждения основные критерии:  социализация ребёнка и его индивидуальное всестороннее развитие, внимание к личности каждого. Это уже не прежняя подготовка к школе, как это являлось до сих пор. Очень часто родители и учителя школ видят главную цель детского сада в обучении детей чтению, письму, счёту. Безусловно, ребенку сложно без дополнительной подготовки идти в школу. Поэтому мы рассчитываем, что нововведенный стандарт решит данную проблему и сделает переход из детского сада в школу наиболее плавным. Каждый сотрудник ДОУ, решая специфические задачи, интегрируется с подобной деятельностью коллег – это основа педагогического процесса, активного общения и взаимодействия педагогов и других специалистов. Так, возникает система организаций, служб сопровождения детей. Они обеспечивают полноту и многоплановость развития каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей и возможностей, своевременную коррекцию и оперативный контроль нарушений развития и здоровья.  

Главный элемент любого ДОУ - это люди. Поэтому имеет большое значение тот общепризнанный факт, что в детских садах должны работать те, кто действительно умеет работать с маленькими детьми; кто любит детей – это самое главное, кто готов учиться общению с ребятами; кто хочет стремиться к постоянному развитию, самосовершенствованию, освоению всего нового и привнесению его в детский сад. Кроме того, профессия воспитателя, как и любого педагога, предполагает творческое начало в труде, креативный подход к работе. Считаю, что, только играя, сохраняя в себе, в своей душе детство, можно добиваться хороших результатов в детском возрасте, понимать психологию детей. Поэтому весь процесс обучения должен быть построен на психологическом взаимодействии педагога и ребёнка, использовании тех методов, которые будут легкодоступны и интересны детям. Например, игра.

Игра – один из ведущих видов деятельности человека, также как труд и учёба. Это удивительный феномен человеческого существования. 

   По общепринятому определению, игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание общественного опыта, усвоение опыта, накопленного предыдущими поколениями, в котором складывается и совершенствуется самоконтроль и самоуправление поведением (т.е. самостоятельность)

      Игра или её элементы, целесообразно включенные в процесс обучения, придают конкретный смысл учебной задаче, мобилизуют мыслительные процессы, ориентируют детей на решение поставленных задач, активируют эмоциональные и волевые силы детей.

    Игра является одним из замечательных явлений жизни, это необходимая деятельность, которая кажется порой бесполезной, но на самом деле, как же велико её значение! Игра невольно чарует и привлекает к себе как жизненное явление, является весьма серьезной и трудноразрешимой проблемой для научной мысли.

У игры как у вида деятельности выделяют следующие функции:

  • развлекательная функция является основной функцией игры  (доставить довольствие, развлечь, воодушевить на создание нового, пробудить интерес);
  • игротерапевтическая функция -  преодоление трудностей в игре, для дальнейшего их разрешения в других видах деятельности;
  • коммуникативная функция – это освоение диалектики общения, развитие социальных качеств;
  • функция самореализации в игре как основа для становления будущей личности;
  • диагностическая функция - обнаружение отклонений детей от нормативного поведения, познание самого себя в процессе игры;
  • функция социализации: активное включение в систему современных общественных отношений, освоение и усвоение норм человеческого общения и взаимодействия; 
  • функция коррекции:  позитивные изменения в структуре личностных показателей;
  • функция межнациональной коммуникации: усвоение единых для всего мирового сообщества социально-культурных ценностей;

Игру от других видов деятельности отличают следующие черты:

  • творческий подход  в значительной мере в своей основе предполагает импровизацию, достаточно активный характер такой деятельности («поле для творчества»);
  • свободная развивающая деятельность, предпринимается по собственному желанию ребенка, ради получения удовольствия именно от процесса деятельности, а не только от её результата;
  • наличие прямых или косвенных правил, которые отражают содержание игры, временную и логическую последовательность ее развития;
  • эмоциональная приподнятость деятельности, конкуренция, состязательность, соперничество («эмоциональное напряжение», чувственная природа игры).

Структура игры:

  • Планирование предстоящих действий,
  • Целеполагание,
  • Реализация определённых целей,
  • Анализ полученных результатов, в которых происходит реализация и раскрытие личностью себя как субъекта деятельности.

Структура игры как процесса деятельности:

  • игровые действия выступают как средство реализации данных ролей;
  • роли, принятые на себя участниками игры;
  • игровое употребление предметов (происходит замещение реальных вещей условными, игровыми);
  • содержание (сюжет) — область действительности, которая условно воспроизводится в игре;
  • реальные отношения между участниками игры.

Игра как метод обучения применяется:

  • как элемент (иногда весьма существенной) более обширной технологии;
  • в качестве занятия (урока) или его части (объяснения, введения, закрепления, контроля, упражнения);

в качестве самостоятельной технологии для освоения темы, понятия, а также раздела учебного предмета;

Группы игр по характеру организации педагогического процесса:

  • творческие, репродуктивные,  продуктивные;
  • развивающие, воспитательные, познавательные;
  • коммуникативные, профориентационные, психотехнические, диагностические;
  • обобщающие, тренировочные, обучающие и др.

 

    На основе характера игровой методики выделяют следующую типологию игр:

  • сюжетные,
  • предметные,
  • деловые,
  • ролевые,
  • игры-драматизации,
  • имитационные

    Игровая среда в значительной мере определяет особенность игровой технологии. Следовательно, различают игры с предметами и без них; уличные, настольные, комнатные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

   «Игровая технология», кроме выше названных критериев, обязательно должна соответствовать требованиям,  обоснованным психологически.  Это необходимые требования обучающего процесса использования игровых ситуаций в детском саду, создание возможности детям взятия на себя роли действующего персонажа в данной игровой ситуации. Такая организация совместной деятельности педагога и детей является средством, которое воссоздаёт некоторые элементы игры, способствует более лёгкому преодолению разрыва, возникающего при переходе приоритета от игровой деятельности к учебной.

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает широкую группу приемов и методов организации педагогического процесса. Проявляется в форме различных педагогических игр. В отличие от всех остальных игр педагогическая игра обладает одним существенным отличием: это четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Они могут быть выделены в явном виде, обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

   

 От предметной игры необходимо переходить к сюжетно-ролевой и дидактической. От занятий всего лишь один шаг к прообразу будущих школьных уроков. Но, если в детском саду только «играть», а в школе сразу исключительно «учить», то слишком значительным станет различие между дошкольным периодом детства и начальной школой.

Игре сопутствует занятие. В это понятие вкладывается следующий смысл: занятие, как «занимательное дело», формы работы с детьми (эксперимент, ситуация, проект и т. д.).

На современном этапе образования большую актуальность приобретает информатизация образовательного процесса. Занятия, а в будущем образовательные проекты в детском саду имеют собственную специфику: эмоциональность, яркость, привлечение большого иллюстративного материала, использование звуко- и видеозаписей. Это обеспечивает нам компьютерная техника и ее мультимедийные возможности. При этом компьютер не заменяет воспитателя, а только дополняет его. Оптимальное сочетание живой речи и мониторных картинок крайне важно, так как дети в современную эпоху проводят значительное время за экранами мониторов. Гаджеты заменили им живое общение с родителями, сверстниками, воспитателями, учителями. Задача воспитателей: устранить данную проблему, восполнить реальное общение.

Но хочется подчеркнуть значимость современных компьютерных технологий, их уникальных возможностей в развитии как  интеллектуальных, так и художественно-творческих способностей детей. Они позволяют ребёнку выразить себя, наиболее полно раскрыть свои способности в рамках образовательных программ. Информатизация обучения обеспечивает полноценное становление и развитие личности ребёнка, взаимосвязь содержания и образовательной работы, воспитание детей с огромным уровнем знаний, умений и навыков. Этот уровень станет в школе опорой для дальнейшего образования.

В детском саду применяются самые разнообразные игровые технологии.

    Какой смысл вкладывается в понятие «технология»?

    Педагогическая технология, как и любая другая, представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого человека.

   

Виды педагогических технологий:

  • Технология «ТРИЗ»;
  • «Здоровьесберегающая»  технология;
  • Технология «Проблемного обучения»;
  • «Игровая» технология,
  • Технология «Марии Монтессори» и др.

  Основные требования (критерии) педагогической технологии:

  • Системность
  • Концептуальность
  • Управляемость
  • Воспроизводимость
  • Эффективность

Системность – критерий, при котором технология должна обладать всеми признаками системы:

 - целостностью,

 - взаимосвязью его частей,

 - логикой процесса;

Концептуальность – критерий, опирающийся на определенную научную концепцию, которая включает дидактическое, философское, социально-педагогическое и  психологическое обоснование достижения образовательных целей.

Управляемость – возможность целеполагания, проектирования процесса обучения, планирования, поэтапной диагностики, варьирования методов и средств с целью коррекции результатов.

Воспроизводимость – возможность применения (воспроизведения, повторения) образовательной технологии во всех образовательных учреждениях (т.е. технология, выступая как педагогический инструмент, должна иметь гарантированную эффективность в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его возраста,  опыта, стажа и личностных взглядов).

Эффективность – под данным критерием кроется эффективность современных педагогических технологий, существующих в конкретных условиях, по результатам и оптимальным затратам, гарантированность достижения определенного стандарта образования.

   

Структура образовательной технологии

    Структура образовательной технологии состоит из трех основополагающих частей:

  • Содержательная часть – это конкретное, общее содержание и цели учебного материала.
  • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, заложенные в ее фундамент.
  • Процессуальная часть – совокупность методов и форм работы педагога, методов и форм учебной деятельности детей, диагностика обучающего процесса, деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала.

    Таким образом, очевидно: система должна соответствовать всем перечисленным требованиям, в случае если она претендует на роль технологии.

       

Игровая технология

    Игровая  технология строится в виде целостного образования, охватывающего определенную часть учебного процесса и объединенного общим сюжетом, содержанием, персонажем. В нее последовательно включаются:

  • группы игр на обобщение предметов по определенным существенным признакам;
  • игры и упражнения, формирующие навык выделения основных, характерных признаков предметов, сравнения и сопоставления их;
  • группы игр, воспитывающие способность владеть собой, умение быстрой реакции на слово, смекалку, фонематический слух и др.
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников происходит развитие умения отличать нереальные явления от реальных;

    При этом развитие игрового сюжета происходит параллельно основному содержанию обучения. Игровой сюжет помогает освоить ряд учебных элементов и активизировать учебный процесс.

    Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов является  заботой каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть занимательным, интересным, но не развлекательным. Это является основной целью педагогической игры. Для реализации этого подхода требуется, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко поставленную цель и систему игровых заданий, описанную пошагово. Используя такую систему, педагог может быть уверен в результате: получение гарантированного уровня усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...

"Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской  Федерации", в котором впервые дошкольное образование...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы» Секция «Дети в музее»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...

Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования в условиях реализации ФГОС

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское эксперимент...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Психолого-педагогическое сопровождение это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и раз...

Доклад "Педагогические технологии обучения дошкольников в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС."

Опыт применения информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) в образовательной деятельности при формировании интегративных качеств и компетенций (Умений и навыков) дошкольника....