«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, средством реализации проектной деятельности «Самара- гордость моя» в ДОУ.»
проект (старшая группа) на тему
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осуществляться через комплексную образовательную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и познавательных способностей детей, через активизацию детской жизнедеятельности. Проект предполагает активное участие детей и родителей и по своей доступности и эффективности может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samara_godost_moya.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Самара вчера, сегодня и завтра: история моего города»
Тема методической разработки:
«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, средством реализации проектной деятельности «Самара- гордость моя» в ДОУ.»
Рязанцева Любовь Геннадьевна
МБДОУ №315 г. Самара
Воспитатель
Краткая аннотация проекта.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий.
Эта разработка будет осуществляться через комплексную образовательную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и познавательных способностей детей, через активизацию детской жизнедеятельности. Проект предполагает активное участие детей и родителей и по своей доступности и эффективности может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.
Актуальность.
Доступно ли чувство патриотизма дошкольникам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать положительный ответ. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе. Это и есть первое чувство патриотизма, которое рождается в познании, и формируется в процессе целенаправленного воспитания. Но как воспитать эту любовь?
Именно в дошкольном возрасте закладываются основные качества личности формируется социокультурный опыт. И именно на ДОО лежит обязанность в привитии познавательного интереса ребенку, любви к Родине и родному городу.
Ведь именно с малого, с любви к своей Малой родине начинается становление человека. Невозможно вырастить патриота без знания своей истории и культуры своей Родины.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время существует противоречие между требованиями концепции дошкольного образования к необходимости гражданско-патриотического воспитания детей и недостаточным рассмотрением этой темы в разделах общеобразовательных программ. Все занятия по патриотическому воспитанию детей в ДОО направлены на ознакомление детей с народами мира, с природой, с животными, с моральными ценностями. Но нет ни одной программы, которая бы рассматривала в полном объеме задачи по ознакомлению с историей родного города. Педагогам приходится самостоятельно находить и скомпоновать материал. Исходя из этого нами был разработан следующий проект, который направлен на формирование у детей гражданско-патриотических чувств посредством знакомства с историей родного города.
Методический паспорт проекта.
Цели для детей.
Проблема: чем славится наш город?
Цель: познакомится с историй родного города, его достопримечательностями.
Педагогические цели:
1.Создание условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольников средствами проектной деятельности через знакомство с культурой родного города.
Цели для родителей:
1.Способствовать формированию нравственной культуры дошкольников.
Задачи:
- Знакомить детей с названием города, улиц и в честь кого они были названы.
- Рассказать о природе родного края.
- Познакомить с народными промыслами родного края.
- Рассказать о достопримечательностях города, памятниках и лучших людях.
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Целевая аудитория: дети и родители.
Возрастная категория детей: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Тип проекта: долгосрочный (10 месяцев)
Предполагаемый продукт проекта.
1.Выставка творческих работ на тему «Мой любимый город Самара»;
2. Создание фотоальбома «Живописные места города Самара»;
3.Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Наш город»;
4.Электронная презентация на тему «Чем славится город Самара»;
5. Создание фотоальбома «День Победы в моей семье»;
5.Разработанные рекомендации для педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.
Основное содержание проекта.
Реализация проекта будет разбита на 3 этапа.
- Подготовительный:
- определение проблемы воспитателем совместно с детьми;
- определение воспитателем целей и задач для реализации поставленной цели;
- подбор методической литературы и создание библиотеки по
Истории родного города для данной возрастной группы;
- пополнение развивающей среды (патриотический уголок);
- составление плана работы для данной возрастной группы;
- Дети вхождение в проект;
- Родители – вызвать положительный отклик на существующую проблему.
- Практический этап:
- проведение опроса-анкетирования родителей и детей (первичный мониторинг);
- встречи за круглым столом с родителями;
- консультации в родительском уголке;
- создание творческой выставки, посвященной родному городу;
-проведение мероприятий по ознакомлению с историей родного города (экскурсии, фотовыставки, литературные викторины и т.д.).
- Заключительный этап:
- проведение заключительного мониторинга;
- презентация проекта для коллег;
- самоанализ.
Реализация проекта.
Дата | Мероприятия | Участники | Работа с родителями |
Сентябрь Тема «Моя малая родина» | 1.Беседа с детьми «Город в котором я живу» (выявление проблемы совместно с детьми) 3. Выставка рисунков «Мой любимый город Самара» 2.Сбор методической литературы по данной тематике. 3.Разработка первичной диагностики | Дети Родители | 1.Анкетирование родителей по теме «Чем интересен город Самара» 2. Круглый стол «Нравственно-патриотическое воспитание детей с раннего возраста» |
Октябрь «История возникновения города» | 1.Рассказ воспитателя об истории возникновения города Самара. 2. Посещение музеев: Самарского областного историко-краеведческого музея имени П. В. Алабина. 3.Обсуждение экскурсии. 4. Пополнение книжного уголка. 5. Выставка аппликаций на тему «Вечерний город» | Дети Родители Музыкальный руководитель | 1. Консультации «Не зная историю своего города, нельзя 2.Написание эссе, совместно с ребенком «Что я видел в музее?» |
Ноябрь «Знакомство с символикой города» |
| Дети Родители Музыкальный руководитель |
|
Декабрь «Живописные места родного края» | 1.Прослушивание песен о Самаре, о реке Волга. 2. Рассматривание иллюстраций и фотографий живописных мест г. Самара (Самарская Лука и Жигулевский заповедник) 3. Рассказ воспитателя об особенностях этих мест. 4. Экскурсия В Жигулевский заповедник. 6.Создание фотоальбома «Живописные места города Самара» | Дети Родители Музыкальный руководитель |
|
Январь «Экскурсии по городу» | 1.Экскурсия «Театр драмы». 2.Музей усадьба А. Толстого. 3.Фото выставка «Я и достопримечательности города Самара» | Проведение консультаций: “Маленькая Родина всё равно большая, ведь она единственная” | |
Февраль «Они прославили наш город» | 1.Герои советского союза О.Санфирова и В.Фадеев. Рассказ воспитателя. 2.Экскурсии к памятникам г. Самара 2.Литературная викторина «Они прославили наш город» 2. Выставка аппликаций «Памятники г. Самара» | Дети Родители | Индивидуальные консультации по данной тематике |
Март «Улица, на которой я живу» |
| Дети Родители | Беседа «Безопасность превыше всего!» |
Апрель «Труд народных умельцев» | 1.Познавательная беседа «Самара-многонациональная». 2. Беседа о важности труда всех людей. 3.Рассматривание кукол в национальных костюмах. 4.Беседа «Праздники и традиции нашего народа» 5. Выставка народно- прикладного искусства. | Дети Родители | Консультация «Самара- многонациональный город» |
Май «Боевая слава города» |
3.Разучивание песни «Самара, Самара.» 4.Создание электронной презентации «Чем интересен город Самара» 5.Заключительная диагностика | Дети Родители Музыкальный руководитель | Анкетирование “За что, я, люблю свой край и город, в котором я живу?” |
Ожидаемые результаты.
1. Имеют представления о городе, в котором они живут, испытывают чувство гордости за свой край.
2. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
3.Знают названия главных улиц города и улицы на которой они живут.
4. Имеют представления о памятниках родного города.
5. Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.
6. Знают природные живописные места родного края
7.Знают фамилии людей, прославивших наш город в годы ВОВ.
Средства диагностики.
Средства диагностики результатов реализации проекта воспитатель может разработать сам, исходя из ожидаемых результатов, путем опроса в начале деятельности и в конце. Распределить уровень знаний на высокий, средний, низкий.
Также используется метод наблюдения за детьми в процессе деятельности, нацеленный на выявление заинтересованности детей к познанию истории родного города.
Для родителей используется метод анкетирования.
Дальнейшее развитие проекта.
- Создание патриотического уголка г. Самара в ДОО.
- Продолжать нравственно-патриотическое воспитание детей, через более подробное рассмотрение всех аспектов:
- культура
-традиции
-праздники
Список используемой литературы.
- «Историческое описание г. Самары и Самарского края.» Перевощиков Н. М., Перевощиков М. М.
- Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М - Р. - Самара, 1995. - С. 61.
- «Самароведение. Учебное пособие по Самарскому краеведению» М.Д.Кабатченко.
- Малиновская Е.И. Гербарий национального парка "Самарская Лука".
- Альбом Самарская Лука: Современные легенды - Самарское книжное издательство, 2007.
- Жемчужины Жигулей. Составитель Кузменко С.Е. - Куйбышевское книжное издательство, 1980.
- «Сказки и предания Самарского края» Садовников Д.Н.
- Книга-альбом «Народный костюм Самарского края» Бородина Н.В., Ведерникова Т.И.
- «Зеленая книга» Поволжья. Охраняемые природные территории Самарской области / Сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. – Самара: Кн. изд-во, 1995.
- Архитектурная энциклопедия губернского горда Самара / Сост.И.В.Сапожникова. - Самара: Агни, 2008.
- Завальный А.Н., Рыбалко Ю.Е. Путешествие в прошлое. Самарский край глазами современников. - Самара: Кн.изд-во, 1991.
- Волга / Фотоальбом. - Самара: Агни, 2005.
- Липатова А.М. Самарских улиц имена. - Самара: Новая техника, 2003.
- Липатова А.М. Самарских улиц имена. - Самара: Самарский Дом печати, 2008.
- Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19 08/05/2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....
Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Проект "Наша Родина- Россия" и его реализация....
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
Описание опыта работы по нравственно-паттриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598978","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность...
Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольника в рамках проектной деятельности"
Проблема патриотического воспитания имеет огромное значение в развитии личности ребенка. В современном мире особенно важно знать, уважать и любить достояние русского народа, сохранять и приумножать бо...
Статья на тему "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности"
В статье рассматривается организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения. Представлен опыт работы по использованию проектной деятельности с...