Авторская программа для детей 3-5 лет " Играем в сказку"
учебно-методическое пособие (младшая, средняя группа)

Волкодав Мария Александровна

Программа включает в себя: актуальность развития эмоций у детей младшего дошкольного возраста, диагностику, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx69.97 КБ

Предварительный просмотр:

Программа для детей 3-5 летнего возраста «Мир сказок и эмоций» (Волкодав М.А.)

1.Пояснительная записка.

Здоровье подрастающего поколения  является неотъемлемой составляющей богатства нации и наиболее ярким показателем ее благополучия.

Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 % от общего количества воспитанников. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами, увеличивается число нервно-психических заболеваний.

 По данным Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга, здоровье учащихся общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных образовательных учреждений имеет неблагоприятную динамику. Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, культурный кризис общества, кризис института семьи, информационные и нейропсихические перегрузки, снижение двигательной активности.  Медицинские исследования показывают, что лабильность показателей здоровья, зависит не только от наследственных характеристик и биологических факторов, но и от социально-средовых факторов, действие которых нарастает с возрастом ребенка (Голубев А.С., 2005). Последний факт подчеркивает значимость педагогической работы, направленной на воспитание культуры здорового образа жизни, формирование личного ресурса здоровьесбережения.

Эмоции представляют собой одну из форм психического отражения в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта (Психологический словарь/ под. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 1990). Эмоции выступают в качестве одного из главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе любой активности человека.

Подчеркивая значимость эмоциональных факторов в онтогенезе, Л.С.Выготский писал, что "жизненный путь личности - это история ее переживаний". Эмоциональный опыт современного ребенка, т.е. опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окраску, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

 Многовековые наблюдения и современные исследования показывают  взаимосвязь между  переживаемыми  эмоциями и здоровьем человека. Негативные эмоции, накапливаемые человеком, приводят к  различным соматическим заболеваниям.

Все чаще современным родителям, педагогам, психологам приходится сталкиваться с эмоциональными нарушениями и у дошкольников: высокий уровень  агрессивности, тревожности, большое число  замкнутых, с  низкой самооценкой детей.

Актуальность и практическая значимость предлагаемой авторской программы подкрепляется также результатами ОЭР,  проводимой в ДОУ 103 по теме «Использование психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций как фактора, обеспечивающего повышение здоровья детей дошкольного возраста». Результаты, полученные  в ходе обследования, проведенного в  2012-2013 году, позволили  выявить  «проблемные сферы» в структуре личностных компетенций дошкольников разного возраста и определить основные направления  педагогического сопровождения  детей соответствующих возрастных группы. Для  детей старшего  дошкольного возраста (5-7 лет)  к таким  сферам  были отнесены: волевые, креативные, духовные и  эмоциональные компетенции. Для детей  младшего дошкольного возраста (3-5 лет) коммуникативные, волевые, интеллектуальные и эмоциональные компетенции.  

Программа ОЭР ДОУ № 103 строится на холистической  модели здоровья В.А. Ананьева «Цветок потенциалов», предполагающей гармоничное раскрытие целой группы здоровьесберегающих потенциалов имеющих значение для соматического и психологического благополучия  личности.

Под компетентностями ребенка в области здоровья понимается многоуровневая система,  объединяющая его личностные, духовные, психические и физические возможности ни одной из которых нельзя пренебрегать, каждая из которых обеспечивает соматическое и психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста:

  1. Интеллектуальные компетенции (интеллектуальный аспект здоровья) – способность ребенка приобретать знания, усваивать умения и использовать их на практике, владение универсальными предпосылками учебной деятельности.
  2. Волевые компетенции  (личностный аспект здоровья) – предполагает формирование навыков принятия решений, умение сказать «нет», постоять за себя. Включает такие параметры как позитивную самооценку ребенка, оптимальный уровень притязаний, высокую мотивацию к выполнению учебной деятельности
  3. Эмоциональные компетенции (эмоциональный аспект здоровья) – способность ребенка распознавать и цивилизованно выражать свои чувства, быть свободным от страхов,  уметь справляться с агрессивными тенденциями в поведении.
  4. Телесные компетенции (соматический аспект здоровья) – способность ребенка к спонтанному, естественному телесному поведению, устойчивость тела, уравновешенность, принятие своего внешнего облика. Для ребенка этот аспект включает изучение «телесной топографии», освоение простейших приемов психосоматической регуляции, получение удовольствия от взаимодействия с телом через физические и танцевальные мероприятия. Здесь можно говорить и о формировании первичных представлений ребенка о правильном выборе режима и форм питания.
  5. Коммуникативные компетенции (социальный аспект здоровья) – включает развитие коммуникативных навыков ребенка, повышение культурных навыков в процессе общения с детьми и взрослыми, развитие социальной смелости, осознание ребенком своих  прав и обязанностей.
  6. Креативные компетенции (творческий аспект здоровья)– способность ребенка к созидающей активности, его умение творчески самовыражаться и адаптироваться к неожиданным жизненным ситуациям. Данный аспект включает развитие возможности ребенка генерировать новые идеи и креативные образы,  позволяет выявлять и поддерживать проявления детской одаренности
  7. Духовные компетенции (духовный аспект здоровья) – понимается как развитие духовной природы ребенка, связанной с желанием творить добро, отстаивать справедливость. Это направление связано и с развитием экологических представлений, художественно-эстетических возможностей ребенка, приобщением к традициям русской национальной  культуры.

Цель и задачи программы: развитие эмоциональных компетенций  младших дошкольников как личностного превентивного ресурса здоровьесберегающего поведения.

Основные задачи:

Обучающие

  1. Развитие способности различать и определять различные эмоции и эмоциональные состояния человека;
  2. Развитие способности конструктивно выражать свои эмоции и чувства;
  3. Развитие наблюдательности, навыков рефлексии собственного психоэмоционального состояния;
  4. Развитие словарного запаса, позволяющего охарактеризовать эмоциональную сферу человека;

Воспитательные:

  1. Формирование эмоционально-коммуникативных  качеств личности, обеспечивающих успешную социализацию ребенка: умение сопереживать, отзывчивость, дружелюбие и др.
  2. Способствовать гармонизации эмоционального состояния, эмоциональному благополучию  каждого ребенка с  учетом индивидуальных различий в эмоциональных проявлениях, эмоциональных переживаниях (уровень чувствительности), эмоциональной экспрессии (степень выраженности) и эмоциональном поведении (способ реагирования)
  3. Способствовать улучшению социально-психологического климата в группе

Развивающие:

  1. Формирование  у детей потребности в саморазвитии, самопознании
  2. Развитие активности, творческой направленности личности воспитанников

Предлагаемая программа «Мир сказок и эмоций» рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет). Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства.

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте: ребенок – взрослый (обобщенный, общественный). Обобщенный  взрослый - это носитель  общественных функций, т.е водитель, продавец, воспитатель, мама вообще. Ребенок  стремиться действовать самостоятельно, вести себя как взрослый. Ведущей формой деятельности дошкольника является игра. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер и   может быть использовано для реализации педагогических задач.

 Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребёнку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает строить модели той действительности, с которой имеет дело, и делает он это с помощью сказки, являющейся для него азбукой жизни. Четыре – пять лет – апогей сказочного мышления. Сказка – это своеобразная знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. Мышлению этого возраста свойственен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты (Ж. Пиаже), что делает сказку  особенно близкой и понятной для  детей этого возраста.

Создавая условия для развития конструктивного эмоционального развития ребенка в детском саду и в семье в период дошкольного детства, мы обеспечиваем основы для жизненной созидательной стратегии личности, способствуем сохранению соматического и психического здоровья. В образовательном процессе детского сада должны быть созданы условия для активного освоения дошкольниками важнейших компонентов социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческо - деятельностного. Эти компоненты выражают ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностях своей семьи и детского сообщества, ориентацию на ценности здорового образа жизни. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребенком личностно и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими, основой для положительной самооценки и чувства самоуважения.

Программа «Мир сказок и эмоций» относится к вариативной части образовательной программы.

Режим занятий: Программа рассчитана на 1 год, общее количество часов - 12 часов в год.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 4 раза в месяц (продолжительность занятия 20 мин). Занятия проводятся со всеми детьми.

Авторская программа основана на принципах:

-комплексного подхода к решению дидактических и развивающих задач;

-экологичности и многофункциональности использования дидактических материалов;

-соответствия используемых форм и методов работы  возрастным особенностям развития дошкольника;

-сочетания традиционных и интерактивных методов работы со сказкой;

- личностно-деятельностного подхода

Новизна настоящей программы состоит в реализации компетентностного подхода к  формированию здоровьесберегающего поведения дошкольника, ориентации предлагаемой программы на работу с детьми младшего дошкольного возраста, а так же ориентации на традиционные и инновационные  формы и способы работы со сказкой для решения  системы обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Применение сказок в эмоциональном развитии детей младшего дошкольного возраста

Программа основана на  подходе к работе со сказкой, реализуемом в сказкотерапии. В сказкотерапевтическом процессе сегодня используется пять видов сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и имеют разные формы применения: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, кукло - терапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в песочнице …

Сказка является для ребенка-дошкольника привычным, естественным  способом знакомства с окружающим миром. Народные сказки способствуют формированию морально-нравственных установок человека, формированию системы жизненных ценностей.

Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: « Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия - это ещё и процесс активизации потенциала личности. Это возможность поверить в свои силы. Сказкотерапия - это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности.

2.Учебно-методический план

Наименование разделов и тем

Обще кол-во часов

В том числе

теор

практич

Раздел  1. Познание эмоционального мира человека

1.1.

Путешествие в страну эмоций

1ч 20

1ч 20

1.2.

Моё настроение

1ч 20

1ч 20

Раздел 2. Проявление эмоций

2.1.

Театр – Добрый мир

1ч 20

1ч 20

2.2.

Стоит в поле теремок

1ч 20

1ч 20

Раздел3. Эмоции –регулятор межличностных  отношений и здоровья человека

3.1.

В стране сказок

1ч 20

1ч 20

3.2.

Мама и малыши

1ч 20

1ч 20

3.3.

У нас в гостях герои

1ч 20

1ч 20

Раздел 4. Понимание своих эмоций

3.1.

Волшебный сон

1ч 20

1ч 20

3.2.

Сочиняем сказку

1ч 20

1ч 20

Итого

12ч

3. Содержание занятий

Содержание занятий подобрано в соответствии с основными направлениями работы с эмоциями в контексте здоровьесберегающего поведения: когнитивным – предполагает расширение системы знаний и представлений об эмоциональной сфере человека;  экспрессивным –предполагает обучение основным принципам  социально приемлемого выражения различных эмоций; регуляторным- предполагает  формирование представлений о значении  эмоций для  межличностных отношений и здоровья человека, гармонизацию эмоционального состояния, повышение эмоционального благополучия воспитанников; рефлексивным - предполагает формирование первичных навыков  самонаблюдения и самоанализа.

Месяц

Тема

Форма и содержание работы

Сентябрь

«Путешествие в страну эмоций».

Цель: Учить детей выражать свои эмоции средствами интонации, мимики, пластики, понимать эмоции других людей; адекватно реагировать на эмоциональное состояние другого человека.

Диагностика «Мир эмоций»

Прослушивание сказки

«Волк  и семеро козлят»

Д\и «Отгадай из какой я сказки»

Режиссерская игра «Маша и медведь»

Игровое задание: «Хорошо – плохо»

Октябрь

«Моё настроение»

Цель:  Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать своё эмоциональное состояние и умения его выразить; стимулировать внимание детей

Театрализованная игра «Федорино горе»

Лепка «Зеркало»

Психогимнастика «Дружба»

«Лубяная избушка -создание проблемной ситуации

Д\и «Узнай сказку, по песенке героя»

Показ теневого театра «Теремок»

Д\и «Составь картинку»

Ноябрь

«Театр – Добрый мир»

Цель: Систематизировать знания детей о театре; побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, движений и др.); стимулировать игровую деятельность, способствующую раскрепощению; расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях

Чтение сказки «Красная шапочка»

Рассказывание сказки «Рукавичка»

Игра-драматизация «Рукавичка»

Рисование «Сказочный лес» (коллективная работа)

Д\и «Третий лишний»

Декабрь

«Стоит в поле теремок»

Обобщение представлений детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию; стимулирование потребности совершать добрые поступки; формирование умения передавать эмоциональное состояние в рисунке; формирование позитивного образа своего «Я»

Режиссерская игра «Перчатки»

Игра «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»»

Аппликация «Избушка на курьих ножках»

Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой»

Развивающая игра «Золушка»

Январь

«В стране сказок»

Цель: расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям; расширить представление о значении эмоций для здорового образа жизни; раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии; формировать ценностное отношение ребёнка к себе и к окружающим его людям

Д\и «Найди настроение»

Игра – инсценировка «Веселые превращения»

Коллаж «Каникулы в стране сказок»

Игровое задание «Варим кашу»

Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Психогимнастика «Смелый заяц»

Проблемный анализ сказки « Как медвежонок Шуня здоровье искал»

Февраль

«Мама и малыши»

Цель: воспитание нравственности; работа над выразительностью движений; регулирование поведения в коллективе; способствовать эмоциональному осознанию детьми своего поведения

Режиссерская игра «Детки в клетки»

Д/и «Какое выражение бывает у людей»

Оформление книги «Полезные сказки»

Показ настольного театра «Снегурочка»

Психогимнастика «Ласка»

Март

«У нас в гостях герои»

Цель: Расширение представления детей об эмоциях, о роли эмоций в жизни человека; развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами; развитие умения заботиться о других; воспитание чувства ритма; развитие координации движений

Режиссерская игра «Волк и медведь»

Рисование «Цветы для мамы»

Д\и «Встречи героев»

Игровое задание «Добрые – злые»

Психогимнастика «Сосулька»

Апрель

«Волшебный сон»

Цель: Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов; стабилизации нервных процессов; развитие умения двигаться легко свободно; тренировка психомоторных функций; самовыражение индивидуальности ребёнка

Режиссерская игра «Школа зверей»

Театрализованная игра «Волшебный сон»

Аппликация «Изготовление костюмов- нагрудников»

Д\и «От точек к сказке»

Игра-драматизация «Играем в кукольный театр»

Май

«Сочиняем сказку»

Цель: учить отражать в продуктивном виде деятельности свое отношение к героям; развитие творческого воображения, связной речи

Режиссерская игра «котята потеряли перчатки»

Рисование, аппликация «Цветы из сада Бабы Яги и Золушки»

Д\и «Новые сказки»

Психогимнастика «Золотые капельки»

4.Методическое обеспечение программы

4.1. Методические рекомендации по работе со сказками.

Каждая сказка уникальна. Однако использование сказкотерапии как воспитательной системы предполагает учет  общих закономерностей работы со сказочным материалом.

 Можно выделить несколько основных педагогических приемов при работе со сказкой, основных форм работы с детьми.

 Прежде всего  нужно отметить  возможность использования сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.

Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации, вызываемые у ребенка сказкой,  проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.

Беседа. «Почему герой так поступил?» - обсуждение сказки, то есть более активная работа с текстом, в ходе которой  обсуждается поведения и мотивы персонажа, что в свою очередь служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии определенного поступка «хорошо» — «плохо». Вариантом простого обсуждения может быть анализ проблемной ситуации.

Проблемные ситуации (от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен "Снежная Королева?).

Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена"). Что можно сделать, чтобы с тобой захотели дружить?

Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).

Моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В  ходе работы возможно использование в качестве заместителей разнообразных геометрических фигур.

Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).
Пиктографические изображения. Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.
Например, в приложении приводятся конспекты занятий по сказкам "Репка", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Заюшкина избушка".

Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции, позволяя тем самым расширить индивидуальный репертуар выразительных средств.

Для обоснования возможности педагогического влияния на развитие эмоциональной экспрессии детей – мимики, пантомимики, речевой интонации детей – обратимся к театральной педагогике К.С. Станиславского, в частности, к методу опосредованного включения и отражения эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий. Метод этот получил название физического действия. Его заимствование применительно к дошкольникам дает возможность управлять характером моторного звена эмоционального отклика в тех случаях, когда следует снимать психомышечное напряжение, скованность в жестах, движениях, голосовых реакциях; развивать выразительность моторного звена эмоционального отклика; побуждать к демонстрации самобытного, индивидуально - неповторимого рисунка эмоциональной экспрессии; стимулировать проявление сформированного эмоционального опыта.

Выразительные движения. Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского.

Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

К  наиболее эффективным средствам развития паралингвистических проявлений эмоций относится игровая драматизация, игровая психогимнастика. Позитивное влияние театрализованной игры на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено её особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, воображаемая ситуация). Драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его.

Организуя такие игры - их мы назвали эмоционально- экспрессивными, - педагог должен учитывать:

Специфику моторного профиля каждой эмоции. В этом случае в контекст игры включается содержание, провоцирующее детей на демонстрацию эмоционального состояния- радости, грусти, страха, удивления.

Последовательность в усложнении драматизаций, способов их организации, то есть разыгрываются игры, предполагающие повторение действий по образцу; включающие в себя завершение действий, начатых взрослым; провоцирующие к самостоятельным импровизациям как с предметами (реальными и воображаемыми), так и без предметов;

Последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, начиная с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю, - жеста, мимики. Затем включать содержание, побуждающее к выразительности речевой интонации, телодвижений, поз. Выразительные движения представляют собой внешние проявления сложных внутренних эмоциональных процессов. Если мы будем руководствоваться этим выводом, тогда целесообразно это направление педагогической работы реализовать со средней группы, опираясь на образное мышление и воображение.

Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".

Рассказать знакомую сказку по кругу.

Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).

Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).

Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).

Разыгрывание придуманных сказок.

Примеры других творческих заданий приведены в приложении 1.

В программе используется два основных варианта знакомства ребенка со  сказкой:

1. Традиционный: например, сказка для чтения,

 2.Иннновационный: например, сказка для театрализации.

 Как же читать (рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий рассказа  сказки - это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. При  рассказе от педагога требуется выражения  подлинных эмоций и чувств, так  как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время  чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они  могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так  как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от  прочтения.

  При чтении важно  следить не только за своим исполнением, но и за восприятием,  за вниманием слушателей. Важно не читать, а рассказывать, так как  необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в  процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты  его взволновали. По отношению ребенка к рассказываемому, можно определить  те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный  момент его жизни. По мере развития сюжета сопереживания героям у детей  усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс  вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться  своими переживаниями и оценками. Не следует делать детям замечания,  призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать  события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут  себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и  направленность чувств обычно не вызывает сомнений.

         При использовании элементов кукольного театра манипуляции с куклами  должны быть предварительно отработаны. Работая с куклами, звуки речи  должны направляться к зрителям, необходимо заботиться о четкой дикции, о  достаточной силе голоса. Действуя с куклой, надо следит за тем, чтобы её  движения соответствовали содержания произносимых реплик, их интонации.  Голос речь должны соответствовать внутренней характеристики персонажа.

         Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми,  когда он ищет у детей поддержки, просит совета.  Действуя  «от лица героя», педагог  преобразовывает сложные ситуации в педагогические задачи, подводя детей  к  решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы  действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она  была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах  деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей  дошкольного возраста.

            Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к  следующему этапу работы – сочинению сказок. Педагог может рассказать, что  есть не только люди, которые хорошо сказывают сказки – сказатели, но и те,  кто сами их сочиняют – сказочники. Дошкольники, как правило, с  удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать  сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно  придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу.  Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов,  логическому развертыванию сюжета, завершению его и многому другому. Из  достаточно богатого арсенала методики обучению рассказыванию воспитатель  может отобрать то, что покажется ему наиболее интересным, целесообразным,  близким его педагогическому опыту. Итогам работы по этой теме станет праздник сказки, где дети выступят в  ролях сказителей, сказочников покажут инсценировки знакомых сказок.  Знакомство со сказками можно завершить и по–иному --- « изданием» сборника  « Наши сказки», куда вошли бы лучшие сказки детей и лучшие детские  рисунки к ним.

4.2. Рекомендации по работе с родителями.

           

К работе по ознакомлению со сказкой, необходимо привлекать и родителей.  Родители вмести с детьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации.  Совместное творчество родителей с детьми, создает атмосферу доверия, свободы  общения, удовлетворенности, обеспечивает максимально свободный  эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом их взаимное доверие,  эмоциональную раскованность и так далее. Всё это в конечном итоге ведет к  творческому раскрепощению, к созданию ярких, неповторимых,  индивидуальных образов.

 

  Примерное планирование работы с родителями по теме: «Мир сказок и эмоций»

Месяц

Работа с родителями

сентябрь

Анкетирование родителей «Мой ребенок»

октябрь

Рекомендации «Ласковое воспитание»

Консультация «Зачем ребенку кукольный театр? Живая кукла возможно ли это?»

ноябрь

Рекомендации « От улыбки станет всем светлей, или Юмор и воспитание»

Рекомендации «Почитай мне сказку мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»

декабрь

Круглый стол «Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?»

Рекомендации «Волшебный мир сказок»

январь

Рекомендации «Сказка как тренинг жизненных умений»

Памятка для родителей

февраль

Тематическое занятие «В мире сказок»

март

Рекомендации «Жизненная стойкость и психическое здоровье детей»

апрель

Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста

Родительское собрание «Эмоциональный мир дошкольника»

май

Консультации «Привязанность к родителям - важнейший компонент эмоционального развития»

         В соответствие с работой по перспективному плану и с лексическими темами систематически, ежемесячно родителям даются рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки. Они вместе со своим ребенком в  выходные дни посещают библиотеку, рисуют иллюстрации к заданной сказки,  изготавливают декорации и рекламки к драматизируемой сказке в группе, учат  ребенка пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки и эмоции, ею  вызываемые и т.д.  Для работы с  с родителями по выполнению домашних  рекомендаций была  разработана памятка

Закреплению полученных навыков служит  деятельность по раскрашиванию раскрасок с изображенными сказочными героями. Дети с большим удовольствием разукрашивают их, воспроизводя при  этом содержание сказки.

4.3. Диагностическое оснащение

В ходе исследования проблемы развития эмоций через сказку, предполагается  проведение нескольких диагностических замеров. Первая диагностика проводилась в сентябре 2012 года в средней группе ГДОУ№103 Фрунзенского района (списочный состав группы 18 детей, возраст детей 4 – 5 лет).

Диагностика состояла из трех заданий:

Задание №1  « Раскрась героя сказки»                    

Данное задание позволяет выявить чувства, которые испытывает ребенок. Кроме того,  раскрашивая «героя сказки», ребенок может проявить подавляемые им чувства.  Таким образом, ребенок представляет цветной портрет своих чувств.  

 Если ребенок раскрашивает « героев» розовыми, желтыми, зелеными и  другими спокойными цветами, то можно говорить о том, что его состояние  достаточно стабильно и гармонично, он конструктивно будет воспринимать и  реагировать на занятиях. Иногда в рисунках могут появиться черные,  коричневые и ярко-красные тона. Это может означать либо сложное,  нестабильное актуально-эмоциональное состояние; либо отголоски  психологической травмы, которую перенес ребенок (особенно если штриховка  неупорядоченная, тревожная, ребенок сильно давит на карандаш); либо места, в  которых ребенок испытывает боль; либо ребенок просто привык рисовать  этими цветами (дома у него есть карандаши только черного цвета). Если  большая часть рисунка закрашена черным или коричневым цветом, с таким  ребенком желательно провести индивидуальную работу.    Для того чтобы сделать окончательные серьезные выводы, необходимо  провести серию рисунков. Так как на раскрашивание «человечка» влияет  состояние ребенка в данный момент, предпочтение им того или иного цвета,  обстановка в которой происходит рисование и многое другое, то    ребенку говорится: «Представь, что этот  сказочный герой, тот в  которого ты хотел бы превратиться (или превратился). Этот герой, так же как и  человек, может испытывать разные чувства. Чувства и ощущения этого героя  живут в его теле. Раскрась эти чувства:   Радость – желтым, Счастье – оранжевым, Удовольствие – зеленым, Грусть - голубым, Гнев, раздражение- ярко-красным, Чувства вины- коричневым, Страх- черным». Когда ребенок красит «человечка», можно поговорить с ним о том, почему он  раскрасил именно так, а не иначе.

Задание №2. Изучение способности различать и воспроизводить базовые  эмоции

Ребенку предлагались карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявлялись по одной с вопросом: «Какое это лицо, изобрази такое же».

Задание № 3. Наблюдение в рамках ОЭР по  модифицированной  карте наблюдения Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой (приложение 2)

После обработки полученных данных был сделан вывод, что у детей младшего дошкольного возраста существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации, запрет на слезы, запрет на выражение страха, агрессии.

4.4. Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы.

Для проведения занятий по программе «Мир сказок и эмоций» необходимо следующее оборудование:

  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Магнитофон
  • Фланелеграф
  • Наборы кукол для пальчикового театра
  • Набор фигур для теневого театра
  • Перчаточные куклы «Театр Бибабо»
  • Наборы цветной бумаги
  • Карандаши, фломастеры, краски

5. Ожидаемые результаты.

         В результате проведения программы ожидается  расширение представлений детей об эмоциональных проявлениях человека, развитие способности к дифференциации эмоций, развитие способности понимать  свои эмоциональные состояния  и эмоциональные состояния других людей, увеличение словарного запаса, расширение речевой и языковой компетентности ребенка, развитие способности выражать эмоции и чувства вербально и невербально (в движении, мимикой, голосом).

        Так же ожидается гармонизация психоэмоционального состояния детей, увеличение свободы творческого самовыражения, улучшение социально-психологического климата в группе, повышение групповой сплоченности.

        Можно выделить  три уровня развития эмоциональной компетентности дошкольников 4-5 лет:

-Высокий уровень: способен к различению базовых эмоций и дифференциации эмоциональных состояний; способен использовать невербальные средства для выражения эмоционального состояния разных героев сказки; способен анализировать эмоциональные переживания и причины поступков  героев сказок; способен проявлять сочувствие, сопереживание героям сказок и окружающим его детям и взрослым; может выразить свои  переживания; преобладает устойчивый позитивный эмоциональный фон;  выражена  адекватность эмоциональных реакций на различные явления окружающей действительности

-Средний уровень: способен к различению базовых эмоций, но затрудняется с дифференциацией эмоциональных состояний; не всегда может найти адекватные невербальные средства для выражения эмоционального состояния разных героев сказки; иногда затрудняется  анализировать эмоциональные переживания и причины поступков  героев сказок; избирательно и ситуативно проявляет сочувствие, сопереживание героям сказок и окружающим его детям и взрослым;  не всегда может выразить свои  переживания; преобладает устойчивый позитивный эмоциональный фон; преобладает адекватность эмоциональных реакций на различные явления окружающей действительности

-Низкий уровень: адекватно  различает ограниченное количество базовых эмоций; не всегда может найти адекватные невербальные средства для выражения эмоционального состояния разных героев сказки; затрудняется  анализировать эмоциональные переживания и причины поступков  героев сказок; избирательно и ситуативно проявляет сочувствие, сопереживание героям сказок и окружающим его детям и взрослым;  затрудняется с вербализацией  своих  переживаний; наблюдаются  нарушения аффективно-коммуникативной сферы личности (эмоционально неустойчив, тревожен, агрессивен, замкнут); часто наблюдаются неадекватность эмоциональных реакций на различные явления окружающей действительности


                                            Литература.

  1. Вежнович И.Н. Программа «Развитие эмоциональной сферы» //Школьный психолог. 2005. № 17.С. 14-17.
  2. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии.1995.№ 2.С. 6-9.
  3. Ежкова Н.М. Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания // Дошкольное воспитание. 2005. № 10.С. 26-28.
  4. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
  6. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
  7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
  8. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
  9. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
  10. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.
  11. Русанов В.Л. Занимательные задачи сказочного характера // Начальная школа. 1987.№4.С. 13-15.
  12. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.
  13. Хухлаева О.В., Хухлаева О. Е., Первушина И.М. Тропинка к своему я. М.: Генезис, 2004
  14. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005.


Приложение 1.

  1. Примеры творческих заданий
  2. Сказки, но по-новому

Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Колобок   rows   добрый  rows волк

Лиса   rows  хитрая  rows колобок

  1. Сказки о бытовых предметах

Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало        rows    сказочное продолжение

  1. Узнай сказку по песенке героев

Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

  1. Продолжи сказку

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

  1. От точек - к сказке

Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

  1. Нарисуй сказку

Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотипия, пальцевая живопись, рисование акварелью по - мокрому).

  1.  Примеры Игровых заданий

При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

"Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова: Раз, два, три, Горшочек, вари! "продукты" по порядку входят в круг - "горшочек".Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая). Кашу помешивают (все идут по кругу) Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются). Раз, два, три, Горшочек, не вари!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой на экологической тропе"

Программа реализуется в совместной деятельности и на прогулках...

Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной далёкий, близкий»

Содержание программы направлено на создание условий для развития личности дошкольника; развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству; обеспечение благополучного эмоционального развит...

Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Прикоснись к природе сердцем»

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир сто...

Парциальная авторская программа оздоровлени детей в МБДОУ "ЦРР- детский сад 8 "Огонек"

Программа "Крепыш" отражает основные пути оздоровления детей в ДОУ 8 "Огонек"...

Авторская программа «Приобщение детей к культуре и традициям Донского края»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждения центра развития ребёнкадетский сад № 4 «Золотой ключик»Ростовская область,  город Константиновск    Авторс...

Авторская программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха»

Сегодня перед дошкольным образованием стоитсложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность,умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейсядействительности. В данных усло...

Авторская программа по формированию элементарных математических представлений «Учимся со сказкой»

Авторская программа предназначена для формирования у старших дошкольников элементарных математических представлений посредством сказки, выявления эффективности воздействия сказки на развитие интеллект...