Опыт работы по теме "Моя семья"
методическая разработка на тему

Пономарёва Людмила Павловна.

Опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_vospitatelya_ponomaryovoy_l.p.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Вахтанская начальная школа-детский сад.

 

 Описание педагогического опыта.

Тема: « Гармонизация детско- родительских отношений через расширение представлений о семье и семейных отношениях и активное вовлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс».

                                                        Выполнил воспитатель

                                                        подготовительной группы МОУ

                                                        Вахтанская начальная

                                                        школа- детский сад

                                                        Пономарёва Людмила

                                                          Павловна.

   

                                                        Педагогический стаж  28 лет.

                                     

                                     

2011 год.

                                         

                                      План:

Введение:

- Актуальность выбранной темы.

- Условия формирования опыта.

1. Цель и задачи педагогического опыта.

1.1 Методы исследования.

1.2 База исследования.

1.3. Сроки работы.

2. Теоретическая часть.

2.1 Обоснование выбранной темы.

2.2 Результаты анализа изученной литературы.

3. Практическая часть.

3.1 Методы и приемы организации работы.

3.2 Формы организации работы по проблеме.

3.3. Описание фрагментов занятий, заданий, дидактических игр.

3.4. Этапы работы по проблеме.

3.5. Материалы практического характера ( авторское планирование, проекты занятий, дидактический материал, другие разработки).

4. Заключение.

4.1Эффективность проведенной работы по результатам диагностических исследований.

4.2 Описание диагностических методик.

4.3Степень реализации поставленных задач.

4.4 Адресная направленность опыта.

4.5 Трудоемкость опыта.

5. Литература.

6 Приложения.

Введение:

В соответствии с законом Российской Федерации « Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Детский сад- первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Для того чтобы стать настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям педагогов, охотно будут вступать с ними в контакт.

Потому воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

На современном этапе работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у  истоков воспитания, является основой в формировании личности ребёнка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребёнка.

Вот почему главные усилия всего педагогического коллектива должны быть направлены на улучшение семейного микроклимата, формирование положительных взаимоотношений в семье, повышение педагогической культуры родителей путём их активного просвещения, формирование совместными усилиями полноценной личности ребёнка, подготовку его к школе.

Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающими в современных условиях. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, и не только в виде психолого- педагогической помощи конкретным семьям, но и путём активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в образовательной работе с детьми. Задача педагогов- заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные так и новые формы взаимодействия.

Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить и компенсировать домашние условия воспитания.

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей- собрания, консультативные пункты, информационные стенды, родительские клубы, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости?

Всего понемногу. Но в большей степени- потому, что не испытывают насущной потребности. А попробуйте- ка заставить взрослого человека делать то, что не вызрело в нем самом, как необходимость. Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают кусочки готовых знаний- что- то их детской психологии, что- то из методик оздоровления, что- то из практики обучения. Но, как во всяком учении, люди берут из этого лишь то, что созвучно их собственным мыслям и потребностям. Или вовсе не приходят за этими знаниями.

На мой взгляд, следует начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения разума и души людей, сопричастных жизни ребенка. Что же может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок, семья, семейные отношения.

Поэтому решать проблему взаимодействия семьи и детского сада я решила на таком близком и знакомом материале, как семья, семейные отношения.

Семья не только предоставляет ребенку условия для развития, она активно формирует социально положительные навыки и препятствует появлению социально отрицательных.

« Микросоциальная ситуация развития, определяемая условиями семейного воспитания, составом семьи и позицией ребенка в ней, является основой развития личности ребенка, обеспечивая формирование высших психических функций в процессе его «врастания в цивилизацию» ( Л.С. Выготский).

В наше непростое время семья переживает большие экономические и духовные трудности. « Крепка семья- сильна Россия!»- не пустые слова. Только сплоченные семьи, в которых царят любовь и взаимопонимание, способны преодолеть трудности. К сожаленью, во многих семьях существует проблема непонимания между родителями и детьми. Особенностью моей работы по взаимодействию детского сада и семьи является то, что я пытаюсь максимально сблизить детей и родителей. И сближать я их начинаю беседуя с ними о самом близком для человека- его семье.

Большой знаток детской психологии, Ф.М. Достоевский устами Алеши Карамазова сказал: « Знай те же, что нет ничего выше, сильнее, и здоровее и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое- нибудь воспоминание, и особенно вынесенное из детства, из родительского дома… какое- нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать  таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

Я пытаюсь в своей работе способствовать, чтобы таких воспоминаний и у детей и у родителей было больше. Этому способствует то, что в своей работе я стараюсь увлечь детей и родителей общим делом: выставки, оформление книг, изготовление игрушек, участие в развлечениях, занятиях и т.д. Самое главное, что в процессе этих совместных дел дети и родители чаще общаются.

Исследования показали, что если выделить 15 минут в день, для того чтобы поговорить с ребенком, выслушать его, можно будет заложить основу общения с ребенком на всю оставшуюся жизнь.

1. Считаю основной целью своей работы гармонизацию детско- родительских отношений.

Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Создать условия для полноценного общения детей и родителей.

2. Установить тесные контакты с семьями воспитанников.

3. Развивать творческое воображение, активность, самостоятельность через совместное творчество детей и родителей.

4. Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях.

5. Формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.

6. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

Как методы исследования результативности данного опыта использовалась диагностика детско-родительских отношений: «Лики родительской любви», « Мера заботы», «Стратегии семейного воспитания», « Методика идентификации детей с родителями» (опросник А.И. Зарова), наблюдения в процессе естественного общения детей и родителей и при выполнении ими заданий творческого характера, анкетирование родителей. Исследование внутрисемейных отношений по тесту «Рисунок семьи». Дети и родители отдельно рисовали свою семью. Все рисунки и комментарии к ним были проанализированы, проведены индивидуальные беседы с родителями, в ходе которых они были познакомлены с результатами работы своих детей и могли сравнить реальную картину восприятия соей семьи ребенком и свое собственное восприятия.

В ходе такой диагностики сразу видно, кто из детей чувствует себя комфортно в семье, ощущает себя любимым и принятым, а также видно – у кого имеются проблемы в общении и взаимопонимании с близкими людьми.

Работа проводится в подготовительной группе дошкольного учреждения, работающего по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой в течение одного года.

2.Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сферах, нервно-психическом состоянии, нормальное развитие характера и формирование личности детей.

«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения взрослого с ребенком. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гип-пенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и др.), но чаще психологи-практики.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.

Российские психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштен, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.С. Мухина и др.) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.

Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры — всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, мы будем исходить из следующих положений:

1. Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребенка;

2. Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.

В результате взаимовлияния индивидов в семье она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.

Семья характеризуется определенной структурой, известной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Основой жизнедеятельности семьи является система общения — межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия, как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.

Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей от рождения до начала трудовой деятельности. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи.

В различных категориях семей процесс воспитания детей имеет свои особенности. Поэтому важно не только изучение значимых факторов, но и выявление их общих взаимосвязей и взаимозависимостей с эффективностью воспитательного процесса.

Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях динамика роста и взаимоотношений во многом детерминируется такими факторами, как семейные ценности и стили воспитания.

Дети в семье — дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Ребенку нужны оба родителя — любящие отец и мать. Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующе влияют на ребенка. Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка.

Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание различных типов воспитания.

А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

Д. Боумрид в цикле исследований предпринята попытка преодолеть описательность предшествующих работ, вычленив совокупность детских черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки.

На основе своих наблюдений Боумрид выделяет 3 типа детей, характер которых соответствует определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не считают нужным хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль за поведением ребенка — основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы.

Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Как в таких случаях поступают снисходительные родители? Обычно они приходят в отчаяние и реагируют очень остро - грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

Автором выделено четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт.

Родительский контроль', при высоком уровне родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более совершенное усвоение родительских стандартов и норм.

Второй параметр — родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность.

Третий параметр — способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким уровнем чаще прибегают к крикам, жалобам и ругани.

Четвертый параметр — эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, но действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т.е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

Немалый интерес представляют работы, в которых воспитание и детско-родительские отношения так или иначе связаны с анализом семейной структуры. Обратимся к исследованию Э. Арутюнянц (Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи. // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988. С. 26-33).

По ее мнению, существует 3 варианта семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально-организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечения «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). Существует «симбиоз» ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации, и в частности учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.

Очень высоко оценивается супружеская (демократическая) семья. Цель в этой семье — взаимодоверие, принятие, автономность членов. Воспитательное воздействие — «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу (т.е. практически ко всем социальным институтам).

Привязанность к родителям — важнейший компонент эмоционального развития дошкольника. Привязанность к родителям — это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом. О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни. Беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет (Популярная психология для родителей. / Под ред. А.С. Спиваковской. СПб., 1997).

Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и своего настроения. Эти матери испытывают страх одиночества, изживая его чрезмерной заботой о ребенке. Подобная невротическая привязанность создает инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и возможностях. К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, не воспитывающего, а дрессирующего, требующего беспрекословного подчинения своим непомерно высоким требованиям и наказывающего физически при малейшем непослушании. Эти отцы относятся к детям как к взрослым, забывая об их повышенной потребности в нежности и ласке. Почти всегда в таких семьях существуют конфликты по поводу воспитания. Матери, в противовес отцу, стремятся восполнить недостаток эмоционального тепла, во всем уступая ребенку и окружая его избыточной заботой. Подобные крайности родительского отношения не проходят бесследно. В этих случаях дети невротически привязаны к матери, а также отличаются капризностью, неустойчивостью поведения и повышенной возбудимостью.

Другая крайность отношения родителей к детям состоит в недостатке эмоциональной заботы — их рано отдают в ясли или перепоручают уход за ними бабушкам, дедушкам или другим родственникам.

Чувствительные дети восполняют недостаток эмоциональности и непосредственности тем, что часто приходят в возбужденное состояние, кричат, плачут, клянчат, словно опасаясь, что про них забудут, не приласкают. Вместо изменения поведения родители только «закручивают» гайки, продолжая не обращать внимания на ухудшающееся эмоциональное состояние детей. Опасность данной ситуации, если она продолжительна, — в компенсаторном развитии самолюбия детей, когда они односторонне начинают любить себя в противовес чувству любви к другим и не способны делиться с кем-либо своими радостями и печалями (Популярная психология для родителей. / Под ред. А.С. Спиваковской. СПб., 1997).

Все, что затрудняет развитие эмоционального контакта детей с родителями, в том числе привязанности, относится к такой высшей человеческой ценности, как любовь. Ее предпосылкой является ответное чувство ребенка на проявления нежности и любви в семье.

Если ребенок не удовлетворен чувством любви, причину нужно искать прежде всего в родителях.

Как видим, чувства и установки родителей, семейные отношения и чувства детей могут быть очень тесно связаны. Нетрудно догадаться, что в самой неблагоприятной, драматической обстановке оказывается ребенок. Особенно трагично это положение для дошкольника.

Но возвратимся к нормальным особенностям развития детей. На фоне выраженной привязанности и любви к матери одновременно происходит и процесс отождествления себя с родителем того же пола. Поскольку родители состоят друг с другом в ролевых отношениях мужа и жены, то понимание этого создает у ребенка потребность в подражании.

К 6 годам завершается для современного ребенка период дошкольного детства. Влияние семьи на дошкольника проявляется в заложенных необходимых умениях и навыках, человеческих началах в формирующейся личности ребенка. Это означает, что дети б лет: 1) естественно проходят фазы своего развития и решают закономерные возрастные проблемы; 2) испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей; 3) реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц; 4) обладают устойчивым чувством «я», уверенностью в себе, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей; 5) способны к сопереживанию; 6) не проявляют выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям; 7) контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных.

Все эти приобретения личности ребенка - результат положительного влияния семьи на личностное развитие ребенка, итог разумного воспитания и любви к детям.

Основные показатели воспитательного влияния семьи на ребенка-дошкольника. Как показывают данные исследований, начало активного этапа воспитания в семье приходится на возраст ребенка, составляющий в среднем 5-7 лет (Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988). Этот период благоприятен для формирования готовности самого родителя осуществлять различные виды воспитания. Характерной ошибкой последних является то, что, включившись в воспитание ребенка того или иного возраста, они не учитывают различные параметры его развития, не различают виды воспитания (нравственное, физическое, половое, трудовое и др.) и никак не оценивают собственно воспитательный процесс. При таком подходе весьма затруднительно дать оценку родительским усилиям.

Разумеется, изучению и оценке необходимо подвергать систему «ребенок—родитель» в целом. Итак, основными показателями при оценке воспитательного процесса дошкольника (3-7 лет) в семье могут быть:

а) для ребенка — характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие и возможные дефекты; способность к игре; уровень внушаемости; тенденции развития половой идентичности; характер проявления доминирующих способностей; способность к подражанию; предрасположенности в игре; реакции на принятые нормы поведения; характер проявления детской ответственности и т.п.

б) для родителя — мотивация воспитания; уровень знания особенностей ребенка этого возрастного периода; умение формировать целевые и смысловые установки; понимание особенностей различных видов воспитания; понимание характера и силы собственных психогенных отклонений для этого периода и т.п.

Таким образом, возможность родителей оценивать собственные воспитательные способности предоставляет им широкие условия их реализации и коррекции, а значит, устранения возникающих проблем в жизнедеятельности семьи.

3. Свою работу по теме « Гармонизация детско- родительских отношений через расширение представлений о семье и семейных отношениях и активное вовлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс» я начала с разработки перспективного плана на учебный год, который включал в себя разнообразные мероприятия, направленные на обогащение знаний детей о семье, семейных отношениях, тесное сотрудничество с родителями и максимальное сближение интересов детей и родителей.( См. Приложение) При составлении плана, предложила мамам и папам, бабушкам и дедушкам принять активное участие , проявить свою инициативу. Весь материал я оформила и поместила в родительском уголке.

Была проведена  диагностика детско-родительских отношений: «Лики родительской любви», « Мера заботы», «Стратегии семейного воспитания», « Методика идентификации детей с родителями» (опросник А.И. Зарова) (См.Приложение). Было подготовлено и проведено родительское собрание» Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» в форме деловой игры. 

При беседах с родителями познакомила их с «Уголком семьи», где дети играют в сюжетно- ролевые игры « Дочки-матери», «Семью». Рассказала им об этих играх, что содержанием детских игр могут стать их жизненные отношения в семье. В игровом уголке совместно с мамами оформили фотовыставку из семейных фотографий  « Дружная семья». Это стало первым шагом по созданию предметно- развивающей среды в группе, направленной на получение детьми знаний о семье. Дети знакомились с семьями своих друзей, так как фотографии я периодически меняла, это вызывало у них большой интерес. Затем я организовала разговоры- беседы о семье. Темы были самые разнообразные: «Что такое семья?», « Кто есть в семье?», «Как зовут членов твоей семьи, где они работают, кем, где  учатся?», « Твой домашний адрес», « Кем были твои бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки, откуда они родом?». На такие беседы я или приглашала родителей или предварительно беседовала с ними, так как эти вопросы о семье очень деликатные. Знания о семье дети получали на занятиях познавательного цикла по развитию речи. Целью этой работы было углубить знания детей о семье и вызвать интерес к своей родословной. В утренние и вечерние часы проводила словесные игры « « Кто есть кто?», « какие у меня родители?», « Назови профессию мамы, папы», « Кому что нужно для работы» и др. Создавала условия для сюжетно- ролевых игр и решения проблемных ситуаций. Эти занятия, игры, беседы стали основой для формирования чувств ребенка, его отношения к родным людям. Знакомство с семьей и её членами, органично вписалось и в такие виды деятельности, как ознакомление с художественной литературой, изобразительная деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное и трудовое воспитание, праздники и развлечения.

Из художественной литературы дети получили нравственные уроки доброты, милосердия, заботы о старших, уважения к ним. Это произведения Л. Толстого, К. Ушинского, В. Осеевой. В. Драгунского. В родительском уголке появилась новая рубрика « Читаем вместе». Здесь я рекомендовала родителям детские художественные произведения, которые можно почитать и обсудить вместе с детьми. Родителям предлагалось вместе с детьми нарисовать иллюстрации к этим произведениям, слепить героев сказки и др. В своей работе я использовала очень много пословиц и поговорок. Мы их анализировали, делали выводы, поощряла использование пословиц и поговорок в детской речи.

Уважение к старшим и милосердие воспитывалось не только беседами и чтением об этом, но прежде всего упражнениями в поведении. Это решение проблемных ситуаций, которые требуют сосредоточенности, анализа, точных действий, четкого вывода.

  1. У мамы болит голова, как ты о ней позаботишься?
  2. Ты смотришь интересный мультфильм. Но в этот момент заплакала младшая сестренка, а у мамы много дел. Как ты поступишь?
  3. Вы с мамой сели в автобус, а свободное место одно. Как ты поступишь?
  4. Если сестренка плачет, как можно её успокоить?
  5. « Пирог доброты». Представь, что тебе надо разделить этот пирог между членами твоей семьи и сказать самые добрые и теплые слова.

Как ты это сделаешь

Эти проблемные ситуации очень значимы не только для развития умственных действий, а так же развивают монологическую речь, учат рассуждать. Родителям я поручила найти такие примеры на практике, и каждый взрослый их нашел немало, что было хорошими упражнениями в нравственном поведении, в проявлении добрых чувств.

Для обогащения знаний детей об истории своей семьи, я использовала различные приемы и методы.

Для образца детского рассказа, я использовала рассказ об истории своей семьи с использованием фотографий. Это очень стимулировало детский интерес.

С детьми составляли цикл рассказов « Я и моя семья», « Самая любимая», « Как мы отдыхали всей семьей» и др. Для составления этих рассказов я привлекала родителей. Они совместно с детьми составляли рассказы, иллюстрировали их рисунками, дополняли фотографиями. В результате получалась книжечка. Эта работа закрепляла знания детей, стимулировала интерес, служила прекрасной основой для развития речи.

Активно использовала в своей работе рассматривание семейных альбомов. Эту работу проводила в утренние и вечерние часы. Родители вместе с детьми оформляли «Семейные альбомы» с краткими пояснениями.

С детьми в группе мы тоже оформляли « Семейный альбом» из рисунков детей. Это бфл своеобразный рассказ юных художников о самом главном: О себе, о членах своей семьи, семейных традициях, совместных делах, праздниках, домашних животных. Главной темой стал «Семейный портрет». Дети особенно ярко и живо раскрыли эту тему. Они изобразили сою семью парадно, во время праздничного застолья, вокруг именинного торта. В альбом вошли такие сюжетные рисунки: « Мой день рождения», « Мы отдыхаем на море», « Наша семья едет на дачу», « Мы вечером дома» и др.

Организуя свою работу по теме «Семья», я стремилась заострить внимание детей на исторических семейных фактах, которые явились для разных поколений значимыми и нашли отражение в фотоальбомах. Так появились рисунки, на которых дети изображали своих прадедов- участников Великой отечественной войны, а также пап, дедов и других родственников, принимавших участие в военных событиях последних лет ( Афганистан, Чечня). Рисунки дополнялись рассказами, составленными вместе с родителями.

Некоторые дети в своих альбомах поместили портреты русских богатырей- защитников земли русской.

Одной из ярких страниц детского « Семейного альбома» стал автопортрет-

« Я в новогоднем костюме», « Я в лесу», « Я со своим любимцем», « Я футболист», « Я танцую» и др. Так дети раскрыли  свои увлечения, интересы.

Интересной получилась страница, связанная с образом мамы. На детских рисунках мамы получились самые разные. Дети изображали их с бусами и сережками, с красивыми прическами, в нарядных платьях, если на кухне, то в красивом фартуке. Самим мамам дети рисовали ярко накрашенные помадой губы, ресницы, красивую улыбку, румяные щечки. Каждый стремился, чтобы его мама была самая красивая. А сколько позитивных эмоций вызвали эти рисунки у мам!

Через рисунок дети рассказали и о своих папах, их профессиях, увлечениях: «У папы есть машина», « Папа любит охоту ( рыбалку)»  и др.

С любовью дети рисовали и своих бабушек и дедушек.

При создании « Семейного альбома» умело сочеталась наглядные методы, словесные и практические, что дало возможность  не только закрепить изобразительные навыки но и способствовать развитию самостоятельности, мышления, а также развития речи. А что самое важное эта работа способствовала сближению детей и родителей, стимулировала их интерес к взаимному общению.

Было проведено много бесед с детьми о семейных праздниках, традициях, реликвиях. Темы этих бесед обсуждались с родителями и были максимально интересны детям: « Наша дружная семья», « Бабушка рядышком с дедушкой», « Мои братья и сестры» . К этим беседам с каждым ребенком и его родителями проводилась большая предварительная работа, на беседу приглашались родители , бабушки, дедушки. Дети с большим интересом слушали друг друга и приглашенных взрослых. Они задавали вопросы, делали простейшие выводы и обобщения. Я организовывала встречи бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками для формирования представлений детей о прародителях, наделенных мудростью и опытом, появившимся в результате прожитой жизни. Эти встречи затрагивали в душе ребенка лучшие чувства, что является прекрасным источником радостных переживаний. К « Дню пожилого человека» с детьми в сотрудничестве со старшим поколением семей оформили выставку « Золотые руки». Дети в удовольствием рассказывали об экспонатах изготовленных членами их семей: тут были и вязанные изделия, вышитые картины, салфетки, игрушки, плетеные корзинки, резьба по дереву и др. Такие выставки укрепляют интерес детей к близким людям, гордость за них, усиливают чувство привязанности, желание самому что- то сделать для членов своей семьи.

В каждой семье есть своя история, свои праздники, свои традиции- это не консервация отжившего, это постоянное развитие культуротворчества, вызванное жизненные потребности каждого человека и народа. Чтобы донести до детей красоту и духовность народных традиций, самый верный путь- постараться увидеть свежие побеги мощного древа этих традиций в жизни собственной семьи, своих родных и близких, ощутить самого себя звеном в цепи бесчисленных поколений. Таким образом, мы помогаем осознать детям, что семейные традиции и реликвии  живы до тех пор пока они передаются из поколения в поколение. В трение и вечерние часы я беседовала с детьми об историческом пути традиций на Руси,  о семейной обрядовой культуре других национальностей и народов, почему люди хранят и передают традиции? Дала домашнее задание найти в словаре значение слова «традиции». На эту тему поместила в родительском уголке консультацию « Традиции в нашей семье». Затем оформили папку- передвижку « Семейные традиции». В ней были собраны рассказы родителей, бабушек, дедушек и других членах их семей о пришедших в их семью традициях, которые накапливались и передавались с любовью из поколения в поколение. Дети узнали много новых слов, их значений. За счет бесед и чтения семейных рассказов обогащался словарный запас детей. Они нарисовали много рисунков к этим рассказам, при этом общаясь со своими родными, задавая им вопросы, делая обобщения, что их семья хорошая и крепкая, а семейные традиции надо уважать и поддерживать.

Продолжая знакомить детей с семьей, рассматривая фотографии, я подвела детей к пониманию, что мамы и папы тоже когда- то были детьми, ходили в детский сад и школу, а бабушки и дедушки были молодыми папами и мамами, а когда-то и детьми. В свободное время рисовали на тему « Детство моих родителей», « А бабушка и дедушка тоже были детьми». Эти рисунки мы поместили в книжку- малышку « Моя семья и мой дом». На занятиях по рисованию я брала темы « Мой дом», « Моя семья», « Дома вечером», « Как я помогаю маме», « Любимое занятие». Цель этих занятий подвести детей к пониманию, что у каждого члена семьи есть свои занятия, интересы, что все заботятся друг о друге, помогают.

На конструировании « Дом, в котором мы живем», « Мебель для нашего дома», « Моя комната» использовали бумагу, строительный материал, различные конструкторы, бросовый материал. Цель: побуждать переносить знания в самостоятельную деятельность.

Одним из проявлений заботы ребенка о своих близких является изготовление подарков к праздникам: Дню Защитников Отечества, 8 Марта, Дню пожилых людей. Дети делают это с удовольствием. Но вот вопрос- как преподносят дети эти подарки, и как принимают те, кому их дарят. Бывает так, что взрослые не замечают доброго порыва ребенка, уходят, забыв на шкафчике подарок ребенка. Со временем и он не проявляет инициативы порадовать своих родных, искорки доброты гаснут. Такие случаи я стараюсь не оставлять без внимания, на следующий день обязательно беседую с родителями малыша, чтобы они выражали восхищение старанием ребенка, его творчеством, поступками.

Большой интерес взрослых и детей вызвала творческая акция «Я –взрослый, ты- ребенок», целью которой является укрепление семейных связей через совместное творчество. В проекте участвовали пять семей, педагоги.

Задачи: Способствовать гармонизации отношений: Дети- родители, дети- педагоги, родители- дети, дети- дети.

Побуждать детей и родителей к участию в совместном художественном проекте.

Задание: участникам предлагается создать оригинальные фигуры людей. Дети конструировали фигуры взрослых, а взрослые – детей. Они раскрасили своих картонных человечков, придумали им имена, наделили некоторыми чертами характера, а затем от лица созданного персонажа вступили в диалог с другим персонажем. Затем был проведен опрос по заранее подготовленным анкетам ( См. Приложение).

В процессе интервью, я подходила к каждому столу и беседовала. Все получили возможность рассказать о своем творческом замысле. Акция создала условия для открытого диалога между разными людьми: детьми, педагогами, родителями , в неформальной обстановке. Для обыгрывания были предложены различные проблемные ситуации, все участники смогли составить свой диалог для решения проблемы, и обыграть его в виде театра на магнитной доске. По завершению программы участники унесли домой свои работы, надеюсь, что они напомнят им в конфликтных ситуациях о правильном решении, а также родители и дети в свободное время смогут продолжить эту увлекательную игру.

С детьми я провела творческую акцию «Смотрясь в семью, как в зеркало». Целью стало представить российскую семью глазами детей. В результате была создана книжка- раскладушка, дети сделали вывод, что российские семьи разные, но все они интересные, искренне любящие.

Чрезвычайно ценна любая совместная трудовая деятельность детей и взрослых, прежде всего своей мотивационной основой -я вместе с папой, мамой, мы помогаем друг другу (убирать квартиру, ухаживать за цветами, любимыми животными). Сколько здесь интересного можно узнать друг о друге, порадовать своих близких детей. Делая опрос, беседуя с родителями, я советовала создавать игровые ситуации в которых ребенок  будет проявлять инициативу  и самостоятельность. Дети вместе с родителями составляли творческие отчеты о трудовой деятельности, что помогало детям в осознании своей значимости, повышении самооценки.

Мною была использована такая форма работы как персональные выставки.

Были оформлены выставки « Бабушкины руки», « Мой папа самый, самый..»

( семья Земцовых), « Новая жизнь старым вещам» ( семья Смирновых).

Родители охотно откликаются на такие предложения, интересны совместные работы взрослых и детей. А как гордятся дети, они с таким удовольствием выступали в роли экскурсоводов, рассказывали, как это сделано, кем и из чего. Это очень сближает детей и родителей, стимулирует активность.

В каждой семье есть своя история, часто люди хранят фотографии предков, передают истории из их жизни. Это важно помнить имена своих предков, знать кем они были, что доброго сделали в своей жизни для людей и своей Родины. Чтобы помочь детям осознать родственные связи между поколениями, я использовала такую форму работы, как построение «родословного древа» . К этой работе привлекла родителей, беседовала с ними по созданию эскизов, в родительском уголке поместила консультацию с рекомендациями по построению « родословного древа».Целью было: вызвать интерес к составлению родословной, желание изучать историю своей семьи. В процессе работы не только дети, но и взрослые узнали много нового. Родителей знакомила с терминами, которые использовались в работе с детьми: родословная, род, предки, обычаи, традиции…

О своем роде мы не только составляли с детьми рассказы, но и нарисовали много рисунков. Дети должны были осознать, что они являются не только членами своей семьи, но и членами своего рода, даже нескольких родов.

Родители из этих рисунков, рассказов и фотографий оформили альбомы о своей родословной. Названия к ним они придумывали сами. Дети с интересом рассказывали о своих родственниках, а что самое важное они стали уважительно относится к прошлому своей семьи, и к своим бабушкам и дедушкам.

Для родителей был подготовлен семинар «Воспитание уважения к старшим».

Считаю, эту тему очень важной в наше время. Дети видят, как родители общаются с бабушками и дедушками, и это становится для ребенка нормой поведения в будущем. Детям и взрослым был прочитан рассказ Л. Толстого «Старый дед и внучек», что заставило всех задуматься, и может кого-то пересмотреть свое поведение.

В конце учебного года было проведено комплексное занятие «Путешествие в музей семьи» с участием родителей, бабушек и дедушек.(См. Приложение).

Это занятие явилось итогом проведенной работы, показало насколько сблизились мы все и дети и педагоги и родители и как нам интересно общее дело.

4.  В конце учебного года снова было проведено анкетирование и итоговая диагностика «Лики родительской любви», « Мера заботы», «Стратегии семейного воспитания», « Методика идентификации детей с родителями» (опросник А.И. Зарова), наблюдения в процессе естественного общения детей и родителей и при выполнении ими заданий творческого характера, исследование внутрисемейных отношений по тесту «Рисунок семьи». По результатам диагностики мы увидели насколько гармоничнее стали отношения дети- родители, а анкетирование показало как изменилось отношение к детскому саду, насколько больше стали интересоваться родители вопросами воспитания. Так как работа была интегрирована в такие виды детской деятельности как ознакомление с художественной литературой, изобразительная деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное и трудовое воспитание, праздники и развлечения, то попутно было решено большое количество задач воспитания и обучения. И что очень важно данная работа способствовала развитию любознательности, креативности,  комуникативности будущих школьников

Этот опыт можно адресовать опытным педагогам, с хорошими коммуникативными способностями. Считаю, что этот опыт не является трудоемким, и что немаловажно, он не требует больших материальных вложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы ДОУ и семьи по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей

Опыт работы ДОУ и семьи по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей...

Опыт работы"Сотрудничество с семьей при приобщение детей к трудовой деятельности"

Совместная работа сродителями по приобщению детей к трудовому воспитанию в семье.Отражение определенных условий,перечень проведенных мероприятий....

Опыт работы по взаимодействию семьи и ДОУ

: За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает свои...

Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?...

Опыт работы: «Взаимодействие ДОУ, семьи и школы. Решение проблем к подготовке детей к школьному обучению"

Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лав...

Опыт работы ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЯ СЕМЬЯ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЯ СЕМЬЯ (средняя группа)...

Опыт работы "Взаимодействие с семьями воспитанников"

Опыт работы: "Взаимодействие с семьей"...