"Путешествие в удивительный мир сказок"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Занятие по поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_udivitelnyy_mir_skazok.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

по познавательно – исследовательской

и

экспериментальной    деятельности

в старшей группе

«Путешествие по сказкам»

                                     

                                     Воспитатель

                                        Никонова С.А.

Интеграция образовательных областей: 

 социализация (игровая деятельность), познание (познавательно – исследовательская деятельность), коммуникация, чтение художественной литературы.

Цель:

Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать

Естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Продолжать знакомить детей со свойствами и качествами веществ, материалов путём экспериментирования, устанавливать причинно – следственные связи.

Учить строить предположения о результатах опыта, делать простейшие выводы на основе проведенного опыта.

Формировать умение работать парами.

Закреплять умение вести диалог с воспитателем.

Развивать связную речь.

Упражнять детей узнавать сказку по отдельному отрывку из текста, называть автора сказки.

Материалы и оборудование:

Экран, проектор, набор пробирок, воронка для жидкости, ватные диски, салфетки, маленькие подносы, соломинки, прутики, камни, сито, кухонная утварь, манка, рис.

Ход занятия:

Дети стоят напротив экрана.

Ребята, вы любите сказки?  Назовите свои любимые сказки.

 Сегодня  мы с вами отправимся в путешествие по сказкам.

У нас на экране изображён волшебный сундучёк, в нем живут сказки.

Я  буду загадывать загадки о героях сказок, и если вы их отгадаете правильно, то наш волшебный экран покажет нам картинку-отгадку. Ну, что, готовы?

«Не послушал он сестрицу

И напился из копытца

Был он мальчиком, ребёнком

Стал он беленьким козлёнком»

 Загадка по сказке: « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». На экране появляется картинка с изображением козлёночка. Кто придумал (написал) эту сказку? (один автор или русский народ?) Да. Это русская народная сказка.

Ребята, как вы думаете, почему Иванушка, превратился в козлёночка? (ответы детей). Посмотрите, у меня в банке вода. У этой воды интересная история. На улице я набрала в банку снег и принесла в детский сад. Как вы думаете, что произошло  со снегом через некоторое время? Как вы считаете, эта вода чистая? Хотите это проверить? Тогда мы с вами проведем эксперимент.

- Проходите за столы.

На демонстрационном столе приготовлено оборудование для всех опытов, кроме сита.

- Как выдумаете, какие предметы понадобятся нам для этого эксперимента? (выбор детей)

Для каждой пары детей приготовлено  по две пробирки, воронка, ватные диски.)

Этот эксперимент вы будете проводить парами, т.е. по два человека.

Работа парами. Для этого воспитатель предлагает детям решить кто из них будет держать пробирку с воронкой, а кто будет переливать воду.

Воспитатель предлагает перелить воду из одной пробирки в другую через ватный диск.

- Поставьте в пробирку воронку. Подумайте, для чего нужна воронка?

- Теперь положите на воронку ватный диск. Как вы думаете зачем это нужно сделать?

- Для опыта все готово.

Воспитатель предлагает  аккуратно перелить воду из одной пробирки в другую. После эксперимента обратить внимание детей на цвет ватного диска, как он изменился после того, как дети перелили воду.

- Как вы думаете, что осталось, задержалось на ватном диске? (очень мелкие частички земли, песка, мусора).

Какой можно сделать вывод из того, что мы увидели?

-Вода была не чистая, а грязная. Такую воду пить нельзя.

- Вернемся к нашему волшебному сундучку.

Дети подходят к экрану.

Следующая загадка по сказке: «Три поросёнка».

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки

 Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)

 Дети отгадывают загадку, и на экране появляется картинка с изображением сказки.

- Кто написал сказку? (английская сказка, перевел ее на русский язык С.Михалкова)

Детям предлагается вспомнить, какие домики построили поросята, из какого материала (из соломы, из прутиков, из камня). Воспитатель предлагает проверить, правда ли домики из соломы и прутиков непрочные, а из камня прочный.

- Посмотрите на  стол, как вы думаете, что нам понадобится для следующего эксперимента?

( соломинка, прутик, камень)

- Положите перед собой на стол соломинку и представьте, что случится, если вы подуете на нее? Теперь подуйте.  Произошло то, что вы думали? Соломинка легко сдвинулась с места.

- Теперь положите перед собой прутик и представьте, что случится, если вы подуете на него. Подуйте на прутик. Сравните, что легче сдвинулось с места прутик или соломинка?

- И в конце эксперимента представьте, что случится, если вы подуете на камень? Проверьте свое предположение.

Какой вывод мы можем сделать?

(дом из камня самый прочный потому, что камень самый тяжелый и прочный материал).

- Вернемся к нашему волшебному сундучку в третий раз.

Дети подходят к экрану.

Рядом демонстрационный стол с кухонной утварью и крупами, накрытый до сего момента тканью.

Следующая загадка по сказке: «Золушка», на экране появляется изображение героини сказки.

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь

- Кто автор этой сказки? ( французский сказочник Ш.Перро)

Воспитатель предлагает помочь Золушке попасть на бал, перебрав крупу (манная крупа, смешана с рисовой).

Дети пробуют отделить рис от манки с помощью пальчиков, отмечают, что это сделать трудно и медленно).

- Как же это сделать быстрее? Давайте посмотрим, у меня на столе разная кухонная посуда, может быть она нам в этом поможет? (дети рассматривают посуду, делают свои предположения), воспитатель обращает внимание детей на сито

- Для чего оно необходимо, как им можно пользоваться?

 Предлагает попробовать просеять крупу через сито.

- Что остаётся в сите, что сыпется в миску?

- Какой вывод мы с вами можем сделать?

 Дети делают вывод, что крупные вещества не проходят в мелкие дырочки, а мелкие проходят и ссыпаются в миску.

Дети возвращаются к волшебному сундучку.

- Вот и подошло наше путешествие к концу. В каких сказках мы побывали? (Ответы детей).

- Герои сказок вас благодарят и хотят с вами поиграть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительный мир сказок

На протяжении обучения детям прививается любовь к книге. Дети учатся слушать текст, сопереживать героям, думать, чувствовать. Слушая чтение дети сами начинают говорить красиво, выбирают нужные интонац...

Викторина "Путешествие в удивительный мир сказок"

Задачи викторины "Путешествие в удивительный мир сказок": способствовать развитию связной, диалогической речи,побуждать детей вспоминать сказки, отвеччать на вопросы по их содержанию, воспит...

«Путешествие в удивительный мир детских сказок»

laquo;Путешествие в удивительный мир детских сказок»-конспект внурочного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по закреплению знаний об авторских и народных сказок, по развитию ум...