Игры на развитие речи
методическая разработка на тему

Бибикова Марина Анатольевна

Подбор игр на развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_rechi.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни

Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются), упражнения с опорой на картинный материал.

· Упражнение «Лягушки улыбаются»

Очень нравится лягушкам

Тянуть губы прямо к ушкам

Рот у Кваки до ушей

Хоть завязочки пришей.

· Упражнение «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем

А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.

· Упражнение «Хобот слоненка»

Подражаю я слону: губы хоботом тяну…

Даже если я устану, их тянуть не перестану.

Буду долго так держать, свои губы укреплять.

· Упражнение «Трубочка»

Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

· Упражнение «Лягушка-слоненок-дудочка»

Свои губы прямо к ушкам мы растянем как лягушки.

А теперь слоненок я, видишь – хобот у меня.

А сейчас мы дудочки, дудочка - погудочки.

Нам понравилось играть, повторим-ка все опять.

· Упражнение «Язык-силач»

Язычок у нас силач – в зубы упирается,

Сильно напрягается, горкой выгибается.

Силачу пора на отдых, мы его положим спать.

А потом начнем опять.

· Упражнение «Качели»

На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз. (язычок поднимается вверх, затем отпускается вниз)

· Произнесение по картинкам

гласных звуков: качаем куклу(ААА), болит зуб (ООО), гудит поезд(УУУ), летит самолет(ЫЫЫ)

звукосочетаний: рубим дрова (ЭХ), укололи палец (ОЙ), мычи корова (МУ) и т.п.

· «Обезьянка кривляется» - показать смешные рожицы.

· «Щенок лакает молоко» - лакательные движения языком

· «Кошка рассердилась и шипит» - надуть щеки и с силой выдохнуть воздух.

Мы шагаем по мосту

Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту. Дети шагают по кругу

Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.

Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.

Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.

Лужи.

Я иду по лужам – шлеп-шлеп-шлеп Дети ритмично постукивают ладонями по коленям

Ой, вода в ботинках – хлюп-хлюп-хлюп Ритмично притопывают ногами.

Ах, мне зонтик нужен – кап-кап-кап. Постукивают ритмично пальчиками по голове

Ох, вода по спинке – оп-оп-оп. Скрещивают руки на груди и ритмично

похлопывают по предплечьям

Бах, упала шапка – буль-буль-буль. Выполняют ритмично пружинку, приседая все ниже.

Ой, кругом вода – ой-ой-ой. Встают и кружатся.

Ах, себя так жалко – да-да-да. Руки на щеки, ритмично кивают.

Одевайтесь в дождь всегда! Погрозить пальчиком в ритм стихотворения.

Птичий двор

Наши уточки с утра –«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда – «Га-га-га! Га-га-га!»

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко, ко-ко-ко-ко-ко!»

А наш Петя-петушок ранним утром

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»


Игры и упражнения по развитию речи детей 3-4 лет

Паровозик.

Взять чистую трубочку, поднести ее ко рту. Слегка высунуть кончик языка, так чтобы он еле-еле касался кончика трубочки. Плавно выдыхать воздух в трубочку. Следить за тем, чтобы поток воздуха шел посередине языка.

Паровозик быстро мч-ч-ит,

Что Ес-с-сть с-с-илы он с-с-ви-с-стит.

 Гол.

Положить на стол поролоновый мячик, и на расстоянии, импровизированные ворота - тарелку, ленточку, проволочку стоящую - что придумаете.

Положить расслабленный язык на нижнюю губу Плавно дуть на мячик пытаясь загнать его в ворота.

Мы играемс-с-я в футбол.

Забиваем в ворота гол.

Горячий чай.

Легонько подуть, несколько раз выдохнув. Губы держать расслабленной трубочкой. Затем «сделать глоток»- легкий вдох. Снова «подуть» и «глотнуть.

Ты ч-ч-ай душ-ш-ши-с-стый любиш-ш-ь пить?

С-с-начала нужно ос-с-сстудить.

Упражнения для развития гибкости языка.

Лопатка.

Широкий расслабленный язык слегка высунуть изо рта и положить на нижнюю губу.

Удерживать на счет 1-10

Мой язык широкий,

Как лопата.

Может на губе

Расслабленным лежать.

 Мышка.

Открыть рот, положить широкий и расслабленный язык на нижнюю губу. Подвигать справа налево слегка. На слове «кошку» резко спрятать язык и закрыть рот.

Мышка вышла из норки,

Решила погулять,

Смотрит по сторонам.

Вдруг увидела кошку

И убежала в норку назад.

 

Непослушный язычок.

Положить широкий язык на расслабленную нижнюю губу, удерживая в статичном положении. Похлопать его верхней губой, проговаривая: «Пе-пе-пе »

Мой ленивый язык

Он работать не привык.

Непослушный язычок

Накажу я: хлоп-хлоп-хлоп!

Трубочка.

Высунуть широкий язык, свернуть боковые стороны, чтобы получилась трубочка.

Легко, без напряжения подуть в нее.

Язык я трубочкой сверну

И весело в нее подую.

  Чистим зубки.

Открыть рот. «Почистить» языком верхние зубы. Сначала с внутренней стороны, потом и с внешней, делая медленные движения влево - вправо. Тоже с нижними зубами.


Маятник или Тик-так

Открыть рот, высунуть язык и двигать им вправо-влево. Следить, чтобы ребенок не облизывал губы. На счет 1-2.

Горка

Широко открыть рот. Опустить нижнюю челюсть как можно ниже. Широким языком упереться в нижние передние зубы. Плотно прижать боковые края спинки языка к коренным зубкам. Расслабить. На счет 1-2.

Будет спинка языка

Как горочка крута

Кончик в зубы упираю

С напряжением считаю.

 Змейка

Открыть рот, высунуть язык как можно дальше вперед, напрячь мышцы боковые языка, сделав его узеньким. Удерживать на счет от 1-10.

 Проколи шарик

Рот закрыт. Двигая языком вправо-влево натянуть губу, пытаясь «проколоть» ее. На счет 1-2.

 Чашка

Открыть рот, положить широкий язык на расслабленную нижнюю губу. Завернуть вверх края языка в форме чашечки. Удерживать на счет 1-10.

 Парашутики

На кончик носа положить ватку или кусочек бумажки. Язык сложить в виде чашечки - корень языка лежит лопаткой на нижней губе, рот приоткрыт, а кончик языка приподнят вверх как края у чашки. Сдуть ватку с носа.

Что это, что это. Все крич-чат -

Параш-ш-шутики в небе летят.

 

- Главное - занятия должны ребенку нравиться. Никогда не заставляйте его делать упражнения. Если ребенок отказывается заниматься, скорее всего, вы излишне настаиваете, заставляете его делать то, что у него не получается. Даете негативную оценку его действиям. Или слишком много уделяете этому внимания.

- Заниматься лучше чаще и недолго, чем длительное время, но эпизодически. Навык формируется путем частого повторения упражнения. Лучше, 3-5 раз в день по 2-3 минуты, чем 2-3 раза в неделю по 30-45 минут.

- Выбирайте упражнения на выбор малыша. Принципы общие - от простого к сложному, от малого количества игр к большему, от коротких занятий к более продолжительным. Пусть малыш сам выберет любимые игры. Стимулируйте переход к более сложным тем, что у него уже получается то, что вчера не выходило.

- Активно включайте в логопедические занятия шутки и смех. Это не у ребенка не получается, это язык у него такой непослушный. Придумайте вместе способы поощрения и порицания его язычка. Тогда вы обретете в лице своего чада союзника и помощника в деле обучения его язычка красивой речи.

Любовь и терпение родителей, их интуиция и здравый смысл помогут преодолеть любые трудности в процессе роста малыша. И очень скоро ваше чадо защебечет громко, чисто и красиво - на радость себе и всем окружающим.


Игры и упражнения по развитию речи детей 4-5 лет

Артикуляционные  упражнения для детей 4-5 лет

* * *

Ловко кисточкой забор

Красят Петя и Егор.

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.)

* * *

У щенка – малютки

Уже большие зубки.

Как покажет их Трезорка,

(Сразу в дом бежит Егорка.Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук «и». Удерживать в таком положении губы на счет от 1 до 5.)

* * *

Язычок наш молодец,

Достает он леденец!

1. Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка.

2. Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются неподвижными.

* * *

Широко разинув рот,

Зевает толстый бегемот.

А веселая мартышка,

Губы сжав,

Читает книжку.

(Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты. Затем плотно сжать губы.)

* * *

Смастерим мы дудочку,

Дудочку-погудочку.

(Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 7.)

* * *

Собираем мы без спешки,

Словно белочка, орешки.

(Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, четко 8—10 раз.)

* * *

Наливаем воду в бочку —

Надуваем сильно щечки

(Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. «Полоскать» рот воздухом.

Проделать упражнение 8—10 раз.)

* * *

Не нужны сейчас улыбки -

Делай ротик, как у рыбки.

(Губы сжаты, щеки втянуты. Упражнение выполнять медленно, четко 8—10 раз.)

* * *

Петя встал сегодня рано

И стучит по барабану.

(Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук «д-д-д-д…» – сначала медленно, затем темп увеличить. Упражнение выполнять в течение 10– 15 сек.)

* * *

На лошадках по дорожке

Скачут Аня и Сережка.

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать. (Как лошадка цокает копытами.))

* * *

Тик-так, тик-так -

Ходят часики —

Вот так!

(Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.)

Упражнения и игры:

Как звучит слово?

Есть слова, которые звучат немножечко похоже, послушайте: сверчок, паучок, жучок.

Или, что можно сказать про слова: резина, корзина? Правда похоже?

Давайте подберем похожие слова к слову зайка! (незнайка, зазнайка, побегайка…)

К слову мишка, лягушка, кот и т.д

загадки-добавлялки.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую … (лису)

Ты не бойся – это гусь,

Я сама его … (боюсь)!

Зайку бросила хозяйка-

По дождем остался … (зайка).

Где обедал, воробей?

В зоопарке у … (друзей)

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему …(штанишки).

-Голосок твой так хорош -

Очень сладко ты …(поешь)

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе …(живот)

Что получится?

Взрослый показывает картинку, на которой изображен «кот» и говорит, что короткое слово кот можно превратить в длинное. Ребенок называет слова: котенок, котишка, котик, киска, котеночек.

Загадка Петрушки.

Взрослый говорит, что получил письмо от Петрушки, он пишет, что живет на даче, ходит в лес по грибы. Отгадайте, какие я грибы собираю – в названии которых есть звук «с»: сыроежки, свинушки, маслята, грузди, рыжики, боровики, подосиновики.

Логопедические упражнения на звук «р»

 В качестве специальной тренировки выполняйте следующие упражнения:

1. «Чьи зубки лучше блестят».

◾раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубкам, так чтобы это напоминало чистку зубов;

◾показать чистые зубки в улыбке.

Важно! На губах должна быть улыбка, зубы видны, челюсть неподвижна.

2. «Мы покрасим дом».

◾растянуть губы в широкой улыбке, открыть рот и полизать тонким кончиком языка нёбо;

◾делать языком движения назад - вперед, как кисточку маляра, который красит дом.

Важно! Губы не должны двигаться, следить, чтобы язычок прикасался к внешней стороне зубов.

3. «Кто дальше бросит мяч».

◾сделать улыбку;

◾высунуть язык и положить его широким передним краем на нижнюю губу. Одновременно произносить долго звук «ф», так чтобы получилось перегнать ватку на противоположный край стола.

Важно! Не делать щечки большими, контролировать чтобы ребенок произносил именно звук «ф».

4. «Вкусное повидло».

Немного открыть рот и сделать движение языком по губам так как будто на губах повидло и его нужно слизать Важно! Придержите пальцем нижнюю челюсть, если ребенок пытается помогать языку нижней челюстью, язык не должен касаться уголков рта.

5. «Музыканты».

◾открыть рот в улыбке и побарабанить краешком языка по небу пытаться сказать звук похожий на английский D;

◾упражнение должно напоминать барабанную дробь, с каждым разом нужно увеличивать скорость дроби.

Важно! Удар язычка должен быть четким как барабанная дробь, никаких посторонних звуков кроме D не слышно. При выполнении упражнения чувствуется сильная воздушная струя, рот не закрывается. Чтобы уточнить правильность выполнения, поднесите листок бумаги ко рту: листок должен отклоняться.


Игры по развитию речи для детей 5-6 лет

"Подбери словечко"

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

1.        С опорой на картинки:

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …

Летом нужна летняя одежда, а зимой …

2. Без опоры на картинки.

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Хлеб мягкий, а сухарь …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …

 

"Кто кого обгонит?"

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

"Кто кого обгонит?"

     Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

Человек и машина… (Машина обгонит человека).

"Незнайкины ошибки"

Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.

В осеннем лесу.

Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!

Игра “Незнайкины предложения”.

  У рук зябнет Зина. Клетка возилась в обезьяне. Опоздание принесли с газетой. У языка длинная змея. Изюм покупает в магазине папу. Вазелин намазал нос Зиной.

        

 

"Мама потерялась"

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".

Лошадь ищет…(жеребёнка).

Свинья ищет…(поросёнка).

Собака ищет…(щенка).

Кошка ищет…(котёнка).

Коза ищет…(козлёнка).

Овца ищет…(ягнёнка).

Лисица ищет…(лисёнка).

Зайчиха ищет…(зайчонка).

Волчица ищет…(волчонка).

Ежиха ищет…(ежонка).

Медведица ищет…(медвежонка).

Белка ищет…(бельчонка).

"День рождения Мишутки"

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости.

Пример:

Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.

      Рыба …  -  Мишутка ждёт…

Морковь …  -  Мишутка ждёт…

Грибы …  -  Мишутка ждёт…

Зерно …  -  Мишутка ждёт…

Трава …  -  Мишутка ждёт…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....