Развитие певческих умений у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Харкевич Ирина Константиновна

В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е. Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринужденности и легкости звучания, правильного дыхания. Представляет интерес ее система работы с детьми, имеющими низкий, гудящий на одном звуке голос. Она раскрывает их причины и предлагает методику выравнивания детских голосов.

Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние: исполнение и слушание песен, пение и упражнения, слушание песен и песенное творчество и т. д. Разнообразны также формы их организации: занятия (коллективные и индивидуальные), самостоятельная деятельность, праздники и развлечения.
Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны. Они заключаются в следующем:
Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство, ритма).
Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).
Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей [2].
Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vokalno.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В процессе пения дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредством голоса.

Исследователи природы детского голоса Е. И. Алмазов, Н. А. Бернштейн, Е. В. Гурьянов, Т. Г. Егоров, Н. А. Крестовников, К. Е. Платонов отмечают, что формирование исполнительской культуры, исполнительского навыка необходимо начинать в дошкольном детстве. Важность певческой деятельности для детей определяется сензитивностью детского возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, а также влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности, песенное творчество не исключение. Так как является из наиболее массовых и существенных компонентов традиционной культуры, определяется необходимостью его сохранения в условиях глобализации и натиска так называемой «массовой культуры». Именно в период детства важно реализовывать творческий потенциал ребенка, сформировать вокально-хоровые навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Современные научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребенка. Воспитание слуха и голоса сказывается на формирование речи, а речь, как известно, является основой мышления. Очевидно воздействие, при планомерном вокальном воспитании, благоприятное действие на физическое развитие детей, на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхательную систему, тесно связана с сердечно - сосудистой системой, следовательно, дети, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляют свое здоровье. Правильное поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.

Огромные возможности для эстетического развития детей таятся в разнообразных формах работы по вокальному воспитанию – пению в хоре, ансамблях; участие в праздниках, развлечениях, концертах, выступлениях на сцене, участие в песенных конкурсах.

Цель дошкольного учреждения: развитие музыкальных способностей воспитанников и обучающихся, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры

Достижение данной цели способствует решение следующих задач:

образовательные – овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

развивающие – развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;

воспитательные - Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

Изучив современные программы и технологии в области вокального воспитания детей, мы решили отойти от традиционного понятия «развитие музыкального слуха», а ввели в педагогическую практику понятие «развитие голосового аппарата». И определяем ведущей идеей в своей работе с дошкольниками - воспитание вокально-хоровых навыков, которые формируют фундаментальные навыки вокальной культуры и навыки, развивающие общую музыкальную культуру человека.

Перечень используемых программ:

Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития; [Программа "Из детства - в отрочество"]. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2004. - 172, [1] с. : нот.

Парциальные программы дополнительного образования:

Костина, Э. П. Камертон : программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста

Куревина, О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Применяем в работе Технологию развития голоса и слуха по адаптированной системе В. В. Емельянова.

Система работы музыкального руководителя по развитию вокально-певческих навыков осуществляется в трех направлениях: с педагогами детского сада, реализуется по этому вопросу через следующие формы работы – консультации, мастер-классы. семинары-практикумы, круглые столы, дискуссии, с родителями воспитанников организуются также консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, дискуссионные клубы, круглые столы, совместные развлечения, досуги, концерты кружка «Золотая нотка».

С воспитанниками – занятия, индивидуальная работа осуществляется, театральной деятельности, в рамках организации кружковой работы «Золотая нотка», работа в которой ведется по парциальной программе дополнительного образования.

Певческие возможности дошкольников невелики. И все же, начиная с подпевания, они выражают свои чувства, постепенно овладевая певческими вокальными навыками (четкой дикцией, правильному звукообразованию и дыханию, чистому интонированию) и хоровыми навыками (стройности и слитности звучания по времени, силе, характеру, одним словом - ансамблю).

Дыхание является важнейшим механизмом в певческом процессе. Владея техникой певческого дыхания, ребенок интуитивно подстраивается под особенности текста конкретной песни. (применяем упражнения для развития дыхания)

учить нет смысла никакому другому вдоху, кроме быстрого и бесшумного. Длина певческого выдоха не столько связана с количеством воздуха в легких, а больше зависит от работы гортани и формы рупора» В. В. Емельянов

1. Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений и певческих навыков: Работа по постановке детского певческого голоса начинается уже в младшем дошкольном возрасте, но проводится очень осторожно и постепенно. На первом этапе им доступно только

Подпевание, воспроизведение звукоподражаний; (мяучит кошка, лает маленькая собачка и др.)

Далее для «разогревания» певческого аппарата:

Артикуляционная гимнастика (внешняя – массаж языка, губ, щёк, резонирующий массаж - Головное звучание - это то качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь. Его формирование возможно в связи с анатомо-физиологическими особенностями голосового аппарата детей дошкольного возраста, организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции в пении и чистоту интонирования, Очень важно освободить артикуляционный аппарат ребенка, его нижнюю челюсть. Этому может помочь упражнение «Оса», предложенное Д. Е. Огородновым. Открыв рот, ребенок пальцами обеих рук как бы соединяет щеки между зубами верхней и нижней челюсти («талия осы»).

Внутренняя артикуляция - формирование рупора) ; дикция (работа над гласными, согласными)

Упражнения для развития голоса и слуха (по адаптированной системе В. В. Емельянова, которые включают

Голосовые игры и фонопедические упражнения, позволяют овладеть механизмом автоматического перевода гортани из одного режима работы в другой, учат мягко и естественно преодолевать межрегистровый голосовой порог, расширять голосовой диапазон.

Распевание на основных ступенях лада (1-3-5 (на слоги)

Использование звуковысотного жеста (высокое, среднее, низкое положение руки). Движением руки показываем, как петь: выше или ниже, или на одном звуке («Андрей-воробей» р. н. п., что помогает им точнее интонировать звуки.

Для оптимальной организации всего певческого аппарата необходима ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА в пении: корпус и плечи чуть откинуты назад и без напряжения как бы опираются на поясничные позвонки, что создает условия для свободной работы гортани. 

2. Основные приемы развития голоса относящиеся к звукообразованию, ритмическому ансамблю и выразительности исполнения

Для развития хорошей дикции, четкого произношения, ритмического ансамбля и подвижности нижней челюсти используем прием моделирования темпа от медленного до быстрого (речевое, двигательное, графичекое)

Прием Ритмодекломация - это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно ритмическом исполнении текста, а также упражнение для исполнения, соинтонирования музыки.

Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух - одна из основ слуха музыкального. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, пальчиковые игры, стихотворения.

«Звучащие жесты» - это звуки человеческого тела, которое является первым и естественным музыкальным инструментом, таящем в себе богатство тембров. Традиционно звучащих жестов четыре: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами. Используются также удары ладонями по груди и бедрам. Дети, соревнуясь в изобразительности и находчивости, без труда придумывают различные варианты, что активизирует их творческую деятельность.

Результаты нашей работы показали повышение интереса детей к певческой деятельности, усовершенствование специальных вокальных навыков : певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.) ; дети обрели навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания) .

Эта работа требует огромного внимания и времени, поэтому в перспективе продолжать совершенствование вокальных навыков в процессе осваивания песенного материала. Достижение выразительности исполнения за счет мимики, тембра голоса, динамических оттенков, фразировки, чистоты интонации, дикции, темпа и др. навыков, добиваться художественного и технического единство исполнения произведения, выявлять и развивать творческий потенциал воспитанников, расширять формы взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам музыкального образования.