«ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ 6- 7 ЛЕТ К ШКОЛЕ» (Методическая разработка)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Попова Антонина Александровна

Более трети школьников сталкивают с трудностями в обучении. Это значит, что более трети детей не верят в свои силы, не умеют как следует читать и писать, а следовательно, не имеют шансов успешно закончить школу и получить достойную профессию. Но главная беда - они остаются пока один на один со своими школьными трудностями, а родители не знают, как им помочь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_detey_6-_7_let_k_shkole.docx50.69 КБ

Предварительный просмотр:

«ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ 6- 7 ЛЕТ К ШКОЛЕ»

(Методическая разработка)

Разработала воспитатель высшей категории:

Попова А.А.

Санкт – Петербург

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

                                                               Введение…………………………………………………………………………..3

Глава  1.   Готовность к школе детей 6 – 7 лет………………………………....5

1.1    Готовность ребенка к обучению в школе: нравственные аспекты………5

1.2    Виды  готовности ребёнка к обучению в школе………………………….6

Глава 2. Организация и проведение диагностического обследования детей шести – семилетнего возраста…………………………………………………..12

2.1    Методы и методики………………………………………………………..12

2.2    Результаты экспериментального изучения готовности к школе у старших дошкольников………………………………………………………....16

Заключение……………………………………………………………..……….17

Список литературы……………………………………………………………21

ВВЕДЕНИЕ

    Более трети школьников сталкивают с трудностями в обучении. Это значит, что более трети детей не верят в свои силы, не умеют как следует читать и писать, а следовательно, не имеют шансов успешно закончить школу и получить достойную профессию. Но главная беда - они остаются пока один на один со своими школьными трудностями, а родители не знают, как им помочь.

"У ребёнка слабо развита речь... У него плохая память... Он медленно считает... Систематически нарушает дисциплину... Он очень невнимательный..." Подобные жалобы сплошь и рядом можно услышать и от педагогов, и от родителей. Такие нарушения часто называют школьной дезадаптацией.

По последним исследованиям это явление оказалось чрезвычайно распространенным среди учащихся начальных классов. Дети просто не готовы к школе...

Давно известно: начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. А успешность обучения будет во многом зависеть от того, учитываем ли мы закономерности физического и психического развития завтрашних и сегодняшних первоклассников.

Есть такой термин - школьная зрелость (или психологическая готовность к школе). Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, а также развитие тонких движений руки и их координации.

Эмоциональная зрелость - это умение долго выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, умение слушать и выполнять указания учителя.

Готовность к школе, школьная зрелость - это необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться.

Но путь развития ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы.

Каждый ребенок имеет свои сильные и слабые стороны. Поэтому к школьному возрасту, дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению. 

В своей работе мы ставим следующие задачи:                                                                        1. Изучить и проанализировать литературу по теме.                                  

2. Подбор методик для диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.            

3. Изучение данных полученных в ходе диагностики для определения уровня готовности к школьному обучению.                                                                                                      

Методы исследования:                                                                                                              -  беседа
-  тестирование

ГЛАВА  1.   ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ
  1. Готовность ребенка к обучению в школе: нравственные аспекты
В наше время социальных потрясений воспитание, развитие и образование маленьких детей становится всё более противоречивым процессом. До сих пор родители и педагоги, ученые и философы ведут не утихающие споры вокруг того, какими путями должна развиваться личность ребенка. Причем одни из них делают акцент на интеллектуальное развитие (память, сознание, воображение и т.д.). Другие же видят главным камнем преткновения физическое развитие ребёнка: его здоровье, склонность к заболеваниям, наследственные факторы и прочее. Третьи апеллируют на развитие социально значимых качеств в ребёнке (общительность, честность, правдивость, справедливость, ценностные ориентиры и пр.). Под готовностью к школьному обучению следует понимать «совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста, обеспечивающую успешный переход к систематическому их организованному обучению. Готовностью к школьному обучению обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и т.д.». Маленький человек, дошкольник ещё только формирует свою нравственность. Родители и воспитатели должны исходить из возрастных особенностей, способностей и возможностей ребенка и семьи, в которой он растет, но «конечным продуктом» должен стать гражданин. В этом смысле можно говорить о социально-нравственном заказе, какого гражданина растить, какими качествами он должен обладать, какими, напротив, можно пренебречь, и, в конечном счете, каким должен быть сам воспитатель ребенка (мать, отец, воспитатель ДОУ, учитель и т.д.). Процесс самосовершенствования личности, а стало быть, и нравственное самосовершенствование - бесконечны, но начало этим процессам лежит в дошкольном возрасте и, в особенности, в том периоде жизни человека (едва ли не самом значимом для всей его последующей жизни), который принято называть периодом готовности и адаптации ребёнка к обучению в школе. Итак, нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества . С течением времени ребенок постепенно овладевает принятым в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, «присваивая» их себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, которые условно можно разбить на две группы:
- первая группа: качества личностной направленности (нравственные представления, нравственные чувства, нравственные нормы и привычки и др.);
- вторая группа: качества общественной направленности (целеполагание, гуманистические качества, трудолюбие, коллективизм, прагматизм и др.).

К средствам нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
- эстетические (литература и искусство, природа);
- трудовые (собственная деятельность детей - игра, труд, учение, художественная деятельность и пр.);
- социальные (мотивы, модели поведения; интересы, идеалы и пр.).

 1.2 Виды  готовности  ребёнка  к  обучению  в  школе:

   Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов или родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной готовности ребёнка к школе.

Личностная готовность.

Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности.                                                                                                                                      

Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

     Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребёнок должен владеть планомерным и расчленённым восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребёнка остаётся образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности.

 Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к школе предполагает:                                                                                                            

1. дифференцированное восприятие;                                                                                                           2. аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);                                                                                     3. рациональны подход к действительности (ослабление роли фантазии);                                                    4. логическое запоминание;                                                                                                                            5. интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;                                                                                                                      6. овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;                                                                                           7. развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Социально-психологическая готовность к школьному обучению.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитее у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.                                                      

 Волевая готовность ребенка к школе


Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития.

После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.
Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.
К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы.

Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения: достижение цели определяется мотивацией.

Под физической готовностью подразумевают общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6 -7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность, в отличии от нравственной и физической.

Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил:                      

1) умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия;                                                                        

2) умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе;

3) умение слушать и выполнять инструкции взрослого;

4) умение работать по образцу.

    Все эти предпосылки вытекают из психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой; особенности самоконтроля.

Н.Г. Салмина в качестве основных показателей психологической готовности к школе выделяет:

1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;

2) уровень сформированности семиотической функции;

3) личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы.                                                      

В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности к школе основной упор делается на роль общения в развития ребёнка. Выделяют три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определённым образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребёнка с взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что                       дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития.                       Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков  представляют психологическую готовность к школе как структуру, состоящую из учебно–важных качеств.

 К ним относятся:

1) мотивы учения;

2) зрительный анализ;

3) способность принимать учебную задачу;

4) вводные навыки;

5) графические навыки;

6) произвольность регуляции деятельности;

7) обучаемость

      Во всех исследованиях признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

ГЛАВА 2.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИ – СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

2.1.  Методы и методики.

«Стандартная беседа Нежновой»

   В ходе обследования ребёнку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трёх типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребёнка внутренней позиции школьника.

Возможные варианты ответов и их оценка

А – Ориентация на содержание учебной деятельности…………………2 балла

Б -  Ориентация на внешние атрибуты…………………………………….1 балл

В -  Ориентация на внешкольные виды деятельности…………………0 баллов                                 

Таблица

Вопросы беседы

Варианты ответов

Баллы

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А -  очень хочу

Б -   так себе, не знаю

В -   не хочу

   2

   1

   0

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А - интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.

Б –  интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель и т.д.

В –  внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала»

   2

   

 

   1

   0

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к школе)?

А - освоение некоторых навыков чтения, письма, счёта: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.

Б –  приобретение формы, школьных принадлежностей

В –  занятия, не относящиеся к школе

   2

   1

   0

4. Нравиться ли тебе в школе? Что тебе нравиться ( не нравиться) больше всего?

(Предварительно у ребёнка спрашивают, был ли он в школе)

А –  уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребёнка

Б –  внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса

В – уроки художественно – физкультурного цикла, знакомые и близкие ребёнку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе

 

   2

 

   1

   0

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А – занятия учебного типа: «Писал бы буквы, читал»

Б -  дошкольные занятия: рисование, конструирование

В -  занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными

  2

  1

  0

                                                               

Интерпретация результатов

Результат  10 -9 баллов говорит о школьно – учебной ориентации ребёнка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

8 – 5 баллов свидетельствуют о преимущественно интересе ребёнка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

4 – 0 баллов – ребёнок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Тест «Рисунок школы»

  Тест предназначен для определения отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности. Для проведения теста каждому ребёнку дают чистый стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

  Когда ребёнок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного.

Обработка результатов

  Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трём показателям:

  1. цветовая гамма,
  2. линия и характер рисунка,
  3. сюжет рисунка.

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется бальная оценка, затем баллы складываются.

  1. Цветовая гамма.

1 балл -  в равной степени присутствуют светлые и тёмные тона

  2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (жёлтый, светло-зелёный, голубой и т.д.);

  0 баллов – рисунок выполнен в тёмных тонах (тёмно- коричневый, тёмно- зелёный, чёрный);

  2. Линия и характер.

1 балл -  в рисунке присутствуют обе характеристики.

 2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура;

  0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия;

    3. Сюжет рисунка.

  1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

  2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветов, деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого времени суток;

  0 баллов -  асимметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (тёмное небо, идёт дождь или снег); время суток – ночь или вечер;

                                                                                                                       

Анализ результатов

6-5 баллов – у ребёнка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;

4-2 балла – у ребёнка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно – учебной действительности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания  взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей;

1-0 баллов – у ребёнка явно выраженный страх перед школой; часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.              

   2.2 Результаты экспериментального изучения готовности к школе у детей подготовительной к школе группы.

                                                                       

Тест «Рисунок школы».

Анализ результатов исследования показал, что у 1ребёнока, что составляет 5,9%, сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;

 41%– это 7 детей, имеют некоторую тревогу по поводу школьного обучения;

 53%, т.е. 9 детей имеют явно выраженный страх перед школой.

Тест «Стандартная беседа Нежновой»                                                         

Анализ результатов беседы показал, что у детей не достаточно сформирована внутренняя позиция школьника;

1. 0% - ни у одного ребёнка не сформирована внутренняя позиция школьника.

2. у 41%, присутствует интерес к внешней атрибутике школьной жизни, это говорит о начальной стадии формирования внутренней позиции школьника;

3. у 59%, внутренняя позиция школьника не сформирована.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причем, «оценка» и «пятерка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, так как видел, что мама купила для него все необходимое к школе. В таких детских надеждах таится большая опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесет пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд.                                                                                                    

Таким образом, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы. Воспитание положительного отношения к школе у детей будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

  1. Включения в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней в рамках проекта «Скоро в школу».
  2. Создания предметно – развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности.
  3. Понимания воспитателем значимости проблемы и проявления его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми.
  4. Педагогического просвещения родителей по вопросам готовности к школьному обучению.
  5. Осуществления связи дошкольного образовательного учреждения со школой в вопросах преемственности.

1. Разнообразные формы и методы работы.

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и учебная информация. Поэтому лучше подготовить малыша к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям. Большую помощь могут оказать сюжетно-ролевые игры, в частности, игра «В школу». Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений).

Все это необходимо будущему первокласснику.                                                 Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им.

Для этого можно использовать:                  

  1. Экскурсии (к зданию школы, затем в библиотеку, в спортивный зал, в класс, в столовую).

                                         

2. Рассматривание картины «Школа»  

                                                                             

 3. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.

                                                               

4. Рисование на темы: «Здание школы», Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс», «Мои впечатления от праздника «Прощание с букварем».

                                                       

5. Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.  

           

 6. Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда. –                                        

 

7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.                                                                                                                        

8.Словесные и дидактические игры на школьную тематику.

Чтобы безболезненно перейти к восприятию новой ситуации, ребенку потребуется больший или меньший «островок стабильности». Поэтому целесообразно не обрушивать на него все школьные новшества сразу, а обратить внимание на некоторые или одну из сторон школьной жизни, а остальные компоненты ситуации пока не затрагиваются. Пусть вначале это будут вещи, учебные принадлежности, школьная форма, которую можно рассматривать на картинках, а затем зайти в школу, посидеть за партой. Ребенок в щадящем режиме, без временного ограничения, ознакомится с видом и назначением вещей, которые вскоре станут его постоянным окружением. В другой раз стоит остановиться на нормах и правилах, попробовав в игре от лица «учителя» предъявить определенные требования к «ученику». Далее объектом внимания могут стать учебники, которые полезно не только посмотреть и пролистать, но и попробовать «понарошку» выполнить какое – либо простенькое задание.

2. Создание предметно – развивающей среды:

- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «В школу»: портфелей.
- Оформление иллюстративного альбома о школе.
- Оформление картотеки загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, о школьных принадлежностях, о знаниях, о книгах и т.д.
- Обшивание кукол – школьниц.
- Изготовление игрушечных парт.
                                                                     При отборе форм и методов в работе с детьми необходимо  опираться на педагогические принципы:                                                                                       - целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе учета возрастных особенностей детей;                                      - научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности (игра, труд, занятия);                                                                                                                     - единство содержания форм и методов работы по воспитанию положительного отношения к школе;                                                                     - личностно ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;                                                - принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;                                                                            - принцип доступности;                                                                                              - принцип системности и последовательности.

3. Педагогическое просвещение родителей.

Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить работу. Необходимый материал для работы с родителями:                                              1. Устный журнал. Там рассматривались вопросы: (Приложение 9)                           - «Ваш ребенок – будущий первоклассник»                                                           - «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику».                    - «8 советов родителям будущих первоклассников».                                            - Выставка на тему: «Это нужно для школы».

2. Издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении.

3. Консультации на тему:                                                        

- «Как выбрать школу».                                                                                               - «Что делать, если вашего ребенка не принимают в школу»                                 - «Немного об игре» и т.д.                                                                                       4. Анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться»

5. Семинар – практикум «Игры для подготовки к школе».                                6. Рекомендации родителям будущих первоклассников.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.  Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.
  2. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83.
  3. Беляева И.В. Воспитание положительного отношения у детей подготовительной к школе группы.
  4. Буре Н.С. Готовим детей к школе. – М., 1987.
  5. Венгер А.Л. хорошо ли вашему ребёнку в школе.// Популярная психология для родителей. М.,1989.
  6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2009.
  7. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-25.
  8. Голикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе.// Дошкольное воспитание. 2004, №4, стр.42-48.
  9. Гуцалюк Л.Б.Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 2004г., 4, стр.11-13
  10. Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание, 1994г.,№6, стр.27-31.
  11. Дьяченко О., Варенцова Н. Основные направления работы по программе "Развитие" для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) // Дошкольное воспитание, 2004г., 10, стр. 38-46.
  12. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир.// Дошкольное воспитание, -2001, - №8, стр.61-72.
  13. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84.
  14. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 2005., 8, стр. 50-54.
  15. Коломинский Я.Л., Панько А.А. Психологическая готовность к школе. // Популярная психология для родителей. М.,1989.
  16. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М., 2001.
  17.  Попова Н.М. Шестилетние в школе и дома. М., 1988.
  18. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание. 1995г, №8, стр.25-28.
  19. Смирнова Е. Лучшая подготовка к школе – беззаботно прожитое детство. // Дошкольное воспитание. 2006, №4, стр.65-68.
  20. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. – М., 1999. 
  21. Чейпи Дж. Готовность к школе. – М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...

Методическая разработка на тему: "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Представлены материалы позволяющие изучить вопрос готвности детей дошкольного возраста к обучению в школе...

Методическая разработка на тему «Волевая готовность детей дошкольного возраста к школе»

Методическая разработка содержит рекомендации о формировании волевой сферы развития ребенка....

Методическая разработка. «Диагностика готовности детей к обучению в школе»

ОглавлениеВВЕДЕНИЕ. 3ГЛАВА ПЕРВАЯ. «Теоретические основы понятия психологической готовности дошкольников к школьному обучению в отечественных и зарубежных исследованиях»  5ГЛАВА ВТОРА...

Программно – методический материал:ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

С переходом к систематическому обучению в школе заканчивается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является дидактическа...

«Готовность детей к обучению в школе». Речевая готовность.

общесадовское родительское собрание для родителей будущих первоклассников, на котором в сценке были проиграны и рассказаны основные речевые навыки, которые должны быть сформированы к началу обучения в...

Сообщение на тему: "Физическая готовность детей к обучению в школе в контексте ФГОС ДО" на районном методическом объединении для инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений Пушкинского городского округа

Сообщение на тему: "Физическая готовность детей к обучению в школе в контексте ФГОС  ДО" на районном методическом объединении для инструкторов по физической культуре дошкольных образова...