Программа самообразования воспитателя
методическая разработка (старшая группа) на тему

Жижикина Марина Валерьевна

Программа самообразования по теме "Эксперементално-опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Эксперементально-опытническая деятельность детей  старшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Жижикина Марина Валерьевна

Сроки реализации: работа начата в сентябре 2012 года, планируется закончить в мае 2015 года.

Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1.  Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности.
  2. Развитие  у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  3. Развитие мышления, речи – рассуждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  4. Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  5. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Актуальность проблемы: В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную  деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В.  Афансьева)  отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним…   А овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка».  Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками

Предполагаемый результат:

  1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  2. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
  3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
  4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Форма самообразования: индивидуальная

Действия и мероприятия:

  1. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями с учётом интеграции образовательных областей программы;
  2. Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития ;
  3. Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности ;
  4.  Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
  5.  Пополнять предметно – развивающую среду для самотстоятельного экспериментирования детей;
  6. Систематизировать  дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

Практический выход: семинар- практикум

Отчет о проделанной работе:

  1. Выступление на педагогическом совете.
  2. Слайд- презентация по эксперементально- опытнической деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  3. Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
  4. Пополнение уголка экспериментирования.

Содержание работы по теме:

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь- декабрь

2012 г.

Подбор и изучение литературы по теме;

Анкетирование родителей «Как вы относитесь к детским экспериментам»

Октябрь

2012 г.

Посещение курсов повышения квалификации.

Январь- март

2013 г.

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для экспериментально- опытнической деятельности детей.»

Апрель – май 2013г.

Мониторинг

Разработка системы мониторинга

Создание картотеки опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.

Сентябрь-октябрь

2013 г.

7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.  

Анкетирование родителей и воспитателей.

Ноябрь- декабрь

2013 г.

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп…)

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Январь- март

2014 г.

Мнемотехника, мнемотаблица, коллаж

Описание приемов и методов,их использование на занятиях

Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности

Апрель

2014Г.

Посещение курсов повышения квалификации.

Май

2014 г.

«Что? Зачем? Почему?»

Изучение метода игрового проблемного обучения

Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.

Сентябрь-ноябрь  2014 г.

«Шаг за шагом»

Создание «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время

Декабрь

2014 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка для родителей и детей

Январь-февраль

2015 г.

Интернет-обмен передового опыта

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Доклад на педагогическом совете «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;

Март- 2015 г.

Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Апрель

2015 г.

Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности

Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ

Март-май

2015 г.

Самоанализ по изучаемым темам

Оценка знаний по изучаемым темам

Проведение семинара «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....

Программа самообразования воспитателя

Согласовано                          ...

Программа самообразования воспитателя

Программа самообразования воспитателя...