Главные вкладки

    Преемственность дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС
    материал на тему

    Доклад "Преемственность дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны

    Тербунского муниципального района Липецкой области

    Доклад

    на тему:

    «Преемственность дошкольного и начального образования

    в соответствии с  ФГОС»

                                                                                  Подготовила воспитатель

                                                                                   первой квалификационной категории

                                                                                    Зуева Татьяна Витальевна.

    «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

    а всегда опирается на определенную стадию развития,

    проделанную ребенком ранее"

    В.А. Сухомлинский

    С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

    С 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

    Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

    Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.

    Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.

    Образование – это ресурс развития общества.
    Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

    Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
    Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е.развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.

        Для реализации ФГОС в  плане  преемственности  необходим ряд условий:

    • высокопрофессиональные специалисты;
    • специально организованная развивающая среда;
    • методическое обеспечение;
    • сотрудничество детского  сада  и школы,  которое  осуществляется по трем основным направлениям:
    • методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
    • работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
    • работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

    В условиях ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.

           


    Дошкольное образование


    Начальное образование


    Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности.


    Предметные результаты

    (знания, умения, навыки).


    Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др.


    Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др.


    Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).

    Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).


    Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

    Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Наш детский сад «Солнышко» тесно сотрудничает со школой: дошкольники ходят на экскурсию в школу, посещают  школьный музей. Частые и желанные гости наши выпускники - школьники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам. Так же привлекаем их к участию в праздниках.

     Проводятся взаимопосещениия уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс, в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей. Конечно «красной нитью» всей нашей работы проходит вопрос развития речи детей, ведь от этого зависит успеваемость и на других занятиях.
    Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

    У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:

    - способность действовать по образцу;

    - умение слушать и выполнять инструкцию;

    - умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;

    - умение задавать и отвечать на вопросы;

    - умение оценивать как свою работу, так и работу других детей

    Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению.

    Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

    Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

    В этом заключается
     деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

    ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «Портрет выпускника начальной школы»:

    http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_495ba8a9.gifhttp://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_72d2dd09.gifhttp://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_495ba8a9.gif      любящий свой народ, свой край и свою Родину;

    http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_495ba8a9.gifhttp://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_72d2dd09.gifhttp://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_495ba8a9.gif      уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

    http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_495ba8a9.gifhttp://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_72d2dd09.gifhttp://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_495ba8a9.gif      любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

    http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_495ba8a9.gifhttp://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_72d2dd09.gifhttp://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_495ba8a9.gif      владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

    http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_495ba8a9.gifhttp://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_72d2dd09.gifhttp://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_495ba8a9.gif      готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

    http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_495ba8a9.gifhttp://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_72d2dd09.gifhttp://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_495ba8a9.gif      доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

    http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_495ba8a9.gifhttp://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_72d2dd09.gifhttp://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/342/341381/341381_html_495ba8a9.gif      выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


    По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

    Закончить свой доклад хочу совами В.А.Сухомлинского

    «…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.

    Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…

    Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"

    В.А. Сухомлинский

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

    Проблема преемственности между ДОУ и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федерал...

    Обеспечение психологической преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС

    Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который пришел на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необх...

    "Преемственность дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС"

    Вопрос преемственности между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Обычно, когда мы говорим о продлении связи между...

    Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.

    Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ....

    Преемственность дошкольного и начального образование в соответсвии с ФГОС

    Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития п...

    Статья "СИНТЕТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ И РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"

            В статье представлен опыт синтетического использования инновационных технологий ТРИЗ Генриха Альтшуллера и материалов русского народного фольклора на музыкальных зан...

    Статья. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.

    В статье раскрывается проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования, как одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики....