«Здравствуй, музей!» подготовительная группа
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Лавренова Елена Владимировна

Программа    старшего дошкольного возраста решает следующие задачи:

  • Развитие художественно – эстетического восприятия и образного мышления.
  • Обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды средствами изобразительного искусства.
  • Развитие эмоционально – эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение произведений изобразительного искусства.
  • Формирование основ музейной культуры, обогащение опыта освоения музейного памятника и развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным предметам и музею в целом.
  • Создание условий для проявления детьми эстетических эмоций и чувств, развития эстетических интересов и формирования эстетических предпочтений.

Данные задачи решаются в процессе организованной образовательной деятельности: в старшей и подготовительной группах 2 раза в неделю в течение года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnaya_k_shkole_gruppa.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительная к школе группа

Задачи:

  1. Продолжать формировать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства и творческой деятельности.
  2. Продолжать знакомить с жанрами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, интерьер, историческая и бытовая картина. Углублять и обогащать представления о живописи и её средствах выразительности.
  3. Продолжать знакомить детей со скульптурой и её видами, углублять и обобщать представления о скульптуре как виде изобразительного искусства.
  4. Продолжать знакомить детей с архитектурой на примере архитектурных ансамблей Петербурга и пригородов.
  5. Продолжать формирование понятия «художественный музей» как хранилище красоты, расширять и углублять представления о специфике коллекций разных музеев.
  6. Продолжать приобщение детей к миру изобразительного искусства через ознакомление с произведениями народных промыслов России.
  7. Способствовать первоначальному обобщению представлений о графике.
  8. Продолжить знакомство детей с памятниками  древнерусской национальной культуры.

Инструментарий:

  1. Живопись:
  • Пейзажи Айвазовского И.К., Бакшеева Ю., Башкирцевой М.К., Васильева Ф.А., Венецианова А.Г., Волкова Е.Е., Грабаря И.Э., Грицая А.М., Жуковского С.Ю., Коровина К.А., Крымова Н.П., Куинджи А.И., Левитана И.И., Нестерова М.В., Пантелеева А.В., Попова Г.И., Ромадина Н.М., Саврасова А.К., Серова В.А., Шишкина И.И., Юона К.Ф., В. Ван Гога.
  • Портреты Айвазовского И.К., Брюллова К.П., Васнецова В.М., Венецианова А.Г., Вишнякова И.Я., Дейнеки А.А., Кипренского О.А., Крамского И.Н., Кустодиева Б.М., Левицкого Д.Г., Репина И.Н., Серова В.А., Федотова П.А.
  • Натюрморты Борисова-Мусатова В.Э., Головина А.Я., Грабаря И.Э., Кончаловского П.П., Коровина К.А., Машкова И.И., Павлова С., Петрова-Водкина К.С., Сарьяна М.С.,Теплова Г., Толстого Ф.П., Хруцкого И.Ф., Шаманова Б.И., Переда А., В. Ван Гога, В. Класс Хеда.
  • Интерьеры Алексеева А.А., Буше Ф., Венецианова А.Г., Дролингера И., Зеленцова К.А., Михайлова А.С., Мордвинова А.Н., Толстого Ф.П., Шухвостова С.М., Чернецова Г.Г.
  • Жанровые полотна Архипова А.Е., Венецианова А.Г., Кустодиева Б.М., Максимова В.М., Перова В.Г., Пластова А.А. , Серебряковой З.С., Решетникова Ф.П., Федотова П.А.
  • Исторические полотна Брюллова К.П., Васнецова В.М., Врубеля М.А., Дейнеки А.А., Иванова А., Корина П.Д., Кривоногова П.А., Лактионова А.И., Лосенко А.П., Менгса А., Присекина С.Н., Репина И.Е., Рериха Н.К., Рябушкина А.П., Самсонова М.И., Семенова В.И., Угарова Б.С., Угрюмова Г., Юона К.Ф.
  1. Мелкая пластика из различных материалов.
  2. Репродукции, слайды, фотографии:
  • Животных и детей в различных эмоциональных состояниях.
  • Разных видов скульптуры: садово – парковой, монументальной, станковой.
  • Архитектурных ансамблей и скульптурных памятников Санкт-Петербурга и пригородов.
  1. Детская художественная литература с иллюстрациями Васнецова Ю.А., Чарушина Е.И., Сутеева В.Г., Билибина И.Я., Конашевича В.М., Бенуа А.Н.
  2. Предметы декоративно – прикладного искусства: народные игрушки (дымковские, филимоновские, богородские, каргопольские, семеновские), гжель, хохлома, жостово, палех, городец.
  3. Слайды, репродукции с изображением икон: образы Богоматери Умиление, Одигитрия, святых Георгия Победоносца, Николая Чудотворца, Бориса и Глеба, архангела Гавриила; праздники «Рождество», «Пасха», «Троица».
  1. Дидактические игры:
  • На развитие восприятия языка изобразительного искусства: игры с цветным лоскутом, со светом и тенью, с матрешками на закрепление понятия «ритм», «На что похожи эти линии?», «Составь орнамент», «Продолжи узор».
  • На определение эмоционального состояния художественных образов.
  • На развитие тактильных ощущений: «Видящие руки», «Чудесный мешочек».
  • На развитие внимания, памяти: «Что пропало», «Что изменилось», «Что не правильно?».
  • Практические занятия по смешению цветов.
  • Разрезные картинки.
  1. Настольно-печатные игры, лото: «Санкт – Петербург», «Знаешь ли ты жанры живописи?», «Русские и зарубежные художники», «Народное творчество», «Русский сувенир», «Чудо - узоры», «Забавные превращения», «Мифологическое лото».

Мониторинг:

Диагностический материал, сентябрь: методика для старшей группы за май месяц.

Диагностический материал, май:

        Для определения знаний по теме «Жанры живописи» ребенку предлагается рассмотреть репродукции разных жанров и назвать, картины каких жанров он видит; каких художников – живописцев знает.

        Для определения знаний по теме «Графика» детям предлагается рассмотреть иллюстрации, рисунки и репродукции картин и ответить, чем отличается живопись от графики; какими материалами пользуются художники – графики; каких художников – графиков ребенок знает.

        Для определения знаний по теме «Скульптура» детям предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением различных видов скульптуры и ответить, что такое скульптура, чем она отличается от картины; какие материалы используют для создания скульптуры; для чего создается скульптура (для украшения улиц, площадей, интерьеров, садов, парков…); какие произведения скульптуры, которые видел на экскурсиях, запомнил?

Знания по теме «Архитектура» определяются с помощью дидактической игры «Найди и назови». Детям предлагаются иллюстрации с видами архитектурных памятников и ансамблей Петербурга: Летний сад, площадь Искусств, Дворцовая площадь, Петропавловская крепость, Михайловский дворец, Адмиралтейство, Зимний дворец, Смольный собор, Казанский собор, Исаакиевский собор, «Спас – на – крови», Стрелка ВО.  

Для определения знаний по теме «Народное искусство» детям предлагаются репродукции и предметы народных промыслов (глиняные и деревянные игрушки, Гжель, Хохлома, Жостово) и дается задание: назови, какие художественные народные промыслы ты здесь видишь и почему так думаешь.

 

Мониторинг художественно-эстетического развития детей в рамках программы «Здравствуй, музей!»

группа детского сада

                                      20____ г.

дата проведения

Фамилия, имя ребенка

Уровень овладения навыками и умениями

различать виды искусства

Пейзаж

Портрет

Натюр-морт

Интерьер

Историч. картина

Бытовая картина

Графика

Скульп-тура

Архитек-тура

Народное искусство

Итоговый результат

Итоговый результат:

 

Оценка уровня развития:

  • 1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты: ребенок не участвует в обсуждении увиденного, определяет и называет 3 жанра живописи. Знает и называет одного художника – живописца. Не видит разницу между рисунком и живописью. Определяет с помощью педагога 2 – 3  художников – иллюстраторов, не объясняя, почему. Отличает скульптуру от живописи, но не дает объяснения, чем они отличаются. Узнает 2 – 3 достопримечательности Петербурга. Узнает 3 народных промысла.
  • 2 балла – отдельные компоненты не развиты: ребенок не участвует в обсуждении увиденного, определяет и называет 5 жанров живописи с помощью педагога. С помощью педагога вспоминает фамилии художников – живописцев. Определяет и объясняет, чем отличается рисунок от живописи. По заданию педагога узнает, находит и различает иллюстрации Ю. Васнецова и Е. Чарушина. С помощью педагога объясняет, почему выбранные репродукции именно этого художника. Отличает скульптуру от живописи, с помощью педагога объясняет ее назначение, называет материал. Узнает предложенные достопримечательности Санкт – Петербурга, затрудняется в названии некоторых из них. Узнает и называет все предложенные народные промыслы с помощью педагога.
  • 3 балла -  соответствует возрасту: ребенок активно участвует в обсуждении увиденного, определяет и называет 5 жанров живописи сам или все с помощью педагога и, с помощью педагога, объясняет, почему. С помощью педагога вспоминает фамилии художников – живописцев. Определяет и объясняет, чем отличается рисунок от живописи. По заданию педагога узнает, находит и различает иллюстрации Ю. Васнецова и Е. Чарушина. С помощью педагога объясняет, почему выбранные репродукции именно этого художника. Отличает скульптуру от живописи, с помощью педагога объясняет ее назначение, называет материал. Узнает предложенные достопримечательности Санкт – Петербурга, затрудняется в названии некоторых из них. Узнает и называет все предложенные народные промыслы с помощью педагога.
  • 4 балла – высокий уровень: ребенок активно участвует в обсуждении увиденного, определяет и называет все жанры живописи. Объясняет, почему ту или иную картину он относит к определенному жанру. Называет фамилии художников. Определяет и объясняет, чем отличается рисунок от живописи. Узнает художников – иллюстраторов и объясняет, почему так думает (называет характерные черты почерка). Отличает скульптуру от живописи, знает назначение скульптуры: для украшения садов и парков, площадей, интерьеров. Называет скульптурные материалы. Вспоминает произведения скульптуры, которые видел на экскурсиях. самостоятельно узнает и называет все предложенные достопримечательности Санкт – Петербурга. Знает зодчих (архитекторов). Узнает и называет все народные промыслы и игрушки.

Используемые программы:

  1. Мы входим в мир прекрасного. Учебное пособие для воспитателей детских садов. Маслова С.Г., Соколова Н.Д –  СПб, СпецЛит, 2000.
  2. Мы входим в мир прекрасного. Образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов. Авт. кол. Вербенец А.М., Столяров Б.А., Зуева А.В., Зудина М.А., Коршунова О.А. – СПб, 2008.
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  4. Детский сад – Дом радости. Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности / Перм. гос. пед. ун-т. Н.М. Крылова. Пермь. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здравствуй, музей!» младшая группа

В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются всё большие требования в плане обобщения и наполнения новым содержанием процессов воспитания и образования. В связи с этим в де...

«Здравствуй, музей!» средняя группа

В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются всё большие требования в плане обобщения и наполнения новым содержанием процессов воспитания и образования. В связи с этим в де...

«Здравствуй, музей!» старшая группа

Программа    старшего дошкольного возраста решает следующие задачи:Развитие художественно – эстетического восприятия и образного мышления.Обогащение опыта познавательной деятельности, н...

Отчет об экскурсии в краеведческий музей подготовительной группы «Теремок»

В данном материале содержится статья-отчет об экскурсии в краеведческий музей...

Отчет об экскурсии в краеведческий музей подготовительной группы «Теремок»

В данном материале содержится статья-отчет об экскурсии в краеведческий музей....

Конспект НОД «Ночь в музее» подготовительная группа «Сказка»

НОД по ознаколению детей старшего дошкольного возраста с региональным компонентом (Ставропольский край)...

Музей подготовительной группы № 7: Народные промыслы России «Через руки и сердце»

Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2021 – март 2022)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели,  родители.Актуальность:Россия ...