Разработка авторских программ кружковой деятельности, творческий отчет
материал по теме

Загороднева Нина Васильевна

Кружок "Занимательная математика"

Аналитическая справка о кружковой работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc373 КБ
Файл analiticheskaya_spravka_-_kruzhkovaya_rabota.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2

 

Программа математического развития детей

«Занимательная математика»

Для детей в возрасте от 5 до 7 лет

Воспитатель Загороднева Н.В.

р.п. Сосновка

2011 год.

Информационная карта

Объединение – «Занимательная математика».

Педагог – Загороднева Н.В.

Вид программы – авторская.

Направленность – развивающая.

Продолжительность освоения – 2 года.

Объём часов – 1 год 36 часов

                          2 год 36 часов.

Занятия проходят один раз в неделю по 25 минут.

Возраст диапазона – 5 -7 лет.

Количество детей занимающихся в кружке – 6 человек.

Форма организации образовательного процесса – групповая.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее

утомительной.

Пояснительная записка.

Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием. Каждый день приносит ребёнку что то новое, неизведанное, становится близким и понятным ранее недоступное.

Обучение дошкольников началам математики отводится важное место, это ведь один из показателей интеллектуального развития ребёнка, его готовность к школьному обучению.

Обучение дошкольников математике вызвано рядом причин: обилие информации получаемой ребёнком, повышение внимания к компьютеризации, желание сделать процесс обучения более интенсивным, стремление родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, решать задачи, считать. Преследуется главная цель – вырастить детей людьми умеющими думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Основное усилие педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверено себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме и организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать интеллектуальное развитие.

Непосредственная образовательная деятельность составляется из нескольких частей, объединённых одной темой. Выполняют различные виды деятельности: игровые, с предметами, с счётным материалом. Игровые виды деятельности: имитационные игры, игры-упражнения с предметами, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, без сюжета, игры-упражнения с ориентировкой на определённые достижения.

Продолжительность непосредственной образовательной деятельности увеличивается на протяжении всего года постепенно.

Комплексное использование всех приёмов, форм обучения, поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень достаточный для успешного усвоения математики в школе.

       Актуальность программы состоит в том, что она способствует развитию у дошкольников памяти, внимания. Логического мышления, математических представлений посредством занятий в коллективе.

       Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения детьми математических понятий, умений выделять свойства в объектах, анализировать расположение объектов в пространстве, кодировать геометрические блоки через отрицания, выделять нужный блок из множества.

       Новизна программы в том, что предлагаемые детям знания даются через комплекс дидактических игр и упражнений, в работе используется увлекательная проблемно – игровая деятельность.

       Цель программы – развитие интеллектуальных способностей детей.

       Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Развивающие – развитие вариативного мышления, творческих способностей, инициативы, фантазии.

Образовательные – формирование необходимого уровня математических представлений о натуральном числе и арифметических действиях

Воспитательные – воспитывать умение целенаправленно владеть своим поведением. Поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Воспитывать чувство ответственности и коллективизма.

       Условия реализации программы.

Данная программа рассчитана на два года обучения и предусмотрена для детей дошкольного возраста.  Первый год – 36 часов, (1 час в неделю), второй год – 36 часов(1 час в неделю).

Принципы реализации программы.

Индивидуально – личностный подход к каждому ребёнку.

Коллективизм.

Креативность (творчество).

Ценность – смысловое равенство педагога и ребёнка.

Наглядность.

Научность.

Методы:

Взаимодействие.

Поощрение.

Наблюдения.

Колек

Приёмы:

Анализ – синтез.

Сравнение.

Классификация.

Обобщение.

Формы:

Математические – логические игры.

Задачи.

Загадки.

Ребусы.

Головоломки.

Дидактические игры и упражнения.

Ребусы.

Задачи – шутки.

Ожидаемые результаты.

1.Умение детей продолжить заданную закономерность, находить нарушение закономерности.

2.Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей, устанавливать пространственно-временные отношения между предметами и явлениями.

3.Объедитнять совокупности предметов в одно целое, выделять части совокупностей, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

4.Знать порядковый и количественный счёт в пределах 10.

5.Сравнивать числа в пределах 10 с помощью составления пар и устанавливать на сколько одно число больше или меньше другого.

6.Выполнять сложение и вычитание в пределах 10, записывать примеры на сложение и вычитание.

7.Использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания нескольких единиц.

8.Уметь сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости.

9.Практически измерять величины: длину, ширину, объём. Иметь представление о некоторых единицах измерения этих величин.

10.Распознавать изученные геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы сходные по форме.

11.Умение по заданному образцу конструировать фигуры из палочек, составлять целые фигуры из частей.

12.Устанавливать равенство фигур с помощью наложения.

13.Устно называть последовательность чисел до 20 и обратно.

Блоки образовательного процесса.

1.Специально организованное обучение в форме дидактических игр математического содержания.

2.Совместная деятельность взрослого с детьми, строящаяся на непринуждённой, необязательной форме.

3.Совместная самостоятельная деятельность самих детей.

Система дидактических принципов используемых в работе :

*Принцип психологической комфортности – создать образовательную среду, которая обеспечит по возможности снятие всех стресообразующих факторов.

*Принцип деятельности – новые задания вводить не в готовом виде, а через систему открытий его детьми.

*Принцип минимакса – обеспечить возможность разноуровненного обучения детей, продвижение каждого ребёнка своим темпом.

*Принцип целостного представления о мире – обеспечить преемственные связи между всеми ступенями и явлениями окружающего мира.

*Принцип вариативности – формировать у детей умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставлять возможность выбора.

*Принцип творчества – процесс обучения сориентировать на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Задачи обучения по направлению программы 1 год обучения.

Общие понятия.

1. Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Выделение признаков сходства и различия . Непосредственное сравнение по длине, ширине, высоте.

2. Объединение предметов в совокупность по общему признаку. Выделение частей совокупности, нахождение « лишних» элементов.

3. Сравнение совокупностей по количеству предметов путём сравнения пар.

4. Равенство совокупностей.

5. Поиск и составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.

Числа от 1 до 10.

1.Знакомство с понятием один и много.

2. Образование последующего числа путём прибавления единицы.

3. Формирование представлений о сохранении количества .

4. Количественный и порядковый счёт от 1 до 10.

5. Знакомство с наглядным изображением чисел 1 – 10.

6. Формирование умения соотносить цифру с количеством.

Пространственно – временные представления.

1.Формирование пространственных отношений : на, над, под; слева, справа, посередине; вверху , внизу; снаружи, внутри; за, перед.

2. Ориентировка в пространстве с помощью элементарного плана.

3. Временные отношения : раньше – позже, вчера – сегодня – завтра, установление последовательности событий.

4. Формирование умений выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр.

Задачи обучения по направлению программы второй год обучения.

Общие понятия.

1.Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал.

Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

2.Совокупности предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупностей по заданному признаку.

3.Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей.

4.Установление двух совокупностей с помощью составления пар /счёт двойками/.

5.Равенство и неравенство чисел. Знаки: больше, меньше.

6.Соединение совокупностей в одно целое (сложение).

7.Удаление части совокупности (вычитание).

8.Взаимосвязь между частью и целым, знаки + и -.

9.Величины и их измерение; сложение и вычитание величин.

10.Натуральное число, как результат счёта и измерения; числовой отрезок.

11.Поиск и составление закономерностей.

12.Поиск нарушения закономерности.

13.Таблицы. Символы.

Числа и операции над ними.

1.Колисественный и порядковый счёт в пределах 10; образование следующего числа путём прибавления 1.

2.Использование различных анализаторов при счёте в пределах10.

3.Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью совокупностей на числвом отрезке.

4.Число 0 и его свойства.

5.Простые задачи на сложение и вычитание, их графическая интерпретация.

6.Порядковый счёт до 20 и обратно.

Пространственно – временные представления.

1.Формированиеумения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

2.Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, ромб, шар, цилиндр, куб, конус. Умение распознать их в окружающей обстановке.

3.Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.

4.Конструирование фигур из палочек.

5.Сравнение предметов по длине, объёму (с помощью мерки). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин.

Содержание программы

1 год обучения.

Раздел 1. Количество и счёт.

Темы 1.1 – 1.7

Теория.

Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов,  числом и цифрой.

Практика.

Посредством дидактической игры учит детей счёту предметов, способствовать подготовке руки ребёнка к письму.

Раздел 2. Знаки.

Темы 2.1 – 2.3

Теория.

Познакомить детей со знаками: равно, больше, меньше, показать независимость числа от расположения предметов.

Практика.

Научить детей при сравнении множеств пользоваться знаками.

Раздел 3. Решение задач.

Темы 3.1 – 3.5

Теория.

Познакомить детей с историей возникновения задачи. Показать какой текст является задачей.

Практика.

Научить детей понимать смысл задачи, решать её, записывая решение с помощью цифр и знаков.

Раздел 4. Деньги.

Темы 4.1 – 4.3

Теория.

Познакомить детей с различными денежными знаками, дать понятие, для чего нужны деньги.

Практика.

Научить детей понимать относительную стоимость вещей, пользоваться деньгами в игре и повседневной жизни.

Раздел 5. Геометрические фигуры.

Темы 5.1 – 5.7

Теория.

Развивать умение выделять свойства предметов,  абстрагировать их от других, следовать определённым правилам при решении практических задач.

Практика.

Научить детей пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, сравнивать их по цвету, форме, размеру.

Раздел 6.  Ориентировка во времени.

Темы 6.1 – 6.4

Теория.

Поговорить с детьми о времени – сутки, уметь устанавливать различные временные отношения. Сохранить систему определяющую последовательность месяцев в году.

Практика.

Способствовать возникновению у детей необходимости пользоваться временными понятиям.

Раздел 7. Ориентировка в пространстве.

Темы 7.1 - 7.4

Теория.

Познакомить детей  с планом местности, условными обозначениями.

Практика.

С помощью плана научить детей находит нужное направление.

Раздел 8. Величина.

Темы 8.1 - 8.2

Теория.

Научить детей сравнивать предметы, выделять их характерные признаки: размер, высоту, толщину.

Практика.

Пользуясь полученными знаниями устанавливать равенство о неравенство предметов, отражать это в речи.

 

Тематический план

1 год обучения.

п/п

Перечень разделов и тем

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие. Диагностика базовых знаний, математических понятий.

1

1

Раздел

1

Количество и счёт

1.1

Знакомство с цифрами.

«В хозяйственном магазине».

1

1

1.2

«Картинная галерея».

1

1

1.3

«Динамические картинки».

1

1

1.4

«Считай не ошибись».

1

1

1.5

«В гостях у ослёнка Ляпы».

1

1

1.6

«Помоги муравьишкам».

1

1

1.7

«Цифроцирк».

1

1

Раздел 2

Знаки

1

2.1

«Считай, сравнивай, записывай».

1

2.2

«Больше, меньше, равно».

1

1

2.3

«Остров сравнений».

1

1

Раздел 3

Решение задач

1

3.1

«Цветик – семицветик».

1

3.2

«Отгадай загадку».

1

1

3.3

«Отгадай и напиши».

1

1

3.4

«Придумай задачу по мультфильму».

1

1

3.5

«Математическая Олимпиада».

1

1

Раздел 4

Деньги

1

4.1

Знакомство с монетами и купюрами различного достоинства.

1

4.2

«Денежные отношения».

1

1

4.3

«Путешествие за ценными находками».

1

1

Раздел

5

Геометрические фигуры

5.1

«Новоселье в доме» 2 этажа (блоки Дьёнеша).

1

1

5.2

«Цветочная клумба».

1

1

5.3

«Определи и разложи по цвету».

1

1

5.4

«В гостях у Золушки».

1

1

5.5

«Сложи геометрическую фигуру из частей».

1

1

5.6

«Секретики».

1

1

5.7

Видоизменение геометрических фигур.

1

1

Раздел

6

Ориентировка во времени

1

6.1

«Сутки».

1

6.2

«Сегодня, завтра, вчера».

1

1

6.3

«Месяц».

1

1

6.4

«Когда деревья надевают наряд».

1

1

Раздел

7

Ориентировка в пространстве

1

7.1

«Динамические картинки».

1

7.2

«Поможем ослёнку Ляпе».

1

1

7.3

«Петрушки».

1

1

7.4

«Обезьянки».

1

1

Раздел

8

Величина

1

8.1

«Где что стоит».

1

1

8.2

«Большой экзамен».

1

1

Календарно – тематический план

работы кружка  «Занимательная математика» на 2011 – 2012 учебный

год.

п/п

Перечень разделов и тем

Сроки проведения

Вводное занятие. Диагностика базовых знаний, математических понятий.

1.09 – 16.09

Раздел 1.

Количество и счёт

1.1

Знакомство с цифрами.

«В хозяйственном магазине».

20. 09

1.2

«Картинная галерея».

27. 09

1.3

«Динамические картинки».

04. 10

1.4

«Считай не ошибись».

11.10

1.5

«В гостях у ослёнка Ляпы».

18.10

1.6

«Помоги муравьишкам».

25.10

1.7

«Цифроцирк».

01. 11

Раздел 2

Знаки

2.1

«Считай, сравнивай, записывай».

08.11

2.2

«Больше, меньше, равно».

15.11

2.3

«Остров сравнений».

22.11

Раздел 3

Решение задач

3.1

«Цветик – семицветик».

29.11

3.2

«Отгадай загадку».

06.12

3.3

«Отгадай и напиши».

13.12

3.4

«Придумай задачу по мультфильму».

20.12

3.5

«Математическая Олимпиада».

27.12

Раздел 4

Деньги

4.1

Знакомство с монетами и купюрами различного достоинства.

17.01

4.2

«Денежные отношения».

24.01

4.3

«Путешествие за ценными находками».

07.02

Раздел 5

Геометрические фигуры

5.1

«Новоселье в доме» 2 этажа (блоки Дьёнеша).

14.02

5.2

«Цветочная клумба».

21.02

5.3

«Определи и разложи по цвету».

28.02

5.4

«В гостях у Золушки».

06.03

5.5

«Сложи геометрическую фигуру из частей».

13.03

5.6

«Секретики».

20.03

5.7

Видоизменение геометрических фигур.

27.03

Раздел

6

Ориентировка во времени

6.1

«Сутки».

03.04

6.2

«Сегодня, завтра, вчера».

10.04

6.3

«Месяц».

17.04

6.4

«Когда деревья надевают наряд».

24.04

Раздел

7

Ориентировка в пространстве

7.1

«Динамические картинки».

01.05

7.2

«Поможем ослёнку Ляпе».

08.05

7.3

«Петрушки».

15.05

7.4

«Обезьянки».

22.05

Раздел

8

Величина

8.1

«Где что стоит».

29.05

8.2

«Большой экзамен».

30.05

Список литературы

1 год обучения.

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 12 – 2004 год стр. 13
  2. Л.Г.Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» стр. 66
  3. Л.Г.Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» стр. 71, 84 журнал «Дошкольное воспитание» №12 - 2006 год стр. 71
  4. Е.В.Колесникова «Математика для детей 5 -6 лет» стр. 20 -21

Т.И,Ерофеева «Математика для дошкольников» стр. 60

  1. Л.Г.Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» стр. 106

     В.Житомирский «Математическая азбука» стр. 65

1.6 Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе» стр.76

2.1 Е.В.Колесникова «Математика для детей 5 -6 лет» стр.30

2.2 Интернет ресурсы.

2.3Интернет ресурсы.

3.1 Журнал «Дошкольное воспитание» №1 2009 год стр. 24

3.2 Е.В.Колесникова «Математика для детей 5 -6 лет» стр. 27

3.3  Е.В.Колесникова «Математика для детей 5 -6 лет» стр. 33

3.4 Интернет ресурсы.

3.5 Интернет ресурсы.

4.1 Журнал «дошкольное воспитание» №9 2008 год стр. 68

4.2 Журнал «дошкольное воспитание» №9 2008 год стр. 68

4.3

5.1 Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе» стр.98

5.2 Интернет ресурсы.

5.3 Е.Н.Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» стр. 21

5.4 Журнал «Дошкольное воспитание» №10 2010год стр. 120

5.5 Журнал «Дошкольное воспитание» №12 2008год стр. 14 -15

5.6 Е.Н.Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» стр.67

5.7 З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» стр.20

6.1 Интернет ресурсы.

6.2 Интернет ресурсы.

6.3 Интернет ресурсы.

6.4 Интернет ресурсы.

7.1 Л.Г.Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» стр. 48

7.2 В.Житомирский «Математическая азбука» стр. 78.

7.3 Интернет ресурсы.

7.4 Интернет ресурсы.

8.1 Интернет ресурсы.

8.2 А.И.Сорокина «Дидактические игры в детском саду» стр. 95

Содержание программы

2 год обучения.

Раздел 1. Количество и счёт.

Темы 1.1 – 1.7

Теория.

Познакомить детей с римскими и арабскими цифрами. С жизнью и открытиями великих учёных.

Практика.

Посредством дидактической игры, сравнения и сопоставления учить детей считать в прямом и обратном порядке в пределах 20, обозначать количество предметов соответствующей цифрой.

Раздел 2. Знаки.

Темы 2.1 – 2.3

Теория.

Закрепить знания детей о знаках, при сравнении множеств в пределах 20.

Практика.

Способствовать применению полученных знаний в повседневной жизни.

Раздел 3. Решение задач.

Темы 3.1 – 3.5

Теория. Дать детям знания о том, какой рассказ может быть задачей.

Практика.

Научить детей решать задачи на сложение и вычитание, зарисовывать задачу с помощью символов.

Раздел 4. Деньги.

Темы 4.1 – 4.3

Теория.

Познакомить детей с денежными знаками разных государств.

Практика.

Научить детей пользоваться купюрами разных достоинств, знать их товарную стоимость. Организовать свой «монетный двор».

Раздел 5. Геометрические фигуры.

Темы 5.1 – 5.7

Теория.

Познакомить детей с классификацией геометрических фигур по трём признакам (цвет, форма, размер). Развивать умение сравнивать множества, ориентируясь на плоскости, Учить кодировать блоки через отрицание.

Практика.

Научить детей с помощью логических блоков составлять алгоритм по цепочке.  Выделять из группы геометрических фигур нужную.

Раздел 6 . Ориентировка во времени.

Темы 6.1 – 6.4

Теория.

Дать детям теоретические знания о сутках,  днях недели, месяцах года. Как люди придумали часы, научились узнавать время по солнышку. Познакомить детей с множеством календарей, их назначением.

Практика.

Научить детей пользоваться календарями. Научит процессу измерения временного интервала.

Раздел 7. Ориентировка в пространстве.

Темы 7.1 – 7. 4

Теория.

Познакомить детей с планом помещения, участка. Что такое карта.

Практика.

Научить детей сравнивать план с реальным пространством, находитьнужную точку.

Раздел 8. Величина.

Темы 8.1 -8.2

Теория.

Дать детям понятие, какие бывают величины.

Практика.

Научить детей применять полученные знания в повседневной жизни.

Тематический план

2 год обучения.

П/п

Перечень разделов и тем

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие. Диагностика базовых данных знаний, математических понятий.

Раздел

1

Количество и счёт

1.1

Знакомство с арабскими и римскими цифрами.

«Считай дальше».

0.5

0.5

1

1.2

«Покажи соседей».

1

1

1.3

«Забавные цифры».

1

1

1.4

«Отгадай число».

1

1

1.5

«Реши и раскрась».

1

1

1.6

«Как ослёнок Ляпа учился математике».

1

1

1.7

«Необыкновенные приключения в городе математических загадок.

1

1

Раздел

2

Знаки

2.1

«Как мореплаватель Намбер спас себе жизнь».

1

1

2.2

«Напиши правильно знаки».

1

1

2.3

«Назови правильно».

1

1

Раздел

3

Решение задач

3.1

«Занимательные задачи».

1

1

3.2

«Придумай задачу по картинке».

1

1

3.3

«Помоги Пете».

1

1

3.4

«Нарисуй задачу».

1

1

3.5

«Математическая Олимпиада».

1

1

Раздел

4

Деньги

0.5

0.5

1

4.1

«Аукцион».

1

1

4.2

«Поле чудес».

1

1

4.3

«Наши деньги».

1

1

Раздел

5

Геометрические фигуры

5.1

«Новоселье в доме».

1

1

5.2

«Конструктор».

1

1

5.3

«Микки – Маус в зоопарке».

1

1

5.4

«Поиски девятого».

1

1

5.5

«Видоизменение геометрических фигур».

1

1

5.6

«Какие вы видите фигуры».

1

1

5.7

«Собери клоуна».

1

1

Раздел

6

Ориентировка во времени

6.1

«Сегодня, завтра, вчера».

1

1

6.2

«Весёлая неделька».

1

1

6.3

«Братья месяцы».

1

1

6.4

«Времена года».

1

1

Раздел

7

Ориентировка в пространстве

7.1

«Занимательный диктант».

1

1

7.2

«Помоги Незнайке найти дорогу».

1

1

7.3

«Где спрятался зайчик».

1

1

7.4

«Измерительные приборы».

1

1

Раздел

8

Величина

8.1

«Помоги ослёнку Ляпе разделить предметы».

1

1

8.2

«Математическая Олимпиада».

1

1

Всего

36

Календарно – тематический  план

работы кружка «Занимательная математика» на 2012 – 2013 учебный год.

п/п

Перечень разделов и тем.

Сроки проведения.

Вводное занятие. Диагностика базовых данных знаний, математических понятий.

01. 09 – 17.09

Раздел

1

Количество и счёт

1.1

Знакомство с арабскими и римскими цифрами.

«Считай дальше».

18.09

1.2

«Покажи соседей».

25.09

1.3

«Забавные цифры».

02.10

1.4

«Отгадай число».

09.10

1.5

«Реши и раскрась».

16.10

1.6

«Как ослёнок Ляпа учился математике».

23.10

1.7

«Необыкновенные приключения в городе математических загадок.

30.10

Раздел

2

Знаки

2.1

«Как мореплаватель Намбер спас себе жизнь».

06.11

2.2

«Напиши правильно знаки».

13.11

2.3

«Назови правильно».

20.11

Раздел

3

Решение задач

3.1

«Занимательные задачи».

27.11

3.2

«Придумай задачу по картинке».

04.11

3.3

«Помоги Пете».

11.11

3.4

«Нарисуй задачу».

18.11

3.5

«Математическая Олимпиада».

25.11

Раздел

4

Деньги

4.1

«Аукцион».

15.01

4.2

«Поле чудес».

22.01

4.3

«Наши деньги».

29.01

Раздел

5

Геометрические фигуры

5.1

«Новоселье в доме».

05.02

5.2

«Конструктор».

12.02

5.3

«Микки – Маус в зоопарке».

19.02

5.4

«Поиски девятого».

26.02

5.5

«Видоизменение геометрических фигур».

05.03

5.6

«Какие вы видите фигуры».

12.03

5.7

«Собери клоуна».

19.03

Раздел

6

Ориентировка во времени

6.1

«Сегодня, завтра, вчера».

26.03

6.2

«Весёлая неделька».

02.04

6.3

«Братья месяцы».

09.04

6.4

«Времена года».

16.04

Раздел

7

Ориентировка в пространстве

7.1

«Занимательный диктант».

23.04

7.2

«Помоги Незнайке найти дорогу».

30.04

7.3

«Где спрятался зайчик».

07.05

7.4

«Измерительные приборы».

14.05

Раздел

8

Величина

8.1

«Помоги ослёнку Ляпе разделить предметы».

21.05

8.2

«Математическая Олимпиада».

28.05

Всего

36

Список литературы

2 год обучения

  1. В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр. 61
  2. В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр. 68
  3. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в группе детского сада» стр. 306
  4. В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.70
  5. Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников» стр.160
  6. Интернет ресурсы.
  7. Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников» стр. 126

2.1 Л.Генденштеин «Энциклопедия развивающих игр» стр. 49

2.2 Е.В,Колесникова «Математика для детей 6 – 7 лет» стр. 17

2.3 В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр. 64,59

3.1 Интернет ресурсы.

3.2 Интернет ресурсы.

3.3 В.Житомерский «Математическая азбука» стр.139

3.4 Интернет ресурсы.

4.1 Журнал «Дошкольное воспитание» № 10 – 2003 год стр. 52

4.2 В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр. 40

4.3 Смотри приложение.

5.1 Интернет ресурсы.

5.2 Интернет ресурсы.

5.3 Е.Н.Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ» стр. 51

5.4 И.В.Смолярчук «Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников» стр. 68

5.5 З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» стр. 20 - 21

5.6 Интернет ресурсы.

5.7 Интернет ресурсы.

6.1 Интернет ресурсы.

6.2 Интернет ресурсы.

6.3 Интернет ресурсы.

6.4 В.П.Новикова «Математика в детском саду» стр.94

7.1Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников» стр.185

7.2 .И. Ерофеева «Математика для дошкольников» стр.174

7.3 Смотри приложение.

7.4 Л.Генденштеин «Энциклопедия развивающих игр» стр. 105

8.1 В.Житомерский «Математическая азбука» стр.154

8.2 Смотри приложение.

Вопросы диагностического обследования детей

посещающих кружок «Занимательная математика»

Первый год обучения.

Методика №1.Счёт в пределах десяти в прямом и обратном порядке, соотносить с цифрой.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку посчитать до десяти, и найти нужную цифру.

Методика №2.Количественный состав числа в пределах десяти, умение различать количественный и порядковый счёт.

Инструкция к проведению.

Педагог предлагает ребёнку посчитать предметы по порядку, задаёт вопрос Сколько стоит ёлочек? Под которой ёлочкой растёт гриб?

Методика №3.Умение называть предыдущее и последующее число.

Инструкция к проведению.

Педагог предлагает ребёнку назвать число, которое стоит перед числом три, пять, а какое число стоит после шести, восьми.

Методика №4. Умение различать и правильно называть геометрические формы : круг, квадрат, треугольник, овал.

Материал : круг, квадрат, треугольник, овал.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку найти круг, квадрат, треугольник, овал и показать их.

Методика №5.Умение называть словами местонахождение предметов (вверху, внизу, справа, слева).

Материал. Набор мелких игрушек.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку поставить матрёшку вверх, солдатика в низ, слона слева, а медведя справа.

Методика №6. Выявить умение решать задачи на сложение и вычитание.

Материал.  «Математический набор».

Инструкция к проведению. Педагог предлагает положить три квадрата, а затем ещё один квадрат. Сколько всего стало квадратов?

Методика №7. Выявить умение детей измерять отрезок с помощью линейки.

Материал. Лист бумаги, линейка, карандаш.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку измерить отрезок, начерченный на листе бумаги с помощью линейки.

Методика №8. Выявить умение измерять жидкие и сыпучие тела с помощью условной мерки.

Материал. Миска с крупой, столовая ложка.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку отложить две ложки крупы в кучку, а рядом отложить ещё три такие же кучки.

Методика №9. Выявить знания детей о днях недели.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку назвать дни недели по порядку.

Методика №10. Умение называть последовательно месяцы в году.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку назвать, какие месяцы в году он знает, а затем последовательно.

Методика №11. Умение классифицировать предметы по форме, цвету, размеру.

Материал. Набор геометрических фигур.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку отложить в сторону все геометрические формы большого размера, маленькие; красного, жёлтого, зелёного цветов; отложить все квадраты, треугольники, овалы.

Оценка результатов.

 *1 балл – ребёнок не ответил

*2 балла – ответил с помощью воспитателя

*3 балла ответил самостоятельно.

Диагностическая карта

уровня усвоения программы кружка «Занимательная  математика»

1 год обучения. Начало года.

   

Ф.И.ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

Уровень

1.Ярушкина Кристина

2

2

2

2

2

2

1

1

2

1

2

19

средний

2.Болгарева Катя

2

2

2

2

2

2

1

1

2

1

2

19

средний

3.Фомин Максим

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

13

низкий

4.Умнов Родион

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

21

высокий

5.Радин Дима

2

2

2

2

1

1

1

1

2

1

2

17

средний

6.Рожкова Юля

2

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

14

средний

7.Буркина Настя

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

12

низкий

8.Щербакова Яна

2

2

2

2

2

2

1

1

2

1

2

19

средний

9.Миляев Данил

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

21

высокий

                        16     15  15   16    14   14   11   9     17    11   15

1.59,2%

2.55,6%

3.55,5%

4.66,7%

5.51,9%

6.51,9%

7.40,7%

8.33,4%

9.62,9%

10.40,7%

11.55,6%

В среднем на 52,2% дети успевают по данным программным задачам.

Диагностическая карта

уровня усвоения программы кружка «Занимательная математика»

1 год обучения.   Конец года.

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

Уровень

1.Ярушкина Кристина

3

3

3

3

3

2

2

2

3

2

3

29

высокий

2.Болгарева Катя

3

3

3

3

3

3

3

2

2

3

2

30

высокий

3.Фомин Максим

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

23

средний

4.Умнов Родион

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

высокий

5.Радин Дима

3

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

24

средний

6.Рожкова Юля

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

23

средний

7.Буркина Настя

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

23

средний

8.Щербакова Яна

3

3

3

3

2

2

2

2

3

2

2

27

высокий

9.Миляев Данил

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

высокий

24

23

23

27

22

21

20

20

21

20

22

1. 88,9%                                         7. 74,0%    

2. 85,25                                          8. 74,9%

3. 85,%                                           9. 77,8%

4. 100%                                         10. 74,0%

5. 81,4%                                        11. 81,4%

6. 77,8%

в среднем на 73.65 успевают дети по данной программной задаче.

Отчет по итогам диагностики

выполнения программных задач кружка «Занимательная математика»

1 год обучения. Начало года.

     Диагностическое обследование проводилось в групповой комнате, в привычной для детей обстановке, членами кружка стали дети склонные к математике, проявляющими свой интерес к данному разделу программы.

     С математическими понятиями дети сталкиваются в повседневной жизни. В предыдущей возрастной группе проводились систематически занятия по РЭМП. По разделу «Количество и счёт», дети показали хорошие результаты, правильно пересчитали предложенные предметы. Затруднения вызвал счёт в обратном порядке, Владик, Катя,  считали не верно, пропускали одно число 7,5,8 соответственно.

    Количественный состав числа из единиц вызвал у детей затруднения. Так и успевающие, развитые математически дети смогли дать ответ только с помощью воспитателя.

     Правильно назвали предыдущее и последующее числа 55,6% детей. Детям труднее было назвать предыдущее, чем последующее число. Последующее число правильно назвали все дети.

     Геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, дети назвали правильно, затруднения вызвал овал. Знакомы с этой геометрической фигурой были Дима, Андрей , усваиваемость 66,7%.

     Движение в определённом направлении  (влево, вправо) детям даётся с трудом, а левую и правую руки они показывают правильно.

    Условия задачи дети выслушивают внимательно. Правильно пересчитывают количество предметов, легче дают ответ при решении задач на сложение, труднее на вычитание. Дети не знают название действий.

    Жидкие и сыпучие тела с помощью условной мерки дети измерили правильно, насыпая или наливая полную мерку, но не отмечают количество условных мерок.

   Что такое линейка и для чего она нужна, дети дали правильный ответ, но как ей пользоваться не умеют. Более уверенно отвечали Катя, Андрей, Дима.

  Классификация предметов по цвету даётся детям легче, так как они умеют различать и правильно называть основные цвета и  их оттенки. Затруднения вызвало классификация фигур по размеру, и форме. Более неуверенно себя чувствовали Владик,  Вадим.

    С высоким уровнем развития 1ребёнок, средний уровень показали 4, а низкий уровень у 1.

Отчет по итогам диагностики

выполнения программных задач кружка «Занимательная математика».

              1 год обучения. Конец года.

   Диагностическое обследование проводилось с использованием наглядного материала, дидактических игр, которые использовались в течение учебного года.

   В прямом порядке все дети ведут счёт правильно, уверенно соотносят количество предметов с числом. Счет в обратном порядке вызвал затруднения у Вадима. Этот ребёнок  справился с заданием только с помощью воспитателя.

   Количественный состав числа из единиц усвоили дети на 86,2%. Уверенно отвечали Андрей, Дима, Катя им не потребовалась помощь воспитателя. А Вадим,  самостоятельно ответить не смог.

  В начале учебного года у детей вызвало затруднения назвать предыдущее число, а в конце года они справились с этим заданием.

  Геометрические формы различают и правильно называют все дети, эта программная задача выполнена на 100%.

  Место нахождение предметов справа, слева не смогла правильно назвать без помощи воспитателя Катя,  остальные дети дали правильные ответы дали правильный ответ.

 Дети хорошо усвоили, какой рассказ является задачей. Интересные задачи придумывают Катя, Родион, Данил, у них хорошо развито  воображение, речь. Дима придумывает хорошее условие задачи, но ребёнок не может ясно выразить свои мысли в речи, решает задачу правильно как на сложение, так и на вычитание.

  Измерение сыпучих и жидких тел, самостоятельно, без помощи воспитателя не смогли выполнить семь детей, они забывали отметить количество взятых условных мерок, Юля выбрала не совсем удачную условную мерку.

  Дни недели дети знают, правильно называют, в нужной последовательности. Последовательность месяцев детям оказалось запомнить труднее, путают с временами года. Правильно дают ответ Кристина. Дима, Родион.

  С высоким уровнем развития 3 детей, средний уровень развития 6 детей, а с низким уровнем нет.

Кружковая работа

 Итоговая таблица детского развития

Дата

Низкий уровень

Средний уровень

Уровень выше среднего

Высокий уровень

Начало года

-

33.3%

66.7%

Конец года

-

33.3%

66.7%

Итоговая таблица по образовательным разделам

Название раздела

Начало года

Конец года

Количество и счёт

60.5%

94.4%

Знаки

55.5%

88.8%

Решение задач

55.5%

88.8%

Деньги

44%

77.7%

Геометрические фигуры

77.7%

100%

Ориентировка во времени

55.5%

88.8%

Ориентировка в пространстве

60.5%

94.4%

Величина

77.7%

100%

Заведующий МБДОУ                                                              Т.В.Батина



Предварительный просмотр:

Кружковая работа

Аналитическая справка

            Государственный образовательный стандарт обозначил курс на инновационное развитие и модернизацию образовательного процесса в детском саду.  Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника.

          Новая модель предполагает составление рабочих программ кружковой работы воспитателей по возрастной группе с учетом их развития.
Структура и содержание рабочей программы должны учитывать принцип интеграции образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех участников процесса и мотивации ребенка.
Итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы должны раскрывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы в каждой возрастной группе, до подготовительной (модель выпускника).

             Обучение дошкольников математике вызвано рядом причин:  обилие информации получаемой ребёнком, повышение внимания к компьюторизации, желание сделать процесс обучения более интенсивным, стремление родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, решать задачи, считать.  Начиная работу в математическом кружке я преследовала  цель – вырастить детей людьми умеющими думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

           Основное усилие педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

         Целью программы кружка «Занимательная математика» развитие интеллектуальных способностей детей.  Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться, и уверено себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме и организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать интеллектуальное развитие.

        Особое место математики в курсе наук состоит в том, что она, помимо умения решать предметные математические задачи, даёт человеку возможность научиться целенаправленно и осознанно применять научные способы познания мира, основанные на использовании таких важнейших мыслительных операций, как классификация (группировка), сравнение, аналогия, анализ, синтез.

         Возможности развития этих процессов заложены от рождения в каждом человеке, но степень осознанного владения ими во многом зависит от того, насколько успешно они формировались в детстве, и особенно в дошкольном возрасте.

         Результативность программы кружка «Занимательная математика» определяется  диагностическими исследованиями, которые проводятся в два этапа: в начале и в конце года.

        После первого года обучения выявила детей с более высоким уровнем развития, выделив их в отдельную группу и разработала для них программу «Одарённый ребёнок».

         Повышению качества образования способствует использование мною современных развивающих технологий, активно внедряю в свою работу компьютерные и мультимедийные технологии.  Всё это позволило дать детям глубокие знания по математике, которые они смогли применить в жизни.

Диагностическая карта

уровня усвоения программы кружка «Занимательная  математика»

1 год обучения. Начало года.

   

Ф.И.ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

Уровень

1.Ярушкина Кристина

2

2

2

2

2

2

1

1

2

1

2

19

средний

2.Болгарева Катя

2

2

2

2

2

2

1

1

2

1

2

19

средний

3.Фомин Максим

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

13

низкий

4.Умнов Родион

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

21

высокий

5.Радин Дима

2

2

2

2

1

1

1

1

2

1

2

17

средний

6.Рожкова Юля

2

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

14

средний

7.Буркина Настя

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

12

низкий

8.Щербакова Яна

2

2

2

2

2

2

1

1

2

1

2

19

средний

9.Миляев Данил

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

21

высокий

                        16     15  15   16    14   14   11   9     17    11   15

1.59,2%

2.55,6%

3.55,5%

4.66,7%

5.51,9%

6.51,9%

7.40,7%

8.33,4%

9.62,9%

10.40,7%

11.55,6%

В среднем на 52,2% дети успевают по данным программным задачам.

Диагностическая карта

уровня усвоения программы кружка «Занимательная математика»

1 год обучения.   Конец года.

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

Уровень

1.Ярушкина Кристина

3

3

3

3

3

2

2

2

3

2

3

29

высокий

2.Болгарева Катя

3

3

3

3

3

3

3

2

2

3

2

30

высокий

3.Фомин Максим

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

23

средний

4.Умнов Родион

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

высокий

5.Радин Дима

3

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

24

средний

6.Рожкова Юля

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

23

средний

7.Буркина Настя

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

23

средний

8.Щербакова Яна

3

3

3

3

2

2

2

2

3

2

2

27

высокий

9.Миляев Данил

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

высокий

24

23

23

27

22

21

20

20

21

20

22

1. 88,9%                                         7. 74,0%    

2. 85,25                                          8. 74,9%

3. 85,%                                           9. 77,8%

4. 100%                                         10. 74,0%

5. 81,4%                                        11. 81,4%

6. 77,8%

в среднем на 73.65 успевают дети по данной программной задаче.

Итоговая таблица детского развития

Дата

Низкий уровень

Средний уровень

Уровень выше среднего

Высокий уровень

Начало года

-

33.3%

66.7%

Конец года

-

33.3%

66.7%

Итоговая таблица по образовательным разделам

Название раздела

Начало года

Конец года

Количество и счёт

60.5%

94.4%

Знаки

55.5%

88.8%

Решение задач

55.5%

88.8%

Деньги

44%

77.7%

Геометрические фигуры

77.7%

100%

Ориентировка во времени

55.5%

88.8%

Ориентировка в пространстве

60.5%

94.4%

Величина

77.7%

100%

        Результатами работы кружка «Занимательная математика» являются:

 - 1 место в «Математической викторине» на уровне ДОУ;

 -  2 место по разработке программ по кружковой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"

Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...

Методическая разработка:программа кружковой деятельности "Славные ладошки"

Обучаясь в кружке «Славные ладошки» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Заня...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

Методическая разработка "Семейная гостиная" в форме творческого отчета "Приключения клоуна Клепы в детском саду"

Методическая разработка «Семейная гостиная» в форме творческого отчета «Приключения клоуна Клепы в детском саду»...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Рецензия на методическую разработку «Авторская программа «Не скучай - воображение включай!»

редакцию портала для методического анализа и рецензирования была представлена работа Абсаликоваой Светланы Наэльевны, Лановой Марии Юрьевны. По своему типу разработка является методической разработкой...

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...