«Здравствуй, музей!» младшая группа
рабочая программа (младшая группа) на тему
В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются всё большие требования в плане обобщения и наполнения новым содержанием процессов воспитания и образования. В связи с этим в детском саду возникает потребность привлечения музея к воспитательно – образовательному процессу, так как любой музей, в том числе художественный, является уникальным образовательным учреждением. В своём пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания, помогает адаптации ребенка к окружающему миру.
Умение видеть, включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять об увиденном, формируется с раннего детства. Неподготовленному зрителю «входить» в мир изобразительного искусства очень сложно. Следовательно, подготавливать зрителя необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны красоты. Именно в дошкольном возрасте формируются различного рода практические, умственные и художественные способности. В их развитии важное место занимает общение детей с искусством, в процессе которого предусматривается решение воспитательных, развивающих и образовательных задач. В дошкольном возрасте невозможно ознакомление детей с историей искусства и художественным анализом памятника, а потому главным является сохранение и развитие у ребёнка способности целостного впечатления от встреч с искусством.
ГДОУ № 73 – комбинированного вида. Наряду с общеразвивающими группами в ДОУ есть компенсирующие для детей с нарушением речи: заикание, ОНР, ФФНР. Поэтому в педагогической работе с детьми уделяется большое внимание последовательному, детальному анализирующему рассматриванию произведений искусства и диалогу педагога и дошкольников по поводу искусства.
Детский сад работает по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, программе «Детский сад – Дом радости» Н.М. Крыловой. Являясь парциальной, программа «Здравствуй, музей!» реализует, дополняет и расширяет содержание основной программы.
Важным для нашего детского сада является то, что программа «Здравствуй, музей!», раздел для дошкольников «Мы входим в мир прекрасного», помогает решению многих педагогических задач дошкольного детства:
- Патриотическое воспитание.
- Воспитание нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.
- Эстетическое воспитание.
- Формирование толерантных этнокультурных установок.
- Развитие речи, активного и пассивного словаря.
- Способствует развитию психофизических качеств: памяти, внимания, воображения, наблюдательности, творческой активности, образного мышления, креативности, эмоциональной отзывчивости, зрительно-моторной координации, умения сосредоточиваться, ориентироваться в пространстве и временных понятиях.
Решение данных задач обеспечивает становление эстетического отношения ребёнка к окружающему миру, формирует его художественный опыт.
На первом этапе приобщения детей младшего дошкольного возраста к музею поставлены следующие задачи:
- Развитие визуальной грамотности:
- Формирование навыков смотрения, детального рассматривания.
- Выделение главного в изображении.
- Обобщение увиденного.
- Знакомство с некоторыми видами и жанрами изобразительного искусства.
- Развитие творческих способностей.
Данные задачи реализуются в процессе организованной образовательной деятельности:
- В младшей группе: 1 раз в неделю - вторая половина года.
- В средней группе: 1 раз в неделю - первая половина года; 2 раза в неделю - вторая половина года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Младшая группа.
Задачи:
- Вызвать у детей эмоциональный отклик на народные игрушки, книжные иллюстрации.
- Учить видеть разницу между объёмным изображением и плоскостным: игрушка, статуэтка, картинка.
- Развивать:
- навыки внимательного рассматривания, восприятия объекта;
- умение слушать и слышать взрослого;
- умение замечать движение в изображении.
- Развивать у детей интерес к предметам искусства, к миру людей, к природе.
- Учить видеть и называть цвета спектра.
- Формировать у детей начальные способности определять эмоциональное состояние художественных образов.
Инструментарий:
- Игрушки:
- Современные из разных материалов: резины, пластмассы, дерева, меха, металла.
- Народные: дымковские, филимоновские, богородские, семеновские матрешки.
- Книжная графика: детская художественная литература с иллюстрациями Васнецова Ю.А., Рачёва Е.М.
- Дидактические игры:
- На цветоразличение: «Найди цвет в одежде», «Красивый букет из лоскутков», «Подбери лоскутки такого цвета, который есть у дымковской (филимоновской) игрушки».
- На развитие тактильных органов чувств: «Чудесный мешочек», «Видящие руки», «Выбери игрушку».
- На развитие внимания, памяти: «Что пропало», «Что изменилось».
Мониторинг:
Диагностический материал, январь: наблюдение педагога (наклонности, предпочтения детей), беседа.
Для определения знания цвета используется дидактическая игра «Узнай цвет» на любом имеющемся материале.
Мониторинг уровня подготовленности детей к восприятию окружающего мира № | |||||||||
группа детского сада 20____ г. | |||||||||
дата проведения | |||||||||
Фамилия, имя ребенка | Любит ли | Есть ли интерес к рассма-триванию картинок | Какие картинки больше нравятся | Знание цвета (перечислить)
| |||||
Рисовать | Лепить | Иллюст-рации к сказкам | Изображения | ||||||
Живот-ные | Природа | Букет цветов | Виды СПб | ||||||
Диагностический материал, май:
Для определения знания цвета используется дидактическая игра «Узнай цвет» на любом имеющемся материале.
Для определения знаний о народной игрушке используется набор игрушек: дымковская, филимоновская, семеновская матрешка. Ребенку предлагается по названию найти игрушку, определить материал, из которого она сделана; рассмотреть несколько игрушек и найти игрушку в определенном эмоциональном состоянии: важную, веселую, грустную, сердитую и т.д.
Для определения умения ребенка соотносить иллюстрацию с текстом педагог зачитывает потешку, фрагмент сказки и предлагает ребенку найти соответствующую ему иллюстрацию.
Мониторинг художественно-эстетического развития детей в рамках программы «Здравствуй, музей!» № | |||||||
группа детского сада 20____ г. | |||||||
дата проведения | |||||||
Фамилия, имя ребенка | Уровень овладения навыками и умениями различать народное искусство, книжную иллюстрацию | ||||||
Знание цвета | Народная игрушка | Соотнесение иллюстрации с текстом | Итоговый результат | ||||
Название | Материал | Эмоцион. характе-ристика | |||||
Дерево | Глина | ||||||
Итоговый результат: |
Оценка уровня развития:
- 1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты: ребенок не участвует в обсуждении увиденного, называет 1 – 2 цвета; узнает и находит 1 игрушку, затрудняется в определении материала и эмоциональной характеристики игрушки; не соотносит текст с иллюстрацией.
- 2 балла – отдельные компоненты не развиты: ребенок не участвует в обсуждении увиденного, называет 3 цвета, с помощью педагога узнает 2 народные игрушки, материал, определяет эмоциональную характеристику игрушки; соотносит текст с иллюстрацией с помощью педагога.
- 3 балла - соответствует возрасту: ребенок активно участвует в обсуждении увиденного, знает и называет 4 цвета (красный, желтый, синий, зеленый); с помощью педагога узнает не менее двух любых народных игрушек, определяет материал и эмоциональную характеристику игрушки; с помощью педагога соотносит текст с иллюстрацией.
- 4 балла – высокий уровень: ребенок активно участвует в обсуждении увиденного, знает и самостоятельно называет основные цвета спектра и оттенки; узнает все народные игрушки, знает материал и определяет эмоциональную характеристику игрушки; соотносит текст с иллюстрацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ МАЛЫШ» МЛАДШАЯ ГРУППА «НЕВЕЛИЧКИ»
Цель проекта: Создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации. Основные задачи проекта: 1. Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/14/picture-600143-1557851128.jpg)
«Здравствуй, музей!» средняя группа
В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются всё большие требования в плане обобщения и наполнения новым содержанием процессов воспитания и образования. В связи с этим в де...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/14/picture-600143-1557851128.jpg)
«Здравствуй, музей!» старшая группа
Программа старшего дошкольного возраста решает следующие задачи:Развитие художественно – эстетического восприятия и образного мышления.Обогащение опыта познавательной деятельности, н...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/14/picture-600143-1557851128.jpg)
«Здравствуй, музей!» подготовительная группа
Программа старшего дошкольного возраста решает следующие задачи:Развитие художественно – эстетического восприятия и образного мышления.Обогащение опыта познавательной деятельности, н...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/04/picture-795519-1465028590.jpg)
День защиты детей «Здравствуй, лето!» (Младшая группа)
День защиты детей «Здравствуй, лето!» (Младшая группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/15/picture-916830-1492277274.jpg)
Оздоровительное занятие «Веселые движения» по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй» вторая младшая группа
Оздоровительное занятие "Весёлые движения по программе М.Л.Лазарева "Здравствуй" вторая младшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/02/picture-914912-1493693460.jpg)
Самоанализ к открытому занятию по развитию речи "Здравствуй солнышко" (младшая группа)
Самоанализ проведения ООД на тему«Здравствуй, солнышко»(младшая группа)Цель: Создание социальной ситуации в процессе речевого развития детей.Задачи:Образовательные:Создать условия для...