ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ.
консультация на тему

При применении педагогических технологий в ДОУ педагогу удастся повысить резерв развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moya.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

За последние годы педагогическая наука обогатилась новыми понятиями и терминами, заимствованными из других областей знаний. К такому понятию относится понятие «педагогической технологии».

Технология в переводе с греческого – искусство. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

В научной литературе широко дискутируется вопрос о том, что понимать под педагогическими технологиями: технологии обучения, воспитания или... Приведенные различными авторами аргументы не позволяют не учитывать очевидных вещей. Так, С. А. Смирнов считает, что невозможно говорить о педагогических технологиях, поскольку понятие «педагогический» подразумевает три процесса — обучение, воспитание и развитие. И если цель возможно определять в обучении, то в воспитании, развитии, процессах значительно более сложных и неоднозначных, определить диагностическую цель практически невозможно, эти процессы не могут быть организованы на технологическом уровне.

Е. В. Бондаревская предлагает использовать понятие «технологии обучения», связывая технологии по преимуществу с организацией учебного процесса и отмечая, что любые технологии отвечают на вопрос, как учить искусно, то есть, как наилучшим образом достичь результатов обучения. Автор подчеркивает, что диапазон рассматриваемого в науке понятия «технологии обучения» достаточно широк — от совокупности отдельных педагогических приемов до целостной системы обучения.

И. П. Подласый считает, что технологии отвечают на вопросы: как учить, как действовать, чтобы результаты совпали с поставленными требованиями?

Т. И. Шамова определяет педагогические технологии как научно обоснованный выбор характера операционного воздействия в процессе организуемого педагогом взаимообщения с детьми, производимого в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.

Практически все современные ученые, занимающиеся исследованием эффективности внедрения педагогических технологий в образовательный и воспитательный процессы, отмечают, что каждая педагогическая технология должна обладать рядом характеристик (признаков, качеств), которые будут свидетельствовать о том, что используется именно технология, а не набор отдельных методов и приемов. Каждую педагогическую технологию характеризуют:

  • концептуальность (в основе каждой технологии лежит ее научная концепция, включающая философское, психологическое, социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей);
  • содержательность (набор определенных действий обязателен в рамках данной технологии);
  • управляемость (возможность диагностического планирования, проектирования образовательного процесса, варьирование средствами и методами для коррекции результатов, опора на структуру деятельности);
  • ситуативность (теоретические основы технологии представляют собой общую схему, которая не может быть реализована в чистом виде, она должна быть адаптирована к конкретному учебно-воспитательному процессу.

По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

  • Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
  • Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
  • Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
  • Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.

Деятельность дошкольного учреждения имеет свою специфику, поскольку весь образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навыков), а на развитие и воспитание детей. Следовательно, применительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребенка (активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др.).

Современные педагогические технологии представляют собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ребенка на позицию субъекта.

Теория и практика дошкольного образования показывают, что ДОУ как уникальная педагогическая система не может быть монотехнологичным, политехнологизм в образовании сегодня неизбежен. Поэтому среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить здоровьесберегающие педагогические технологии, технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технологию проектной деятельности, технологию исследовательской деятельности, технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога», информационно-коммуникативные технологии.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Информационно-коммуникативные технологии. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.

Технологии «Портфолио дошкольника». Индивидуальные образовательные достижения — это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и самопрезентации личных достижений ребенка.

Технологии «Портфолио педагога». 

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Таким образом, если при применении педагогических технологий в ДОУ педагогу удастся повысить резерв развития ребенка. Для педагога, который научился работать на технологическом уровне, главным ориентиром всегда будет саморазвитие ребенка, потому что образовательное учреждение должно формировать у человека главную потребность — потребность в саморазвитии, так как жизнь человеческая соткана из многообразия технологий (деятельностей), функционально связанных между собой.

Использованная литература.

1. Крулехт М.В. Педагогическая технология реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада: Методические советы к программе «Детство». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002г.. С. 3-15.

2. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов   педагогических   специальностей / Под   общ.   ред.Кукушина В.С.  Серия «Педагогическоеобразование». Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002г. –320 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., Из-во «Народное образование» 1998г. – 256с.

4. Хабарова Т.В.  Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 80 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Использование педагогической технологии сближения детей и взрослых "

В мастер -классе представлены варианты коммуникативных игр...

Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения  собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...

Особенности использования педагогических технологий ( технологии сотрудничества ) в ДОУ в соответствии с ФГТ

Роль ФГТ в системе дошкольного образования; отличия ФГТ от ФГОС; знакомство с технологией сотрудничества: сотрудничество педагога с детьми; сотрудничество дошкольников со сврстниками....

Практико-ориентированный проект «Использование педагогических технологий в процессе воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Данный проект создан для того, чтобы расширить  и истематизировать знания воспитателей о педагогических технологиях, их разновидностях и особенностях, знакомить с передовыми педагогическими...

Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «Технология решения изобретательских задач» в дошкольном образовании

Моя работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Педагогические технологии реализации ФГОС дошкольного образования». В ней я описываю технологию ТРИЗ, привожу практическ...