Исследовательская деятельность, как часть педагогической культуры
методическая разработка (младшая группа) на тему

Козакова Екатерина Игоревна

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_isledovaniy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность, как часть педагогической культуры.

       Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

     Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Определение исследовательской деятельности

        Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

      Задача педагога - не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.

     Исследовательская деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Структура поисковой деятельности:

•Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи;

•Анализ ее условий с помощью воспитателя или самостоятельно;

• Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи;

• Отбор способов проверки и возможных путей решения познавательной задачи;

• Непосредственную проверку выбранных способов решения и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности;

  • Анализ полученных фактов и формирование выводов;

• Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.

К выводам исследования  можно отнести:

- формулирование причинно-следственных связей  (если..., то...,  потому что...);

Коллекционирование (классификационная работа) (задача - освоение родовидовых отношений). Деятельность в контексте «коллекционирования»:

- поиск черт сходства й различия между объектами в ходе обсуждения - рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки (дидактические игры);

- опыты и эксперименты.

Наблюдения в природе

        Дети младшего возраста очень наблюдательны - наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно- следственные связи. Исследования насыщают и обогащают ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, размышлять тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных качеств.

     С самого рождения детей окружают - различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на' асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И да» того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в нашей группе ведется работа по экспериментальной деятельности. Наша задача - на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и от ношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

     В младшей группе мы согласно программе проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью.

      Из опытов с воздухом дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный.  Воздух  нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

     Продолжаем знакомить детей с песком и глиной  их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком: «Цветной песок», «Чьи следы», «Влажный песок», «Волшебное сито», «Песочная стройка», «Рисуем песком».                  Познавательный интерес ребенка также развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей. Используем опыты: «Вода принимает форму», «Прозрачная вода», «Замерзшая вода». Рассказываем и показываем, где в природе есть вода, и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду, как вода работает на человека.

        Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Исследовательская деятельность и игра

       Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.  У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

      Также в младшей группе мы занимаемся исследовательской деятельностью и на прогулках. Проводим различные наблюдения в живой и неживой природе. Наша роль (роль воспитателя) заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять первые, яркие детские впечатлении, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.

Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес.                                   На прогулке в младшей группе предлагаются следующие наблюдения:

- за птицами;

-за насекомыми;

- за животными (за кошкой, за собакой)

-за изменениями в погоде;

- за машинами (спецтехникой ™ трактор, мусоровоз, машина, которая привозит продукты);

- за деревьями;

- за ветром, солнцем, за снегом, снежинками;

-  за изменениями на участке детского сада и др.

        Наша задача - пробудить в детях интерес к окружающей вас природе, побуждать их к наблюдениям ш явлениями природы, учишь сравнивать, делать выводы. Поэтому перед началом наблюдений мы стараемся подобрать стихи, загадки, пословицы и поговорка, разучить их вместе с детьми.

       Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность!

Вывод

       Уже сейчас видны результаты нашей работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Ответственно относятся к выполнению домашних заданий.

       Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного Взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации.

         Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.

Мы можем сделать вывод, что в процессе совместной исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у детей к  природным явлениям, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становления личности, способной в рамках своего возраста принимать решения.

Приложение

Экспериментально-исследовательская деятельность детей

1 «Вода прозрачная»

Цель: Опытническим путем показать детям, что вода не имеет цвета. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба  стаканчика положить палочки или  ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет. Почему? Перед, нами молоко в вода, в стакане с водой мы видим палочку, а в стакане с молоком - нет.

2 «Лед — твердая вода»

Цель: Опытным путем показать, что лед - это вода в твердом состоянии.

Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.

Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких.  Следите, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растаю т за разный промежуток времени.

3.«Снег»

Цель: Опытным путем показать детям, что рассыпчатый снег не лепится, а влажный ленится.

Опыт проводится на прогулке, предложите детям скатать шарик из  рассыпчатого снега, затем смочите снег в воде и предложите скатать шарик из влажного снега. Сравните, какой шарик получился ровным, а какой рассыпает?

4.«Вода нужна всем»

Цель: Опытным путем показать, что вода нужна всем. Дайте каждому ребенку две горошины или фасолинки. Одну из  он положит на блюдце в намоченную ватку и, будет постоянно подливать воды, поддерживая ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит  на другое блюдце в сухую ватку и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых  условиях, например, на подоконнике. У какой из горошинок появится росток,  а кокой нет. Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.

5. «Песок»

Цель: опытным путем показать детям, что песок сыпучий. Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в  пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руки, он сыпучий.

6.        «Веточка живая»

Цель: Опытным путем показать детям, что зимой деревья не умирают, а - «спят».

Занесите в группу веточку тополя, поставьте ее в теплую воду и каждый день наблюдайте с детьми, что с ней происходит. Через некоторое время появятся липкие почки, а потом листики. Зарисовывайте все изменения в дневнике наблюдений.

7.        «Посадка лука»

Цель: Опытным путем показать детям, что в воде лук прорастает быстрее, чем в земле.

Возьмите банку с водой и «посадите» в неё луковицу, рядом поставьте баночку, наполненную землей и посадите в неё другую луковицу. Наблюдайте каждый день и зарисовывайте изменения в дневник наблюдений. У какой из луковиц первой появятся зеленые ростки.

8.        «Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать». Цель: Опытным путем показать детям, что воздух прозрачен.

Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т.д.) А еще в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст) Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха) Опять наберем в пакет воздуха и снова его выпустим (2-3 раза).

О чем мы сегодня узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать.

9.         «Ветер расселяет деревья по новым местам»

Цель: Опытническим путем показать детям как распространяются семена деревьев.

Возьмите семена клена, ясеня, сосны и опустите их. Наблюдайте за полетом семян, чтобы легче было представить, как с помощью ветерка расселяются деревья по новым местам.

10. «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»

Цель: Опытническим путем показать детям, что на солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.

Наливают в два блюдца воды — одно блюдце ставят на солнце, другое в тень. Затем проверяют, в каком блюдце испарилась быстрее вода. На солнце вода испарилась быстрее, чем в тени.

11.«Радуга»

Цель: Опытническим путем показать детям образование радуги.

Поставьте зеркало в воду - под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода играет роль призмы, разлагающей свет на

его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «Радуга»? Что Такое «дуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

12 «Буря»

Цель: Опытническим путем показать детям силу ветра.

Опустите на воду кораблики с парусами, изготовленные из природных материалов или бумаги. Дети дуют  на        кораблики и они плывут. Так и

большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит, когда ветра нет? А если ветер очень сильный.? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.

13.«Влияние силы тяжести на рост растений»

Цель: Опытническим путем показать детям; что растения поворачивают свои листья вверх независимо от положения.

Возьмите комнатное растение, положите горшок с цветком на бок на книги. В течении недели наблюдайте за положением цветка и стеблей. Стебли и листья поворачиваются кверху. В растении содержится ростовое вещество ауксин, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин, концентрируется .в нижней части стебля. Часть, где накопился ауксин, растет энергичнее, и стебель растет вверх.

14 «Песок - рыхлый»

Цель: опытническим Путем показать детям, что песок рыхлый.

Возьмите  палочку и попробуйте «посадить» ее по очереди в стакан с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче. Мы выяснили, что песок - рыхлый.

15.«Живые часики»

Цель: опытным путем показать, что растения могут показывать время.

Опыт проводится на участке или за комнатным цветущим растением. Обратите внимание детей на цветок утром, как он раскрыт, зарисуйте с детьми. Затем в дневное время суток и вечером, что происходит с Ирм в разные части суток. Сравните рисунки. Спросите детей, что они заметили? Растение можно назвать живыми часиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Исследовательская деятельность, как современная педагогическая технология в дошкольном образовании.

Крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда малыш слушает, видит и выполняет что - либо самостоятельно. Дети по своей сути исследователи, с восторгом и удивлением познают все то, что их окружает....

"Формирование экологической культуры через экспериментально - исследовательскую деятельность дошкольников" Педагогический проект.

Педагогический проект направленный на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста....

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно исследовательская деятельность»

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная сист...

Конспект познавательно исследовательской деятельности «Человек. Части тела» (с элементами экспериментирования) Подготовительная группа № 5 «Лесная полянка»

Конспект познавательно исследовательской деятельности«Человек. Части тела»(с элементами экспериментирования)Подготовительная группа № 5 «Лесная полянка»...