Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в космос»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Пилипенко Любовь Михайловна

 

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в космос»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_kosmos.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в космос»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 Виды детской деятельности: коммуникативная,  познавательно-исследовательская, двигательная, игровая, продуктивная.

 Цель: Закреплять у детей представления о космосе.

 Образовательные задачи:

1.Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы. Активизировать речь, расширять словарный запас детей, дополняя новыми словами: «скафандр», "SOS".

2. Закрепить понятия  -  «космос», «планеты Солнечной системы»,  «кратеры» , «комета».

3.Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10 и обратный счет в пределах    5, умение соотносить цифры с количеством предметов.

4.  Совершенствовать стиль партнерских отношений. Расширить кругозор дошкольников.

5. Закреплять  приём рисования с помощью мыльных пузырей.

6. Продолжать развивать умение находить решения в проблемных ситуациях, умение работать коллективно.

7. Воспитывать у детей интерес к исследованию и познанию, бережное отношение к окружающему нас миру.

 Материал: Проектор, ноутбук, экран, колонки, м/м презентация «Космодром»,  обучающий видеофильм « Планеты солнечной системы», звукозаписи на тему: «Космос»; мягкие модули, космический тоннель – деревянные дуги, магнитная доска и набор букв, разрезные картинки, карточки - летающие тарелки и маркеры (по количеству детей, карточки "Звёзды" (по количеству детей, оборудование для эксперимента "Кратеры", оборудование для "Раскрашивания планеты", оборудование для изготовления «Комет», именное удостоверение космонавта каждому дошкольнику.

Игровая мотивация: Необычная гостья Венера Сатурновна, «Сигнал SOS с планеты Шелезяка».

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, у нас сегодня присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются.) А теперь поприветствуем друг друга.

1.  Коррекционная игра «Здравствуйте»

- Здравствуйте, девочки!                 Педагог приветственно машет рукой

- Здравствуйте!                         Девочки приветствуют педагога

- Здравствуйте, мальчики!                 Педагог приветствует мальчиков

- Здравствуйте!                         Мальчики приветствуют педагога

- Солнышко, здравствуй!                 Все поднимают руки вверх

- Здравствуй, здравствуй!                 Скрещивают прямые руки над головой

- День такой прекрасный.                 Протягивают прямые руки вперед

Здравствуй, здравствуй!                 Хлопают в ладоши

Воспитатель:  Действительно, день сегодня прекрасный и не совсем обычный. Я пригласила к нам в детский сад одну очень интересную гостью, которая скоро появится здесь. Она очень занятая особа, но, когда узнала, какие вы любознательные дети, то сразу захотела с вами познакомиться. У нее к вам есть какое-то интересное предложение.

2.  Сюрпризный момент

(Раздается стук в двери, воспитатель выходит посмотреть, кто же пришел, надевает костюм Доктора космических наук и выходит к детям)

 -Здравствуйте  дети, меня зовут Венера Сатурновна и я – Доктор космических наук.

-Я  прибыла к вам  с космодрома  «Звёздный».  (Слайд 1)

-Ребята, а  вы знаете, что такое космос? Давайте вместе вспомним, что же это такое?

 (ответы детей) (Слайд 2)

-Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое

пространство. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды, планеты, Луна. Это и есть космос.       (Слайд 3)

- На какой планете мы живем?   (Земля)

- Как называются люди на нашей  планете?  (Земляне)

-Нравится вам наша планета? (Да, нравится)

 -А чем она вам нравится?

(Здесь много лесов, рек, морей и гор. На нашей планете живут разные, интересные животные и птицы. На Земле много красивых городов больших и маленьких. На нашей планете растет много красивых цветов. Мы здесь родились. )

-А сейчас, ребята, вам я вопрос такой  задам:

         Школу юных космонавтов  собираюсь открывать.

Вы хотели бы ребята  в этой школе побывать? - Да!

А придет  пора лететь  вы не станете реветь? - Нет!

  -Ну, тогда я  предлагаю вам  поступить в мою школу юных космонавтов и всем вместе отправиться в космическое путешествие.

-А каким должен быть космонавт знаете?   (Слайд 4 )

3. Стихи:

1. Космонавтом, чтобы стать, надо многое узнать:

 Быть проворным и умелым,

 Очень быстрым, ловким, смелым!           Марат

3. Чтобы космонавтом стать,  надо потрудиться:

 День с зарядки начинать,

хорошо учиться.                               Даша

2. Чтоб ракетой управлять,

 Нужно смелым, сильным стать.

 Слабых в космос не берут,

Ведь полет не легкий труд!                            Лера

4. На корабль могут взять только сильных,  ловких.

И поэтому нельзя  здесь без тренировки.

                                                        Игорь

 

-Космос покоряют только настоящие космонавты: ловкие, смелые, сильные, выносливые. Чтобы такими стать они действительно  много тренируются.

 -Вот, посмотрите, как ребята тренируются. (Показывает)     (Слайд 5) 

-Мы с вами тоже пройдем подготовку к космическому полету и проверим вестибулярный аппарат, который помогает нам ориентироваться в пространстве, то есть мы понимаем: где право, где лево, где верх и низ, и удерживать равновесие. Итак, начнём

4.  Логоритмическое упражнение «Космонавты» (речь с движением)

(Звучит музыка)

 Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

 Дружно спортом заниматься:

 Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)

 Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)

 Приседать и вновь вставать (приседают)

И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)

 Станем сильными, и завтра (руки на поясе)

 Всех возьмут нас в космонавты! (маршируют на месте)

Венера Сатурновна:  - Замечательно ребята! Физическую подготовку мы прошли.

Зрительная гимнастика (ориентировка по звездной карте) (слайд 6 )

Мы отправимся в космическое путешествие на ракете. Нам с вами ее нужно собрать из модулей, вот они. Образец ракеты перед вами на экране. (Слайд 5)

 СБОР РАКЕТЫ ИЗ МЯГКИХ МОДУЛЕЙ (Звучит музыка)

 - Замечательно! Наша ракета готова! Космонавты готовы! В космосе нет воздуха, поэтому надеваем воображаемые скафандры и кислородные баллоны. (Дети надевают)

 -Занимаем места в ракете. (Дети садятся на колени за ракетой вместе с воспитателем)

 -Пристегнуть ремни! Начинаем отсчет в обратном порядке 5, 4, 3, 2, 1… Пуск! (Слайд 6)

 - Ребята, посмотрите в иллюминатор. Мимо нас проплывают: звезды, космические тела, Солнце и все 9 планет Солнечной системы: (Слайд 7)

 1. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Ее поверхность каменистая и пустынная.

 2. Венера – вторая от солнца планета. Здесь царит такая жара, что за несколько секунд можно испечь пирог без духовки.

 3. А это наша планета, как она называется? Земля! На ней есть воздух и вода, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.

 4. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. Но на Марсе нет жизни.

 5. Юпитер — самая большая планета Солнечной системы.

 6. Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Она известна своими великолепными кольцами.

 7. Уран — единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».

 8. Нептун — холодная и синяя планета. На ее поверхности дуют самые сильные ветры.

 9. Плутон — самая удаленная планета от Солнца. Нам очень мало известно о ней.

 РАЗДАЕТСЯ СИГНАЛ SOS! (с планеты Шелезяка) (Слайд 8)

 Венера Сатурновна:

 - Ну, что, ребята, поможем? (ответы детей)

 - Курс на планету Шелезяка (Звучит музыка) (Слайд 9)

Венера Сатурновна:

 -А вот и наша планета Шелезяка! Держитесь крепче, приземляемся! (музыка) (Слайд 10)

 -Выход из ракеты через космический тоннель. (Слайд 11) (Дети проползают через обучи соединенные между собой тканью в виде тоннеля. Звучит музыкальное сопровождение.)

                                Артикуляционная + психо-гимнастика (удивляемся)

  1. Упражнение. Широко открыть рот, как при звуке «а», и произвести длительный выдох.
  2. Упражнение. Растянуть губы в улыбку, как при звуке «и», и произвести длительный выдох.
  3. Упражнение. Округлить губы, как при звуке «о», и произвести длительный выдох.
  4. Упражнение. Вытянуть губы вперед, округлить их, как при звуке «э», и произвести длительный выдох.
  5. Упражнение. Надуть обе щеки, вытянуть губы вперед трубочкой и постепенно выдыхать.

 Голосовое упражнение «Радиоволны»

Венера Сатурновна предлагает выйти на связь с «обитателями Шелезяки».

За-зо-зу (произносится вопросительно) .

 Зя-зе-зю (произносится утвердительно) .

 Зве-звя-зви (произносится удивленно) .

 Зву-зво-звы (произносится радостно) .

(Слайд 12) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЖИТЕЛЬ ПЛАНЕТЫ ШЕЛЕЗЯКА

 (Внизу бегущая строка – по одной появляются буквы)

 - Здравствуйте, спасибо, что приняли наш сигнал бедствия. Злой волшебник украл все краски, и теперь наша планета погибает. Помогите нам их вернуть!

 Венера Сатурновна: (Обращается к жителю планеты Шелезяка)

 -Как мы можем вам помочь? (Слайд 13)

 Житель с экрана (Так же внизу бегущая строка) :

 -Злой волшебник обронил конверт, когда улетал с нашей планеты, может быть, там вы найдете подсказку?

 Венера Сатурновна:

 -Давайте его откроем. (Слайд 14)

 (На экране конверт, из которого появляется зашифрованное слово с пустыми ячейками, как в поле чудес)

 Венера Сатурновна:

 -Ребята, здесь зашифровано слово, которое обозначает место, где спрятаны краски. Чтобы собрать все буквы, нужно выполнить задания.

 И первое, что нам нужно сделать «Сложить разрезные космические картинки». Возьмите по одному конверту и узнайте, кто же в нем прячется? Проходите к столам, пожалуйста. (Слайд 15)

 (Дети складывают разрезные картинки под сопровождение музыки)

 Венера Сатурновна:

 -Ребята, скажите, какие космические картинки у вас получились?

 (Дети называют: космонавт, ракета, созвездие и т. д.)

 Венера Сатурновна:

 - Смотрите, мы справились с заданием! (Слайд 16)

 - И нам открылась первая буква, какая? Это «Р».

 Глеб, найди такую же букву на магнитной доске и поставь ее первой. (Ребенок выполняют)

 Венера Сатурновна:

 -Чтобы угадать вторую букву, нужно сосчитать ракеты. Сколько ракет летит вправо? Считать нужно в направлении от себя. Вслух не говорите, посчитайте про себя. (Слайд 17)

 (Дети считают про себя и говорят по очереди свои ответы. Проверяют вместе с Венерой Сатурновной.)

 -Молодцы, ребята! Справились с заданием! И нам открылась 2 буква. Какая? (Слайд 18)

 -Катя, найди такую же букву на магнитной доске и поставьте ее второй.

 (На экране появляется вторая буква в звездочке – «А», ребенок находит букву «А» и прикрепляет на магнитной доске.)

 Венера Сатурновна:

 -Следующее задание называется «Кратеры». А вы знаете, что такое кратеры? (Ответы детей) (Слайд 19)

 Кратеры – это углубления на поверхности планеты, которые образовались в результате падения метеоритов. И мы с вами тоже сможем их сделать!

 -Для этого нам понадобится поверхность планеты. Возьмем по одному предмету и представим, что это метеорит. Осторожно опускаем его на поверхность этой неведомой планеты и аккуратно достаем. Попробуйте! (Слайд 20)

 (Дети берут пластилиновые шарики,  прикрепленные к счетной палочке и делают ими углубления в муке)

 - Получилось? Хорошо, молодцы! (Слайд 21)

 -Мы с вами справились и с этим заданием, вот наша третья звезда и буква «Д».

 Настя, найди такую же букву на магнитной доске и прикрепи ее. (Ребенок находит букву «Д» и прикрепляет на магнитной доске) .

 Венера Сатурновна:

 -Ну что, сможем открыть еще одну букву? (Дети: - Да.)

 -Тогда каждому из вас, нужно взять по 1 карте звездного неба, найти на ней 2 одинаковые звезды и соединить их линией. (Слайд 22)

 (Венера Сатурновна раздает листы с нарисованными звездочками разных размеров, дети находят 2 одинаковые и соединяют их линией)

 Хорошо, молодцы! Вот и четвертая буква «У». (Слайд 23)

 Слава, найди такую же букву на магнитной доске и прикрепи ее. (Ребенок находит букву «Д» и прикрепляет на магнитной доске) .

 Венера Сатурновна:

 - Наша помощь нужна еще летающим тарелкам (Слайд 24, которые не могут благополучно приземлиться, пока мы не превратим точки в цифры. Сосчитайте точки слева в окошке, а справа напишите соответствующую цифру. (Слайд 25)

 (Дети выполняют задание под спокойную музыку, и прикрепляют летающие тарелки на плакат с изображением поверхности какой-либо планеты и космоса – на поверхность.)

 Венера Сатурновна:

 -У всех получилось? Молодцы! Теперь прикрепите их на поверхность планеты. (Слайд 26)

 А вот и еще одна буква. Какая?

 (На экране появляется еще одна звезда с буквой «Г»)

 Ксюша, найди такую же букву на магнитной доске и прикрепи ее. (Ребенок находит букву «Д» и прикрепляет на магнитной доске) .

 Венера Сатурновна:

 -У нас осталось одно последнее задание, и мы узнаем, где спрятаны краски! Нам нужно сделать кометы. (Слайд 27)

 -А что такое комета? (Ответы детей)

 -Комета – это космическое тело, состоящее изо льда и твердых частиц. Когда лед в комете тает и испаряется, за ней образуется яркий и размытый хвост.

 -А помогут нам выполнить задание вот эти пластилиновые звездочки и макаронные изделия – спагетти. Посмотрите, как это делается… (Слайд 28)

 (Венера Сатурновна, вместе с детьми, делают по одной комете и затем располагают их на плакате, где летающие тарелки, только в районе космоса.)

 -Наши готовые кометы мы расположим над летающими тарелками в космосе. (Слайд 29)

 Венера Сатурновна:

 -Смотрите, ребята, мы открыли последнюю шестую букву. Это буква «А».

 Катя, найди такую же букву на магнитной доске и прикрепи ее. (Ребенок находит букву «Д» и прикрепляет на магнитной доске) .

 Венера Сатурновна:

 У нас получилось слово «РА-ДУ-ГА», (Слайд 30) ведь именно в ней находятся все краски.

 -Ой, ребята, а что у нас здесь? Вы только посмотрите!

 (За магнитной доской находится стол, на котором расположены: тарелки с разведенными красками 6 цветов; 6 трубочек для коктейля, заготовка планеты из ватмана; 6 салфеток) .

 Венера Сатурновна: (снимает накидку)

 - Вот они украденные краски. Давайте поможем жителям планеты Шелезяка, раскрасим их планету с помощью этих красок и мыльных пузырей. Посмотрите как. (Воспитатель показывает, а дети повторяют. Раскрашивают вместе. Звучит музыка.) (Слайд 31)

 - А вы знаете, что с помощью мыльных пузырей можно рисовать?

- Сейчас я вас научу как это сделать!

- Приглашаю всех к столу.

В баночку с жидкой краской добавляем детское мыло, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх. Можно накладывать один мыльный рисунок на другой,

- Какие красивая разноцветная планета получились! Мы вернули ей краски. Теперь планета Шелезяка спасена! (Слайд 32)

 -А нам пора возвращаться обратно на Землю. Занимаем места в ракете. Пристегнуть ремни! Держитесь крепче! (Слайд 33)

 Подведение итогов: (Слайд 34)

 Венера Сатурновна:

 Вот мы и вернулись на космодром! Снимем наши воображаемые скафандры и баллоны с кислородом. Замечательно!

 - Что вы сегодня узнали во время путешествия? (ответы детей)

 -А как мы помогли жителям планеты Шелезяка?

 Дети: складывали картинки, считали ракеты, делали кратеры, находили звезды, помогли приземлиться летающим тарелкам, сделали кометы из спагетти и раскрасили планету с помощью мыльных пузырей.

 Венера Сатурновна:

 -Если вам понравилось мое космическое путешествие, то покажите «класс» - большой палец вверх; если не понравилось – то большой палец вниз; а если так сяк – то большой палец в сторону.

 - Вам понравилось мое космическое путешествие? (дети показывают) .

 Венера Сатурновна:

 Ребята! За успешное выполнении полета и за помощь жителям планеты Шелезяка,  я вручаю вам удостоверения космонавтов!  (Венера Сатурновна  вручает каждому ребенку удостоверения)

 -И на память хочу вам подарить планету, которую мы раскрасили. Теперь вы можете возвращаться в свою группу, покажите ее другим ребятам и расскажите о нашем увлекательном путешествии. До свидания!