"Музыкальная страничка- Бетховен"
занимательные факты на тему

Тиранова Татьяна Геннадьевна

Детство и юность Л.Бетховена. Интересно узнать, как всё начиналось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл betkhoven.docx21.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           Детство Людвига Ван Бетховена

Талант одного из величайших композиторов, Людвига Ван Бетховена, проявился в детстве. Уже в четырехлетнем возрасте нельзя было не заметить способностей мальчика. 
Детство Бетховена было короче, чем у его сверстников. Не потому только, что житейские заботы рано обременили его. В самом его характере не по годам рано проявилась удивительная задумчивость и целеустремленность.
Будущий гениальный композитор родился в декабре 1770 года. Точная дата рождения Людвига не установлена, известна только дата его крещения - 17 декабря. Родился он в Бонне, который во второй половине XVIII века был небольшим пиренейским городком, резиденцией кельнского князя. 
Семья Бетховена занимала небольшую чердачную квартиру в доме вблизи рынка. Солнце никогда не заглядывало в полутемную комнатку Людвига, где стояли железная кровать и старый клавесин. Именно в такой бедной обстановке и начал свою жизнь гений, которого до сих пор помнят и любят миллионы. 
Из его окна под крышей виднелся крохотный садик. Там чередовались весна, лето, осень, мягкая рейнская зима, расцветала и осыпалась бузина, по утрам слышались голоса птиц. Людвиг любил подолгу созерцать природу, но редко выходил в садик. Долгие часы проводил он ежедневно за клавесином. 
Многие черты своего характера Людвиг унаследовал от своего деда, Луи Бетховена (Людвиг - немецкий вариант фламандского имени Луи). Гордость, независимый нрав, настойчивость и работоспособность - все эти качества были присущи как деду, так и его знаменитому внуку. 
Иоганн Ван Бетховен - отец Людвига - также служил в капелле. Певец, скрипач и клавесинист, говорят, он был способным музыкантом, но губительная страсть к алкоголю сделалась причиной многих страданий семьи и особенно Людвига. К сожалению, Иоганн не унаследовал характер своего отца, но смог перенести и передать его своему сыну. 
Мария Магдалена - мать Людвига - души не чаяла в своем первом выжившем сыне. Не обладая вокальными данными Иоганна (он, как и его отец, любил петь), она, тем не менее, часто напевала ему песенки. Со временем она заметила, как мальчишка тоже начал петь!
Однажды в этом убедился и Иоганн. Ему показалось, что сын не лишен таланта. А так как в Европе в это время вовсю гремело имя 17-летнего вундеркинда Вольфганга Амадея Моцарта, то Иоганн Бетховен высокомерно рассудил: «Если это удалось одному ребенку, то почему не попытаться сделать со вторым!»
Заметив музыкальные способности сына, отец заставлял его заниматься до изнурения, чтобы игрой мальчик поскорей начал зарабатывать деньги, которых в доме почти никогда не было: Иоганн пропивал их. Матери, кроткой и доброй Марии-Магдалине, с трудом удавалось прокормить трех сыновей: Людвига и его братьев— Иоганна и Карла. 
Для того, чтобы быстрее определиться, к чему у маленького Луи больший талант, Иоганн решил учить его играть едва ли не на пяти инструментах сразу! Так бывший друг старого Людовика органист Эден заставлял Луи часами корпеть над органом. Друг самого Иоганна актер Пфейфер учил его играть на клавесине и флейте! Скрипач Ровантини, настаивал на том, чтобы Людвиг как можно скорее освоил скрипку и альт.
К тому же педагогический талант самого Иоганна Бетховена был далек от совершенства. Он считал, что главное в освоении инструментов это не вдохновение, а тяжкий труд! Поэтому он заставлял повторять одно и то же упражнение десятки раз! 
Людвигу нужно было развиваться, практиковаться со способным преподавателем, но у отца были одни методы - принуждение и побои. Один учитель сменял другого, редко когда среди них попадался действительно хороший музыкант, никто из них так и не оказал сколь либо значимого влияния на талантливого ребенка. Цель Иоганна была в том, чтобы скорее подготовить Людвига к концертам: чем скорее начнутся концерты, тем скорее потекут в карман Иоганна деньги. Первый концерт был дан в Кельне, где восьмилетний мальчик, в рекламных ценах, был назван шестилетним. Но выступление не дало ожидаемых доходов. Возможно, поэтому о других концертах в детском возрасте никаких свидетельств нет.
Рано стал маленький Людвиг опорой семьи, трудился, не зная отдыха: играл в придворном театре на клавесине, репетировал с певцами, переписывал ноты, сочинял по заказам. С 13-ти лет Людвиг работает помощником органиста в капелле. 
Людвиг был хмур, неразговорчив — коренастый крепыш с копной жестких черных волос, густыми бровями и выразительным взглядом. Старый булочник, иногда даривший Людвигу булочку, удивлялся, с какой сосредоточенностью мальчик отдавался музыке. Погруженный в мелодии, возникавшие в его сознании, Людвиг ничего не замечал вокруг. Стоило усилий вывести его из такого состояния. 
На внешний свой вид Людвиг не обращал внимания, с детства отличался неукротимой гордостью. Когда кто-то сказал о бедности его одежды, он спокойно ответил: 
— Когда я стану великим композитором, никто этого уже не заметит. 
Мать старалась утешить, приласкать Людвига, оградить его от гнева и побоев раздражительного отца; Иоганна прогнали со службы, на безответной жене и детях вымещал он злобу. 
И все-таки, несмотря на горести, нельзя считать, что жизнь в Бонне была совсем безотрадной. 
1782 год, Бетховену 12 лет. В этом возрасте он свободно играет на клавесине, скрипке, органе, легко читает с листа. Именно в этот год происходит важнейшее событие в жизни юного Бетховена, событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру. 
Христиан Готлоба Нефе стал новым директором придворной капеллы в Бонне. Этот человек сделался подлинным наставником и учителем Людвига, он упорядочил его музыкальное образование. Нефе пробудил в своем ученике интерес к музыке И. С. Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта, на образцах клавирной музыки Ф. Э. Баха Бетховен учится тонкостям современного фортепианного стиля. 
При помощи Нефе в том же году публикуются первые сочинения Бетховена: вариации на тему марша Дресслера, три фортепианные сонаты. 
Нефе прекрасно понимал, что развитием одних музыкальных способностей ограничиваться нельзя. Бетховен, не получивший общего образования, которое мало беспокоило отца, поглощенного корыстными соображениями, с удовольствием начал изучать древние языки, литературу, философию. Его кумирами стали Шиллер и Гете, а в творчество Шекспира он был просто влюблен. 
"Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учено; не претендуя ни в малейшей степени на ученость в собственном смысле этого слова, я все же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи. Да будет стыдно всякому художнику, не считающему своей обязанностью делать, по меньшей мере, то же, что и я" - писал Бетховен уже в 1809 году своему издателю Гертелю, оценивая тот отрезок своей жизни. 
За годы этой упорной и многообразной работы Бетховен становится заметной фигурой в музыкальном мире города. Молодой музыкант мечтает о признании великих музыкантов, о занятиях с Моцартом.
Те, кто были близки ему, знали, какое доброе сердце скрывалось за его суровой внешностью, как отзывчив он был на чужую боль, как чуток к красоте. Горячо и доверчиво отвечал он на любовь, и участие матери и Кристиана Нефе. 
Да, Людвиг Ван Бетховен стал великим музыкантом, но скорее, не благодаря, а вопреки своему отцу! Если бы не дедушкин жесткий характер, это вряд ли бы случилось! Он буквально стискивал зубы, но упорно брал один аккорд за другим! Тогда и вызрел характер Людовика: необычайно развитое чувство собственного достоинства, независимости.
Но эти беспощадные уроки Людвиг запомнил на всю жизнь! До конца своих дней он оставался одиноким. И хотя на протяжении своей недолгой 57-летней жизни, он несколько раз пытался завести семью, но детей после себя не оставил! И в этом трудно переоценить роль отца!
С другой стороны, некоторые историки до сих пор считают, что если бы не такое изуверское насилие над маленьким мальчиком (которому были недоступны и незамысловатые озорные игры со сверстниками, и просто отдых), гений бы прожил куда больше, одарив мир своими произведениями.

         Юность Бетховена. 1770-1792 годы

Начало учебы и первые произведения Бетховена.
В юные годы Бетховена наблюдатели не только отмечали его музыкальный гений, но и недостатки характера: несдержанность, слабую дисциплину и культуру. Чтобы достичь определенного уровня, юному Людвигу нужно было внимательно изучить произведения великих композиторов, бывших до него. Таким образом, он начал знакомиться с трудами Баха и Генделя, а позже перешел к своим современникам: Моцарту, Гайдну и Филипп Эммануилу Баху.
Первое известное произведение юного Бетховена – вариации для фортепиано на маршевую тему Дресслера, почти забытое теперь, относится к 1782 году. Его следующая работа, которая и сейчас достаточно известна, включает три сонаты для клавесина и датируется 1783 годом, когда Бетховену не было еще и 13 лет. Эта композиция была посвящена Максу Фридриху - принцу Кельна. Подобного рода посвящения были не полностью бескорыстными, так как музыканты часто надеялись получить финансовые поступления от тогдашней знати. Тем не менее, в указанный момент финансовый статус семьи Бетховен остался неизменным.
В возрасте 14 лет творческие способности Бетховена заметно улучшились под влиянием Моцарта. Тогда Людвиг написал несколько песен и композиций для фортепиано, квартетов, создал даже концерт для фортепиано, который дошел до нас в неполном виде. Достигнув 16 лет, Бетховен уже имел определенную репутацию в Бонне. Он давал уроки музыки и выступал с концертами в аристократических салонах и при дворе. Его пламенные импровизации для клавесина приводили публику в благовейный трепет. Его первые произведения: сонаты, квартеты, романсы, были вполне на уровне лучших немецких композиторов того времени. Часто эти произведения служили доказательством того, насколько ярко юный композитор пытался создать новую вселенную музыкальных образов.
Первая поездка в Вену. Учеба с Моцартом.
Несмотря на ранние успехи, юного Людвига Ван Бетховена уже не удовлетворяла творческая жизнь Бонна. Будучи страстным поклонником таланта Моцарта, в 1787 году Бетховен решает выехать в Вену и попробовать начать совместную учебу с Вольфгангом Амадеем. О первой поездке в Вену сохранилось мало свидетельств. Точная дата выезда и срок пребывания в музыкальной столице так и остались неизвестными. В то же время, Моцарта 1787 году действительно нашел время для прослушивания своего молодого коллеги, хотя и был в это время занят написанием очередного музыкального шедевра. Юный Бетховен блестяще сымпровизировал на предложенную Моцартом тему, повергнув в изумление присутствующих. После этого Моцарт сказал: «Наблюдайте за этим мальчиком. Когда-нибудь о нем заговорит весь мир». В то время Людвиг даже смог взять несколько уроков у прославленного композитора.
Семейные проблемы
Новости о болезни матери заставили молодого Бетховена отказаться от уроков в Вене и вернуться в Бонн. После ее смерти в 1787 году жизненные невзгоды композитора усилились. Людвиг стал часто болеть, а поведение отца казалось настолько невыносимым, что Людвиг был вынужден обратиться за помощью к принцу. В итоге было решено, что половина из заработной платы Йогана Бетховена в размере 200 талеров должна выделяться на воспитание его двоих детей. Получая заработную плату, отец с того времени половину отдавал своему старшему сыну Людвигу. В течение следующих пяти лет до самой своей смерти Йоган Бетховен так и остался в надломленном состоянии, вызывая насмешки всего сообщества и навлекая позор на семью.
Эта ситуация глубоко ранила Людвига, хотя он и пытался находить утешение в любви семьи Брюнингов в Бонне, к которым испытывал теплые чувства. Прекрасная Лорхен, Элеонора фон Брюнинг, была на два года младше юного композитора, который был для нее учителем музыки, декламатором поэтических произведений и просто другом. Позже она вышла замуж за доктора Франца Герхарда Вегелера, одного из ближайших друзей Бетховена. До конца дней отношения между ними оставались дружескими и теплыми. 
Встреча с Гайдном. Вторая поездка в Вену.Игра в оркестре Нифе с 1788 по 1792 год (до переезда в Вену) была для Бетховена великолепной возможностью для музыкальной практики и знакомства с самыми популярными операми своего времени. Последние годы в Бонне были насыщены интенсивной духовной работой для юного композитора. Он использовал самые передовые идеи своего времени, включая поэзию, драматическое искусство и оперу.Другим важным моментов в его жизни было поступление Бетховена в Университет Бонна в мае 1789 года. В эти годы он также встречался с Йозефом Гайдном, который останавливался в Бонне дважды на пути из Вены в Лондон и обратно. Гайдн одобрительно отзывался об одном из произведений Бетховена 1790 года, написанном по случаю смерти Иосифа II. Впоследствии молодо Бетховен и решает поехать в Вену, чтобы продолжить учебу с величайшим немецким композитором того времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное развлечение "Путешествие по музыкальной стране"

- Вот мы проснулись, умылись, попили молоко. А сейчас, ребята, поедем путешествовать по музыкальной стране.                          ...

Мультимедийная музыкально-дидактическая игра "Музыкальная страна Угадайка"

Мультимедийное дидактическое пособие «Музыкальная страна Угадайка» представляет собой интерактивную музыкально-дидактическую игру для развития слухового восприятия у детей старшего дошколь...

ОТКРЫТОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Музыкальная страна»

Данное занятие было направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов –классиков и современников. Все задачи реализовались через различные виды музыкальной д...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию в старшей группе. Тема: квест-игра "Путешествие в музыкальную страну".

План-конспект непосредстенно образовательной деятельности по музыкальному развитию в старшей группе. Тема: квест-игра "Путешествие в музыкальную страну"....

Музыкально - дидактическая игра для детей подготовительной группы "Музыкальная страна Угадайка".

Пояснительная запискаМультимедийное дидактическое пособие «МУЗЫКАЛЬНАЯ  СТРАНА УГАДАЙКА» представляет собой интерактивную музыкально-дидактическую игру для развития слухового восприят...

Сценарий музыкального праздника для старшей группы «Таинственная история в Музыкальной стране»

Сценариймузыкального праздника для старшей группы«Таинственная история в Музыкальной стране»...