Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников
статья на тему

Царева Светлана Юрьевна

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников

Российскому образованию в настоящее время требуется пересмотр технологий обучения дошкольников. Педагоги, строя педагогический процесс на основе развивающего обучения, используют сейчас в своей деятельности более эффективные формы и методы. Одним из таких методов является детское экспериментирование. Этот метод можно рассматривать как метод близкий к идеальному ,т.к. дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Знания, добытые в результате самостоятельной деятельности, являются более прочными и осознанными. По мнению Н.Н. Поддьякова, «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие свободное творческой личности ребенка – вот основная цель  экспериментальной деятельности.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности у ребенка активизируются  мыслительные процессы, идет обогащение его памяти, т.к. возникает необходимость совершать такие операции, как сравнение, классификации, обобщение, анализа и синтеза.

В ходе проведения эксперимента дошкольники ставят перед собой определенные задачи, цели,  делают предположения, планируют свою деятельность, чтобы достигнуть поставленных перед собой целей, формулируют выводы, оценивают свою работу и работу сверстников. Делая отчет об увиденном, формулируя, полученные закономерности и выводы, у детей стимулируется не только развитие речи, но формируется такие качества мышления, как гибкость, системность, подвижность, а также стремление к новизне, склонности к творческому воображению, поисковая активность.  Дошкольники с большим  увлечением участвуют в экспериментальной деятельности,  испытывают удовольствие от полученных открытий, у них возникает множество вопросов, что говорит о росте их познавательной активности.

По познавательному развитию я с детьми занимаюсь непосредственно образовательной деятельностью: организую совместную образовательную деятельность в течение дня,  знакомлю их с природным миром, развиваю познавательно-исследовательскую деятельность, что способствует формированию у будущего школьника основ научного мировоззрения. А так же благодаря внедрению информационно- компьютерных технологий в образовательный процесс я расширяю содержание непосредственно образовательной деятельности, используя при этом дидактический и наглядный материал.

Первый этап моей работы с детьми по экспериментальной деятельности заключается в следующем: я перед проведением эксперимента обязательно провожу соответствующую беседу, в процессе которой определяю, какие знания у детей  уже имеются, а затем выясняю, чего еще они не знают и хотели бы узнать.

Это позволяет мотивировать детей на участие в эксперименте.

На втором этапе я ставлю перед  детьми  проблему, помогаю им осмыслить ее, после чего дети предлагают свои варианты решения этой проблемы, т.е.  выдвигают свои предложения, систему действий.

Третий этап – организация деятельности детей по практической проверке выдвинутых предположений.

На четвертом этапе происходит подведение итога деятельности, а именно, мы с детьми вспоминаем, какие предположения нами были выдвинуты, решаем , какие из них подтвердились, а какие  - нет и делаем совместно вывод о нашей деятельности (оценка и самооценка).

Необходимо при этом помнить, что главным условием экспериментирования является практическое участие каждого ребенка в работе. Очень радует то, что о проведенных экспериментах дети рассказывают своим родителям и с большим удовольствием проводят их дома совместно с родными и друзьями.

Т.о. опытно-экспериментальная деятельность – одно из направлений в дошкольной педагогике, за которым стоит большое будущее.

Литература:

  1. О.В.Дыбина, Н.Н. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Творч. Центр «Сфера»., Москва, 2005
  2. Н.В. Исакова «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность» Санкт-Петербург, Детство-Пресс! 2013
  3. Е.В. Лосева «Развитие познавательной деятельности у дошкольников» санкт-Петербург, «детство-пресс» 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

Открытое занятие по физкультуре на семинаре "Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников"

Темы занятия "Сила тяготения" (Школа мяча).Задачи: – дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле–  формировать...

Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...

Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников»

Рекомендации  для родителей по развитию познавательно-исследовательских умений у дошкольников старшего возраста...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...