Театрализованная деятельность
методическая разработка на тему

Каркавина Людмила Дмитриевна

 

Данное пособие предлагает содержание и методику организации театрализованной деятельности  с детьми раннего возраста. Пособие раскрывает современный подход   совместной работы воспитателя,  логопеда и педагога –  психолога в формировании художественно – речевой деятельности у  детей раннего возраста.

   Данное пособие рекомендовано воспитателям, логопедам, педагогам – психологам,  старшим воспитателям домов ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannaya_deyatelnost.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казенное учреждение здравоохранения

Кемеровской области

«Полысаевский дом ребенка «Родничок»

(учебно – методическое пособие)

                                                                                          Каркавина Л.Д.

Полысаево 2014

Автор – составитель Каркавина Людмила Дмитриевна, старший воспитатель

                Данное пособие предлагает содержание и методику организации театрализованной деятельности  с детьми раннего возраста. Пособие раскрывает современный подход   совместной работы воспитателя,  логопеда и педагога –  психолога в формировании художественно – речевой деятельности у  детей раннего возраста.

        Данное пособие рекомендовано воспитателям, логопедам, педагогам – психологам,  старшим воспитателям домов ребенка.

                                                                            ©  Каркавина, 2014

Театрализованная деятельность

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Когда вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Как научить ребенка играть? Как в игре и через игру раскрыть потенциал ребенка? Именно театрализованные игры – одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребенка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя

Цель.

Формирование представлений о театрально – игровой деятельности, как разновидности художественно – речевой, игровой деятельности детей раннего возраста, с одной стороны, и с другой стороны, возможность ее использования в коррекционно – логопедической работе

Задачи:

  • Формировать у детей интерес к театрализованной игре, побуждать принимать участие в театрализованных играх
  • Стимулировать эмоциональное восприятие и переживание детьми художественных произведений в театрализованной игре
  • Формировать эстетический вкус, с воспитанием воли, памяти, мышления, инициативности и творческих способностей
  • Развивать коммуникативные качества детей, с освоением вербальных и невербальных способов общения
  • Способствовать речевому развитию, слуховому восприятию, активизации словаря

Особенностью театрализованных игр является специфика сценических действий, в основе которых лежит перевоплощение. С помощью театрализованных игр у детей могут быть достигнуты следующие результаты развития:

  • Формирование психофизических сил ребенка (мимика, пантомимика, координация движений, общая двигательная активность, пальцевая моторика, артикуляция речи)
  • Развитие психофизических познавательных процессов (память, мышление, речь, внимание)
  • Развитие творческих способностей, умение перевоплощаться, принимать какую – либо роль и импровизировать
  • Овладение разными видами театра и приемами кукловождения

Методика обучения от 1 года до 2 лет                                                  Задачи:

  • Совершенствовать умения детей подражать звукосочетаниям и словам, а в дальнейшем поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав – ав – собака и т.п.)
  • Формировать умение дополнять слова имитирующими действиями, характерными для героя художественного произведения (петушок машет крыльями, у зайчика ушки на макушке…)
  • Формировать интонационную выразительность речи

Методы и приемы обучения

Развитие слухового восприятия

Музыкально – ритмические упражнения

Активизация словаря

Дидактические игры, договаривание детьми отдельных слов из знакомых произведений

Понимание речи навыки связной речи

Чтение и рассказывание детям сказок, потешек, игры с картинками; игры – занятия с куклой

Обогащение и уточнение словаря

Многократное повторение нового слова, показ с называнием

Формирование правильного звукопроизношения

Упражнения на звукоподражание, упражнения на развитие речевого дыхания, пальчиковая гимнастика

Использование различных видов театра для детей от 1 до 2 лет

Презентация видов театра для детей

Виды театра для совместной игровой деятельности

Виды театра для самостоятельной свободной деятельности

Настольный театр игрушек (способствует становлению игры),

Настольный театр картинок

Пальчиковый театр,

«Театр одного героя»

Пальчиковый театр,

Игрушки резиновые

Игровые действия с резиновыми игрушками

Формы работы:

  • Музыкально – ритмические упражнения;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Упражнения на звукоподражание;
  • Образные упражнения

Методика обучения детей от 2 до 3 лет

Задачи:

  • Воспитывать готовность к общению с окружающими, развивать навыки диалогической речи, необходимые эмоциональные и выразительные качества речи
  • Пробуждать у детей имитационные способности, развивать способность к подражанию в передаче образа с помощью движений, мимики, речевых интонаций
  • Учить сочетать речь и движения, используя близкие детям             художественные произведения
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, учить регулировать с помощью пальчиковых игр темп и ритм речи, передавать эмоциональное состояние
  • Способствовать накоплению и активизации багажа знакомых детям художественных произведений (фольклорных и авторских), создавать благоприятные условия для их обыгрывания в театрализованной игре

Методы и приемы обучения

Обогащение и уточнение словаря

Показ с называнием; многократное повторение нового слова или фразы; объяснение назначения предмета; новое слово в сочетании со знакомыми детям словами; поручения, предполагающие ответ действием (дай, принеси, покажи, сделай то – то)

Активизация словаря

Дидактические упражнения, договаривание детьми нужных слов, сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей, поручения требующие от ребенка развернутого ответа

Развитие слухового восприятия

Музыкально – дидактические игры (тихо – громко, быстро – медленно); словесные игры; музыкально – ритмические упражнения; подвижные игры

Формирование правильного звукопроизношения

Упражнения на звукоподражание; артикуляционная гимнастика; использование звуков песенок; словесные игры; упражнения на развитие речевого дыхания; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика

Развитие понимания речи и навыки связной речи

Рассказывание и чтение детям сказок: песенок; потешек; авторских произведений; имитационные упражнения, сопровождаемые речью; игры – занятия с куклой (игрушками); рассматривание иллюстраций картин («Кошка с котятами», серия «Времена года» и т.д.); игры – занятия с сюжетными картинками

Использование различных видов театра для детей от 2 до 3 лет

Презентация новых видов театра для детей

Виды театра для совместной  игровой деятельности

Виды театра для самостоятельной свободной деятельности детей

Настольный театр игрушек (способствует становлению игры)

Настольный театр картинок

Фланелеграф

Пальчиковый театр

Элементы игры – драматизации (шапочки, маска, ушки)

Настольный театр игрушек

Игрушки мягкие, резиновые

Пальчиковый театр

Элементы ряжения

Игровые действия с игрушками

Формы работы:

  • Музыкально – дидактические игры;
  • Упражнения на звукоподражание;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Имитационные упражнения;
  • Упражнения на развитие речевого дыхания;
  • Подвижные игры;
  • Игры с куклой

Методика обучения детей от 3 до 4 лет

Задачи:

  • Поддерживать у детей интерес к театрально – игровой деятельности, поощряя их участие в ней
  • Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол (театр картинок, театр игрушек) и персонажей театра ложек
  • Обогащать словарь, формировать умение строить предложения        
  •         Формировать умение передавать эмоциональное состояние (грустный, веселый, злой …) жестом, мимикой, позой
  • Развивать диалогическую форму речи, используя знакомые произведения фольклора и авторские произведения
  • Продолжать воспитывать необходимые нравственно – этические нормы (доброту, взаимопомощь, дружелюбие, терпимость)

Методы и приемы обучения  

Показ и объяснение

Рассматривание предметов и атрибутов; чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание потешек, стихов, песенок, чистоговорок; знакомство с приемами кукловождения; работа с зеркалом

Знакомство с правилами игр

Разучивание правил игры; пальчиковая гимнастика; загадывание и отгадывание загадок; работа над этюдами; имитация движений и звукоподражание

Использование различных видов театра для детей от 3 до 4 лет

Презентация новых видов театра для детей

Виды театра для совместной  игровой деятельности

Виды театра для самостоятельной свободной деятельности детей

Театр ложек;           Театр стенд – книжка

Настольный театр картинок (в т.ч. по народной игрушке – Дымково, Филимоново); Театр – фланелеграф;  Игра – драматизация (элементов костюмов)

Настольный театр игрушек (мягкая, резиновая); Пальчиковый театр  (со второй половины года)

        Формы работы:

  • Музыкально – дидактические игры;
  • Упражнения на звукоподражание, чистоговорки;
  • Упражнения на развитие речевого дыхания;
  • Имитационные упражнения;
  • Упражнения на развитие эмоций;
  • Словесные игры;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Этюды с настольными куклами;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Подвижные игры

Список литературы

  1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки в детском саду [Текст] : практическое пособие / И.Е. Аверина. – М.: Айрис Пресс, 2009. – 112с.
  2. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ  [Текст] : практическое пособие / Л.В. Белкина. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 236 с.
  3. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] : учебное пособие / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М., Мозаика-Синтез, 2011. с. 35 – 120
  4. Вихарева, Г.Ф. Играем с малышами [Текст] : практическое пособие / Г.Ф. Вихарева. – СПб.: Издательство «Композитор», 2007. – 35 с.
  5. Дерягина, Л.Б. Идет коза рогатая [Текст] : практическое пособие / Л.Б. Дерябина. – СПб.: ИД «Литера», 2006. – 32 с.
  6. Елецкая, О.В., Вареница, Е.Ю., День за днем говорим и растем [Текст] : учебно – практическое пособие / О.В. Елецкая, Е.Ю. Вареница. М.: «ТЦ Сфера», 2010. – 224 с.
  7. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 – 3 лет [Текст] : практическое пособие / М.Ю. Картушина. М., «ТЦ Сфера», 2008. – 128 с.
  8. Киселева, О.И. Развитие творческих способностей детей средствами театрально – игровой деятельности [Текст] : учебное пособие / О.И. Киселева. Томск: Центр учебно-методической литературы, 2003, с. 3 – 12
  9. Крупенчук, О.И. Ладушки [Текст] : практическое пособие / О.И. Крупенчук. СПб.: ИД «Литера», 2006. – 32 с.

Приложения

Учебно - тематический план работы на год с детьми от 1 до 2 лет

№ п/п

Месяц

Содержание

Задачи

1

Сентябрь

Тема: «Стоит в поле теремок» (с элементами театрализации)                          1.Игра-забава «Солнышко», муз. Е. Макшанцева

2. Пальчиковая игра «Лягушка»

3.Игра на звукоподражание «Кто кричит?»

4. Образные упражнения «Мишка косолапый»

Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, подвижность пальцев, развивать умение двигаться в соответствии с текстом.

 Закрепить произношение гласных звуков и звукоподражаний (ква – ква, пи – пи – пи), имитируя движения животных.

2

Октябрь

Тема: «Наша Маша маленькая» (с элементами театрализации)

1.Игра «Для чего Машеньке ушки?»

2.Пальчиковая игра «Печем пироги»

3.Игра на звукоподражание «Веселые куклы»

4.Образные упражнения «Кукла делает зарядку»

Развитие подражания движениям и речи взрослого, повторение звука, слов и фраз, закрепление названий частей тела.

Активизировать моторику рук, умение управлять своими движениями, формировать умение инсценировать рифмованную историю.

3

Ноябрь

Тема: «Кто сказал «мяу»?» (театр игрушек)

1.Музыкально – ритмические движения «Кто идет, кто песенку поет?»

2.Пальчиковая игра

«Котик маленький сидит»

3.Упр-е на звукоподражание

«Кто как кричит?»

4.Образные упражнения «И крадется потихоньку…»

Уточнить представление о домашних животных – кошка, собака.

 Формировать умение изображать движением, жестами образ домашних животных (брать на себя элементарные роли).

Вызвать эмоционально положительное отношение к происходящему.

4

Декабрь

Тема: «Колобок» (театр картинок)

1.Музыкально – ритмические движения «Вот наш Колобок встает»

2. Пальчиковая игра «Раскатились по дорожке»

3.Упр-е на звукоподражание

«Во дворе»

4.Образные  упражнения

«Зайка и медведь»

Обучение ритмичным движениям. Умению слушать простую мелодию.  Развивать мелкие движения кисти рук, чувство ритма.

Формировать отчетливое произношение звукосочетаний.

Формировать умение передавать движениями, жестами образ знакомого животного.

5

Январь

Тема: «Зимушка – зима» (театр – фланелеграф)

1.Музыкально – ритмические движения «Маленькая кадриль»

2.Пальчиковая игра «Снежный дом»

3.Упр- е на звукоподражание «Часы тикают»

4.Образные упражнения «Наша елка велика»

Вызывать эмоциональный отклик с помощью жестов, мимики, движений.

Развивать подвижность пальцев, умение двигаться в соответствии со словами, упражнять в произношении звукосочетаний.

Стимулировать эмоциональное восприятие.

6

Февраль

Тема: «Игрушки» (петух) («Театр одного героя»)

1.Музыкально – ритмические движения «Петушок» р.н. попевка

2.Пальчиковая игра «Петух зернышки клюет»

3.Упр- е на звукоподражание «Песенка петушка»

4.Стихотворение с движениями «Петушок, петушок»

Пробуждать у детей творческие способности, способность к подражанию. Формировать умение сочетать движения и речь, стимулировать самостоятельную речевую активность.                             Воспитывать готовность к общению с окружающими, формировать дружелюбие, доброту, терпимость.

7

Март

Тема: «Музыкальные игрушки» (театр игрушек)

1.Музыкально-ритмические движения «Барабан» муз. Г. Фрида.

2.Пальчиковая игра «Погремушка»

3.Упр-е на звукоподражание «Взял баран барабан»

4.Образные упражнения «Музыканты»

Формировать умение перевоплощаться при восприятии музыки, сопровождающие игры.              Способствовать умению повторять звукосочетания, знакомые слова, формировать умение выражать речь жестами, движениями, действовать согласно тексту.

8

Апрель

Тема: «Весна – красна» (театр картинок)

1.Музыкально-ритмические движения «Солнышко лучистое»

2.Пальчиковая игра «На лесной лужайке»

3.Упр-е на звукоподражание «Ручеек-журчалочка»            4.Образные упражнения «Дождик»

Способствовать формированию чувства ритма и пространственной ориентировки, развитию координации движений.        2.Формировать слуховое восприятие, учить малышей соотносить звучание слова с предметами.

Воспитывать добрые чувства.

9

Май

Тема: «Домашние птицы» (с элемент. театрализации)

1.Музыкально-ритмические движения «Цыплята и курочка»

2.Пальчиковая игра «Курочка-рябушечка»

3.Упр-е на звукоподражание «Уточка и курочка»

4.Образные упражнения «Два петушка»

Формировать у детей живой интерес к театрализованным играм.    

Формировать умения элементарным навыкам мимикой, жестами и движениями передавать знакомый образ.

Способствовать развитию речевых навыков, обогащению и активизации словаря.

Учебно - тематический план работы на год с детьми от 2 до 3 лет

№ п/п

Месяц

Содержание

Задачи

1

Сентябрь

Тема: «Едет с поля урожай» (настольный театр картинок).

1.Музыкально-дидактическая игра «Мы шагаем с песенкой».

2.Упр. на звукоподражание «Едем на машине».

3.Пальчиковая игра «Капуста».

4.Имитационные упражнения «Огород».

5.Упр. на развитие речевого дыхания «Ветерок».

6.Подвижная игра «Кто что делает?»

7.Игра с куклой «Накормим куклу обедом».

Формировать умение внимательно рассматривать картинку называть изображенные предметы, выполнять действия, которые видят на картинке.

Развитие слухового внимания, выполнение подражательных движений.

Создание положительного эмоционального фона и развитие образно – игровых движений.

2

Октябрь

Тема: «Встреча с мишкой в лесу» (настольный театр игрушек).

1.Музыкально-дидактическая игра «Медведь» Е. Тиличеева.

2.Упр. на звукоподражание «Отгадай кто к Мише пришел»

3.Пальчиковая гимнастика «Избушка на лужочке».

4.Имитационные упражнения «Собираем листья».

5.Упр. на развитие речевого дыхания «Мышка и Мишка».

6.Подвижная игра «Погладь Мишку».

7.Игра с куклой «Мишка с куклой».

Развитие способности передавать образные движения, выразительности жестов.

Укрепление голосового и артикуляционного аппарата ребенка, обучение отчетливому и внятному произношению отдельных звукосочетаний.

Формирование выразительности эмоций, выражение удовольствия и радости.

3

Ноябрь

Тема: «Едет на коне Егорка»

(с элемент. театрализации).

1.Музыкально-дидактическая игра «Лошадка» Е. Тиличеева.

2.Упр. на звукоподражание «Лошадка».

3.Пальчиковая игра «Едет на коне Егорка».

4.Имитационные упражнения «Ехали, техали».

5.Упр. на развитие речевого дыхания «Косим траву».

6.Подвижная игра «Игра в лошадки».

Развитие воображения, согласование ритма и темпа речи и движения.

Обучение отчетливому произношению звука «и».

Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох.

Обучение подражать движениям лошадей и звукам, которые они издают.

Воспитывать чуткое отношение к животным.

4

Декабрь

Тема: «Как на горке снег и под горкой снег» (театр фланелеграф).    1.Музыкально-дидактическая игра «Слушай звуки».

2.Упр. на звукоподражание

«Как мы птичек кормили».

3.Пальчиковая гимнастика «На дворе мороз и ветер».

4.Имитационные упражнения «Катание снежных комьев».

5.Подвижная игра «Выпал беленький снежок».

6.Игра с куклой «Покатаем куклу на санках».

Развитие активного внимания, воображения.

Развитие правильного звукопроизношения, упр-е в произношении «х» и «к».

Развитие подвижности пальцев рук.

Формировать  умение действовать по представлении.

Стимулировать эмоциональное восприятие.

5

Январь

Тема: «Здравствуй Новый год!» (с элемент. драматизации)

1.Музыкально-дидактическая игра «Веселый оркестр».

2.Упр. на звукоподражание «Тук – тук».

3.Пальчиковая гимнастика «Холодно»

3.Имитационные упражнения «Дед Мороз»

4.Упр. на развитие речевого дыхания «Снежинки»

5.Подвижная игра «Мороз-красный нос»

6.Игра с куклой «Кукла на елке».

Создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости на музыку.

Развитие голосового аппарата, обучение громкому и тихому, быстрому и медленному произношению.

Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох.

Формирование выразительности эмоций, радостного отношения.

6

Февраль

Тема: «С кем встретился Колобок?»  (пальчик. театр).

1.Музыкально-дидактическая игра «Поиграем-помолчим»

2.Упр. на звукопроизношение «Мы с тобой  в лесок пошли»

3.Пальчиковая гимнастика «На лесной лужайке»

4.Имитационные упражнения «Изобрази героев»

5.Упр. на развитие речевого дыхания «Говорилка»

6.Подвижная игра «У медведя во бору»

Создание эмоциональной отзывчивости на музыку. Пробуждать у детей имитационные способности, развивать способность к подражанию. Учить сочетать речь и движение. Развивать мелкую моторику пальцев рук, учить регулировать с помощью пальчиковых игр темп и ритм речи. Развивать творческие способности.

7

Март

Тема: «Ходит сон близ окон»

(настольный театр картинок)

1.Музыкально-дидактическая игра «Спящий бубен»

2.Упр. на звукоподражание «Во дворе»

3.Пальчиковая гимнастика «Сон да дрема»

4.Имитационные упражнения «Баю-баю, баюшки»

5.Упр. на развитие речевого дыхания «Веточка»

6.Подвижная игра «Вороны»

Развитие выразительности подражательных движений.

Развитие способности к подражанию, умения ритмично двигаться.

Развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук.

Стимулировать эмоциональное восприятие и переживание детьми художественных произведений.

8

Апрель

Тема: «Матрешки в гости к нам спешат» (театр матрешек)

1.Музыкально-дидактическая игра «Веселые подружки».

2.Пальчиковая гимнастика «У меня сестренок пять»

3.Имитационные упражнения «Матрешки»

4.Упр. на развитие речевого дыхания «Пузырь»

5.Игра с куклой «Вот красивая игрушка»

Создание эмоциональной отзывчивости на музыку.

Развитие мелких движений кисти рук, чувство ритма.

Пробуждать у детей имитационные способности, развивать способность к подражанию.

Развивать творческие способности, внимание, память.

9

Май

Тема: «Сказка о глупом мышонке» (с элемент. драматизации)

1.Музыкально-дидактическая игра «Угадай кто это?»

2.Упр. на звукоподражание «Позвала мышка-мать»

3.Пальчиковая гимнастика «Мышонок»

4.Имитационные упражнения «Тише!»

5.Упр. на развитие речевого дыхания «Подуй на вертушку»

6.Подвижная игра «Кот и мыши»

Развитие способности к подражанию, умения ритмично двигаться.

Развитие голосового аппарата, обучение громкому и тихому, быстрому и медленному произношению.

Формировать навык выразительности жестов.

Способствовать накоплению и активизации багажа знакомых детям художественных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...