Главные вкладки

    Характеристика театрализованной деятельности как средства коррекции связной речи.
    статья на тему

     Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kharakteristika_teatralizovannoy_deyatelnosti_kak.docx22.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Характеристика театрализованной деятельности как

    средства  коррекции связной речи.

     Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

    Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений предполагает организацию и проведение конкурсов совместно с родителями, привлекая их к содержанию логопедической работы. Включает различные логопедические задания для подготовки к конкурсу дома, повышая тем самым активность родителей в коррекционной работе.          

     Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» Л.С. Выготский.

    Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.

    Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника.

         Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях  детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений.  Главной целью  является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

    Исходя из основной цели, можно выделить  следующие задачи:

     -  развитие речи детей и коррекция ее нарушений;

     - развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;

     -   обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

     - развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;

     - развитие эстетических способностей.

    Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи  можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на:

    - развитие дыхание и свободы речевого аппарата,

    -умение владеть правильной артикуляцией,

    -четкой дикцией,

    -разнообразной интонацией,

    -логикой,

    -игры со словом, развивающие связную речь, 

    -творческую фантазию,

    -умение сочинять небольшие рассказы и сказки,

    -подбирать простейшие рифмы

    В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, накидки и т. д.  Создавать же образы дети должны сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений. 

    На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина,  настольный театр, теневой,  плоскостной,  пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В этих играх дети могут создать сценки, вести  роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки оказывают активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка.

    На логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединенные одной темой. Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.

    К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

    Игры драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети — артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

    Очень важно включать в занятия специальные игры на развитие воображения, мимики, пантомимики, направленные на формирование дыхания, четкой дикции,  интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.

    Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.

    На занятиях может использоваться следующее оборудование:

    -  настольная и напольная ширмы;

    - плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;

    - декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.);

    - наборы кукол для пальчикового театра;

    - куклы би-ба-бо;

    - рукавички с изображением мордочек животных:

    - костюмы персонажей сказок;

    - игрушечные персонажи.

    Театрализованные игры проходят поэтапно.

    На первом этапе  систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Дети начинают легче переключаться с одного  движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

    На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции,  четкой дикции, разнообразной интонации.

    На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек.  Дети заранее заучивают тексты, за тем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

    На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности — драматизации рас сказов и сказок. Здесь используются разные  маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети мо гут разыгрывать текст как актеры.

    Особенности театрализованной деятельности детей с общим недоразвитием речи. Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью. Желание получить роль какого-либо персонажа — мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на индивидуальных логопедических занятиях: учатся «рычать как мишка», «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театрализованной деятельности — участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной и выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов(из опыта работы) - "Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

    В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры.Театрализованные игры  один из самых эффективных способов воздействия на детей, в...

    Влияние театрализованной деятельности на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

    Театрализованная деятельность - широко используемый метод в обучении детей. Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные...

    Использование театрализованной деятельности для развития связной речи детей дошкольного возраста

    Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей.. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эс...

    «Использование театрализованной деятельности для развития связной речи детей дошкольного возраста»

    Доклад об использовании театральной деятельности в развитии связной речи детей....

    Авторская программа Театрализованная деятельность по развитию связной речи детей дошкольного возраста

    Связная речевая деятельность является основой коммуникативной деятельностью и включает неречевые средства,жесты,мимику,пантомимические движения. В пследние годы, к сожалению,отмечается увеличение коли...

    Кружок по теме: «Театрализованная деятельность по развитию связной речи детей дошкольного возраста»

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.Участвуя в ней дети  знакомятся с окружающим миром через образы,краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют ребят думат...