Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (разработана Н.И. Гуткиной)
материал на тему

Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника»

(разработана Н.И. Гуткиной)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gutkina._opredelenie_pozitsii_shkolnika.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника»

(Автор: Н.И. Гуткина)

Фамилия Имя ребенка ___________________________________________________________________  

Дата обследования:

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Сформир + Несформир  Неясный случай +

Ты хочешь идти в школу?

Ты хочешь еще на год остаться в детском саду? \ желание ребенка\

Какие занятия тебе нравятся в детском саду? Почему? \познавательный интерес\

Ты любишь, когда тебе читают книжки? Познавательный интерес\

Ты сам\а\ просишь, чтобы тебе почитали книжку? Познавательный интерес\

Какие у тебя любимые книжки?

Почему ты хочешь идти в школу? \ объяснения желания\

Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь ее? Отношение к трудностям\

Тебе нравятся школьные принадлежности?

Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?

Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было

длиннее: урок или перемена? Почему?

Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника»

(разработана Н.И. Гуткиной)

Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями  «внутренней позиции школьника», выявленными в экспериментальных работах по ее изучению*.

Так, сформированность «Внутренней позиции школьника» своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.) Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности – игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы.

        Беседа состоит из 12 вопросов. Ключевыми являются вопросы 2 – 8, 10 – 12.

Вопросы №1 и №9 не являются ключевыми, т.к. на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными.

        Если ребенок хочет в школу, то как правило он отвечает на вопрос №2 несогласием ещё на год остаться в детском саду или дома и наоборот.

Важно обратить внимание на то, что ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают, что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду ит.д., то есть желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка.

        Вопросы №3,4,5,6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос №6 о любимых книгах.

        Ответ на вопрос №8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.

        Если испытуемый ещё не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе №10 и наоборот.

        Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться (вопрос №11) , и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы дольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос №12). Если же ребенок ещё не хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене.  

Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) «внутренней позиции школьника». В неясных случаях ставится знак (+/-).

_______________________________________________________________________

* Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С., Развитие мотивов учения у советских школьников// Известия АПН РСФСР. Вып36, 1951.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема.

За последние десятилетия произошли существенные изменения в обществе и в образовании. Насыщенность дошкольного детства специальными школьными атрибутами (тетрадями, учебниками, портфелями и т.д.), при...

Круглый стол педагогов ДОУ и учителей начальной школы « Формирование у дошкольников внутренней позиции «я – школьник». Преемственность дошкольного учреждения с начальной школой».

Задачи проведения "Круглого стола":·         расширить теоретический диапазон знаний участников круглого стола по проблеме формирования внутрен...

Социально-личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста как условие формирования внутренней позиции младшего школьника и развития познавательного поведения

Социально-личностная готовность ребенка, которая заключается в произвольности поведения, учебно-познавательной мотивации, самооценки, самоопределения, и нравственно-этической ориентации, выступает как...

Памятка «Рекомендации родителям будущих первоклассников по формированию внутренней позиции школьника»

Внутренняя позиция школьника (ВПШ) – основа готовности ребенка к школе. Сформированная ВПШ – это, когда ребенок относится к поступлению в школу или к пребыванию в ней, как к совершенно ест...

Формируем внутреннюю позицию школьника

Консультация для родителей...

Игры, направленные на развитие внутренней позиции школьника

Игры, направленные на развитие внутренней позиции школьника...

Внутренняя позиция школьника

Как сформировать внутреннюю позицию школьника. Инструкция для родителей....