Использование ИКТ в ДОУ
статья на тему

Гришина Татьяна Петровна

В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики.

Применение компьютера в воспитательно-образовательном процессе необходимо для индивидуализации процесса обучения, его эффективности, повышения познавательной активности, всестороннего развития ребенка, увеличения возможности значительно разнообразить процесс обучения.

Информатизация образования – это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Использование ИКТ в ДОУ

В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в сборе, накоплении, продуцировании, обработке, хранении, передачи и использования информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:

совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности в современных условиях информатизации общества;

создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала личности, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний.

В настоящее время использование ИКТ в практику управления ДОУ в основном заключается в следующем:

подбор иллюстративного материала для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других ДОУ;

использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

использование Интернета в управленческой деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения процесса управления ДОУ;

оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.

создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

К техническим средствам на базе ИКТ относятся:

– компьютеры;

– мультимедийные проекторы;

– интерактивные (электронные) доски;

– планшеты;

– сканер;

– принтер;

– цифровой фотоаппарат;

– видеокамера;

– мультимедийное оборудование и пр

В последние годы система образования стоит перед необходимостью создания новой модели образовательного процесса и образовательной среды, соответствующей запросам современного общества.

Информатизация дошкольного образования на основе имеющегося отечественного и зарубежного опыта свидетельствует о том, что:

повышается эффективность воспитательного-образовательного процесса;

открываются новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного-образовательного процесса.

Количество и качество компьютеров, интерактивных досок, имеющихся сегодня в образовательных учреждениях, далеко не единственные критерии эффективности использования новых информационных технологий. В дошкольных учреждениях должны работать специалисты с высокой информационной культурой, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, а также владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

Модернизация системы дошкольного образования в стране внесла коррективы в представления о характере управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Стало очевидно, что проблемы обучения- и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.

При изменяющемся образовании не может быть устаревшей системы управления, но и обновление системы управления требует определенного времени.

Одним из путей повышения эффективности управления дошкольным образовательным учреждением является внедрение в практику инноваций. Процесс внедрения инноваций в сферу управленческой деятельности - это сложный процесс, который предполагает постепенное обновление и совершенствование содержания, методов, средств, технологий управления, что, в конечном итоге, оказывает влияние на качество педагогического процесса.

Инновации в управлении позволяют поднять на более высокий уровень планирование, организацию и другие управленческие функции руководителя, развивать органы самоуправления в ДОУ, совершенствовать организационную структуру дошкольного учреждения и т.д., что создает благоприятные условия для профессионального и творческого роста педагогов, влияет на качество учебно-воспитательного процесса, повышает конкурентоспособность дошкольного учреждения:

Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя отличается от развития инновационных процессов в содержании дошкольного образования, так как требует от самого управленца больших организационных, психологических, физических усилий. Осуществление нововведений в управлении встречает более сильное сопротивление, чем новшества в технологии и содержании образования, поскольку сложившаяся, система, управления адаптирует инновации под себя, нередко лишая их нового содержания. Ситуация затруднена также отсутствием информационного банка об инновациях в управлении, ограниченными возможностями, информационного обмена в данной области для руководителей дошкольных образовательных учреждений.

Совершенствование управленческой деятельности заведующего детским садом нуждается в поиске научно-обоснованных теоретических положении, методологически выверенных путей, средств, педагогических условий; способствующих эффективности развития инновационных процессов в управлении ДОУ.

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс управления ДОУ   эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности для развития.

Это позволяет сделать вывод:

Использование ИКТ в управлении, благодаря программам Аверс позволяет унифицировать процесс делопроизводства, кадрового дела, планирования и контроля эффективности использования ресурсов. Для успешной работы программы важно своевременное заполнение информации, назначение ответственных лиц.

Применение компьютера в воспитательно-образовательном процессе необходимо для индивидуализации процесса обучения, его эффективности, повышения познавательной активности, всестороннего развития ребенка, увеличения возможности значительно разнообразить процесс обучения.

Информатизация образования – это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник руководителям в организации системы управления ДОУ. Использование информационных технологий помогает руководителю повышать мотивацию коллектива, что приводит к повышению производительности труда.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить педагога и руководителя ДОУ большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в управлении ДОУ дает возможность существенно обогатить, качественно обновить процесс развития  ДОУ и повысить его эффективность.

Таким образом, внедрение информационных технологий в процесс управления ДОУ, в том числе и в образовательный процесс, несомненно, ведёт к повышению качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на более эффективные формы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия для детей дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями по развитию речи с использованием образовательных электронных ресурсов краеведческого характера. Занятие «Мой родной город» с использование программного обеспечения POWER POINT

Наличие дефектов речи мешает ребенку овладевать навыками выразительного общения, умением правильно и грамотно выражать свои мысли. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели уделяли в...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...