Развитие певческих навыков
методическая разработка на тему

Развитие певческих навыков и умений  у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon развитие певческих навыков55 КБ

Предварительный просмотр:

            Индивидуализация развития певческих навыков                                                           подготовительной к школе группы    на музыкальных занятиях

        

Вступление

  Дошкольный возраст-период, когда закладываются первоначальные способности, дающие возможность приобщить ребенка к различным видам деятельности.

 Еще Сухомлинский говорил, что «без музыкального воспитания невозможно полноценное развитие человека».

В области музыкального развития примеры раннего проявления музыкальности встречаются часто и задача педагога- развить музыкальные способности ребенка.

 Еще в младенчестве одним из источников радости является песня мамы, услышав ее в колыбели, малыш успокаивается, а подрастая, старается воспроизвести услышанную мелодию. С этих пор у ребенка появляется  потребность в песне. Сначала он подпевает отдельные звуки, а затем и несложные песенки, позже начинается становление собственно певческой деятельности.

            Пение - один из самых любимых видов детской деятельности

                          и основное средство музыкального воспитания

      Голос - естественный инструмент, которым человек обладает с рождения.

Песня - яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности, исполнение которой вызывает у ребят положительное отношение ко всему прекрасному, доброму. Занятия пением- важное средство музыкального воспитания и всестороннего гармоничного развития ребенка

    Пройдя в 2012 г. обучение на курсах по программе «Теория и практика музыкального образования в ДОУ в контексте ФГТ»,  

имея более чем двадцатилетний опыт работы музыкальным руководителем,

работая с 6-7летними детьми и проводя обследование уровня развития музыкальности, столкнулась с проблемой - большинство детей в наше время  поют, не чисто интонируя, голоса крикливы, резки, напряжены.

Поэтому в работе акцентировала внимание на проблеме индивидуализации развития певческих  навыков в подготовительной группе на музыкальных занятиях.

     Обучение на музыкальных занятиях проводится со всей группой детей.

Но при этом необходим индивидуальный подход, который не должен превращаться в индивидуальное обучение, когда музыкальный руководитель уделяет внимание кому-то, оставляя остальных пассивными наблюдателями.

     У детей любой возрастной группы не в равной степени развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память.

Оказывая индивидуальную помощь каждому из ребят,  я развиваю ту способность, которая у него менее развита.

    Все дети отличаются один от другого. И в индивидуальной работе учитываю особенности каждого ребенка - одни слишком возбудимы, другие безучастные и к ним нужно быть и терпеливее, и снисходительнее, и требовательнее. В приемах звукоизвлечения важно: кто протягивает звук, кто дотягивается до нужной высоты, кто правильно открывает рот, тянет губы, кто поет громче, кто,наоборот, тише.

Для развития певческих навыков и в контексте ФГОС считаю необходимым использовать

направление индивидуализации, т.к.:

- это позволит развить  певческие способности и творческий потенциал  каждого ребенка

- это обеспечит более точное адресное развитие.

Раскрытие данной темы актуально и своевременно, т. к. в настоящее время педагогами-музыкантами разрабатываются индивидуальные маршруты, карты по различным направлениям

Природа одарила каждого по-разному, хотя способность правильно интонировать мелодию есть у всех физически здоровых людей .

  Но решать проблемы музыкального слуха и его координацию с голосом необходимо еще в дошкольном  возрасте  -  ведь все это в огромной мере способствует общему развитию ребенка, здоровью, становлению полноценной творческой личности. Кроме того нужно акцентировать

внимание на вокальном воспитании, т. к. в дошкольном возрасте уже сформированы все необходимые физиологические и психологические характеристики для обучения пению: готовность голосового аппарата, необходимый объем памяти, развитие восприятия, воображения, речевых функций.

В изучении данной проблемы  я определила  следующую цель:

Развитие певческих навыков подготовительного к школе  возраста путем индивидуального  подхода на музыкальных занятиях.

В  соответствии с поставленной целью выделила задачи:

-  формирование устойчивого интереса к пению

-  обучение выразительному пению

-  обучение певческим навыкам

-  развитие слуха и голоса

-  формирование голосового аппарата

-  развитие музыкальных способностей ( эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально- слуховых представлений, чувства ритма)

-  сохранение и укрепления здоровья детей.

    В соответствии с задачами, объектом и предметом исследования можно

выдвинуть следующую гипотезу:

    Если использовать индивидуальный подход, то развитие певческих навыков у детей подготовительного возраста будет более эффективным и приведет к совершенствованию данных качеств независимо от природных данных.

Особенности развития певческих навыков

в  подготовительном возрасте

и пути их совершенствования

         Пение - удивительный, прекрасный вид искусства, он

доступнее, чем другой для дошкольного возраста - самого благоприятного периода для формирования и развития голоса. Способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, его умственному и физическому развитию.

Кроме того - это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.

        У дошкольников голосовой аппарат еще не сформирован и укрепляется вместе с общим развитием организма. Гортань и голосовые связки развиваются, связки короткие и тонкие, нёбо малоподвижно. К 7 годам большая сформированность -  примарные звуки

«ми-си» 1октавы(звучание более легкое и естественное), «ре» 1- «до» 2 октавы идеал певческого диапозона.

       Большинство детей передают общее направление мелодии, удлиняется дыхание - хотя поют дети короткими фразами, артикуляция улучшается.

Дети поют с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, способны воспроизвести и чисто спеть общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом, ребята держат правильно корпус, относительно свободно артикулируют, стараются и умеют правильно распределять дыхание, а общее исполнение становится более выразительным и приобретает основные певческие навыки.

   Певческая установка - правильная поза

Во время пения сидеть(стоять) ребята должны прямо, не поднимая плеч, руки вдоль туловища.

  Вокальные навыки – взаимодействие звукообразования, дыхания, дикции

  Дыхание –один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникает и чистота интонирования, и напевность, и легкость пения.

Дошкольники дышат поверхностно, рефлекторно, не диафрагмой. Вдох должен быть бодрым, глубоким (носовым),  выдох - медленным(ротовым, нижняя челюсть должна опускаться свободно, а мягкое нёбо с маленьким язычком помогает правильному извлечению звука.

     Использую игры и упражнения на дыхание («Ветерок», «Насосы»), тренирую своевременность вдоха (между слов -«*песенка *звучит», а не «песен*ка  зву*чит» ), фраз.

   Звукообразование, звуковедение  –  умение извлекать определенное качество звука: легких, мягких, что для детей чрезвычайно трудно.

   Развитие данных умений связано с упражнениями на протягивание долгих звуков, пение без напряжения и крика, напевность  чистоту интонирования

Пение без сопровождения, распевание гласных с их транспонированием

Содействует развитию напевности. «Эхо», «Лесенка» Е. Тиличеевой- любимые упражнения детей.

   Протяжность в пении еще зависит от преобладания гласных, что характерно для народных песен ( «Во поле береза стояла») и подбор репертуара в желателен в умеренном или медленном темпе.

  Дикция - хорошее произношение, создающее предпосылки для выразительного исполнения. Артикуляционный аппарат совершенствуется обогащением словарного запаса, упражнениями на дослушивание ( не глотания) окончаний, коллективным повторением текстов  нараспев, артикуляционными упражнениями (язычок «трубочкой», «острый»,

покусывать, губы покусывать, оттопыривать)

   Использую четкое, внятное, понятное произношение: «снегопад»- «снег(а)па(т)», «серые»- «сер(а)(и)», играю с ребятами в скороговорки

(«На дворе трава, на траве дрова», «Бык тупогуб, тупогубенький бычок»), выразительно повторяю (артикулирую)с ними тексты песен - это способствует выразительности пения, применяю игровые упражнения на укрепление согласных( цепочки слов на определенный согласный «сани-сапожник-свечка-свирель»)-с динамическим, ритмическим, звуковысотным сопоставлением, правильность гласных («А-э-и-о-у»)

  Хоровые навыки - ансамблевое пение - слитность, соотношение силы, высоты

Хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй это чистое певческое интонирование.и прежде чем его добиться, нужно собрать внимание детей.

Пение с дирижированием ( жестами для показа и вступления, и динамики, и звуковысотности, и темпоритмовых изменений), после вступления или сигналу, а капелла ( без музыкального сопровождения)-приемы, с помощью которых постепенно совершенствуется  стройность звучания группы.

   В работе над каждым из навыков использую различные методы:

Наглядный ( наглядно-слуховой,наглядно-зрительный), словесный, практический, наглядно-слуховой предполагает показ детям способов вокального звучания, а так же движений для правильного голосообразования -  т.е. движения дыхательных мышц, нижней челюсти, губ, рта. Музыкально-дидактические игры очень эффективны и необходимы  для музыкальных занятий и самостоятельной музыкальной деятельности

( «Музыкальные лесенки», «Эхо», «Бубенчики»)

 Для развития певческих навыков необходимо многократное повторение.

Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Это подтверждает то, что дети особенно охотно поют, находясь в игровой ситуации.

 В результате неспешной, терпеливой работы дети станут чисто интонировать каждый в силу своих возможностей. В свое время, каждый в свои сроки.

  Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, способствуют организации объединения в детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в том, что в песнях передано определенным содержанием, с другой - рождает способность переживать настроения, переданные в песнях.

  В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных навыков: ладового чувства, звуковедения, дикции, чистоты интонирования, слитного пения.

  Таким образом, это доказывает необходимость развития музыкальных способностей в подготовительной к школе группе.

    Огромную роль в формировании и   совершенствовании навыков пения

играет работа с родителями.

Консультации, содержащие интонационные, артикуляционные, речевые игры, которые можно использовать и дома («Музыкально-дидактические игры и развитие певческих способностей»), совместные праздники, развлечения, конкурсы

(«Моя мама лучше всех», «Лучше папы друга нет»), анкетирование по вопросам музыкального развития - вот основные и необходимые формы сотрудничества . Родители охотно принимают в нем участие

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Каждый человек получает великий дар – голос - особого качества музыкальный инструмент.

А.Е.Варламов – замечательный русский композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, говорил о необходимости раннего обучения пению.

П.И.Чайковский – великий композитор так же обращался к нам: « Вся гениальная музыка пропитана мелодизмом»,  он доказал, что красота в песне - от ее простоты и естественности.

  Если ребенка учить петь с детства, его голос  в занятиях приобретет гибкость и силу при соблюдении осторожности, бережного отношения к детскому голосу и некоторых непреложных правил:

    - все занятия необходимо организовывать в форме игры.

    - индивидуальные установки нужно проводить «глаза в глаза».

    - для определения положительной динамики и эффективности проведения    работы необходима диагностика.

    - важен правильный подбор песенного репертуара, соответствующего естественному диапазону детей.

   - следует тщательно отслеживать состояние здоровья детей.

   - бережно относиться к детским голосам.

   - важно вести разъяснительную работу среди родителей.

Систематизация и индивидуализация  развития певческих навыков

 влияют на уменьшение различных недостатков в пении детей, они имеют важную роль в самореализации личности ребенка.

                                       

                                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....

Развивающие игры с голосом на развитие певческих навыков в процессе регламентированной образовательной деятельности над развитием певческих навыков.

В этом матереале описаны  игры на разитие певческого дыхания и звукообразования, ритмо-интанационные упражнения, игры звукаподражания и пальчиковые игры....

«Развитие певческих навыков дошкольников на основе фонопедического метода развития голоса»

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей. ...