«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельность "Мой город"
учебно-методический материал

Кошкарёва Наталья Владимировна

Аналитическая записка «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через реализацию проектной  деятельность Мой город

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малыш» Асбестовского муниципального округа

Свердловской области

(Детский сад «Малыш»)

Аналитические материалы по теме:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность».

Подготовила: Кошкарева Наталья Владимировна, воспитатель высшей КК

«Детство – каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В.А. Сухомлинский

В современных условиях патриотическое воспитание дошкольников приобретает особую актуальность. Сложный исторический период, в котором находится Россия, характеризуется военными действиями и антироссийской пропагандой со стороны Запада.  Обесценивание традиционных ценностей, неопределенность в оценке исторического прошлого русского народа негативно сказываются на нравственном и патриотическом развитии подрастающего поколения. И поэтому возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

В течение всей истории педагогики проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста привлекала внимание выдающихся педагогов и учёных, таких как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В современную эпоху значительный вклад в изучение данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая и другие исследователи.

В программных документах Правительства Российской Федерации, таких как Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» и другие, подчеркивается важность формирования личности с высокими моральными принципами, преданной своей Родине, глубоко укорененной в национальной культуре и несущей ответственность за судьбу страны. Такой подход рассматривается как фундамент стабильного развития общества, проходящего модернизацию, социально-экономические и политические преобразования, и способного эффективно противостоять внешним угрозам.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФОП ДО) четко указывает на необходимость активизации процесса патриотического воспитания дошкольников. Именно в раннем возрасте закладываются основы любви к Родине, формируется система ценностей и жизненных ориентиров. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание детей – это основа формирования полноценного гражданина своей страны.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально региональный компонент.

При этом акцент делается на воспитании любви к родному городу, природе, культуре малой Родины. А для достижения результата важно использовать нетрадиционные формы к воздействию на ребенка, обращая внимание на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность, которая признана одним из наиболее действенных, увлекательных и целесообразных методов обучения. Знания, полученные детьми в процессе реализации проектов, становятся неотъемлемой частью их личного опыта, способствует развитию познавательного интереса к различным областям знаний и формированию навыков сотрудничества. 

Учитывая вышеизложенное, я выбрала в качестве приоритетного направления своей педагогической деятельности тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность».

  Мною был разработан и реализован проект «Мой город –Асбест» (Приложение1). Данный проект был исследовательскими и носил долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями изучали исторические факты и современности родного города, и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. 

  Цель проекта: формирование патриотических чувств у детей в процессе их

ознакомления с родным городом.

На начальном этапе проекта были использованы следующие методы исследования: беседа, диагностические задания, анализ педагогических условий. Вопросы к беседе были разработаны в соответствии с требованиями программно-методических документов, возраста детей и содержание проекта.

Результаты диагностики, проведенной в начале реализации проекта, показали, что дети дошкольного возраста не имеют четкого представления о нравственных вопросах, не получают достаточной информации об истории своего родного города, его достопримечательностях, архитектурных особенностях зданий, а также о деятелях культуры и известных земляках. В результате диагностики показатели оказались ниже ожидаемых, и на основе этих данных были сформулированы следующие задачи:

Обучающие задачи:

- Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста

представление о малой родине, городе Асбесте;

  - Расширить знания детей об историческом прошлом и культурным обликом

родного города;

- Познакомить детей с достопримечательностями города Асбеста;

- Познакомить детей с символикой (флаг, герб, гимном) города;

- Познакомить с знаменитыми людьми родного города;

- Приобщить дошкольников к культуре и истории малой родины, через

социокультурную среду;

- Познакомить с промышленностью города.

2. Развивающие задачи:

- Развивать умение детей поддерживать беседу.

- Развивать умение детей договариваться о совместных действиях, представлять   результат деятельности;

- Расширять и обогащать словарь;

- Развивать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми;

- Вызвать у детей познавательный интерес, желание узнать новое о том, где они родились и живут;

3. Воспитательные задачи:

- Воспитывать у детей чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой, достопримечательностям;

- Воспитывать у воспитанников чувство гордости за свой город, и желание сделать его красивым и чистым;

- Воспитывать у детей чувство уважения к людям труда;

-Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;

Ожидаемые результаты:

Наличие у детей знаний об истории возникновения города Асбест, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Поставленные задачи реализовывались через все виды деятельности:

познавательную, коммуникативную, игровую, и конечно, художественное творчество. Также широко использовала педагогические средства: иллюстративные материалы, художественную литературу, музыкальные произведения и предметы народно-прикладного искусства в сочетании разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. Мною был разработан перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы.

Немаловажным условием для организации работы в данном направлении было создание развивающей предметно- пространственной среды. В начале работы над проектом совместно с родителями в группе был организован патриотический уголок «Юного асбестовца». В данном уголке содержится познавательная литература об истории города, о современном городе, книги о знаменитых земляках, фотографии современного и старинного Асбеста, символика города, Альбом достопримечательностей города Асбеста. В процессе работы над проектом уголок постоянно пополнялся и включает в себя: тематические альбомы: «Моя семья», «Народные промыслы Урала», «История моего города - Асбеста», «Государственная символика России», «Государственная символика Свердловской области»; открытки с достопримечательностями городов России, Урала, Асбеста; куклы в национальной одежде, макет Асбестовского карьера, макет русской избы, народные игрушки и инструменты.

Подготовлен видеоматериал и создан комплекс детских презентаций на электронном носителе, буклеты, разработаны дидактические игры и развивающие задания, такие как «Символы России», «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Наша Россия», «Народные художественные промыслы», «Предметы народного быта».

  В рамках проведения тематических мероприятий патриотический уголок регулярно обновляется и дополнятся материалами. Так, к Дню народного единства были изготовлены куклы в национальных костюмах, ко Дню Победы была организована выставки военной техники и символики, созданные совместными усилиями детей, родителей и педагогов.  

  Следует подчеркнуть, что воспитанники подготовительной группы проявляли активное участие в разработке и изготовлении игр и пособий. Это способствовало формированию у них интереса к истории своего народа и развитию творческих способностей.

  В своей работе также широко применяю тематические кубики Блума. Были изготовлены и используются в работе «Кубики Блума» по таким темам патриотического воспитания детей как «Семья» и «Символы России», «Мой город», которые эффективно способствуют накоплению знаний и развитию психических функций у дошкольников.

            Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимодействие с родителями. Мною было проведено анкетирование родителей с целью изучения их осведомленности о значимости патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В опросе приняли участие все родители (100%).

  Анализ результатов показал, что большинство родителей (75%) испытывают трудности в понимании как самого понятия «патриотическое воспитание», так и его важности для реализации в дошкольных учреждениях.

  На основании полученных данных был сделан вывод: необходимо повысить роль родителей в участии в образовательном процессе. Для этого были определены следующие формы работы с родителями:

  - родительские собрания на духовно-нравственные и нравственно-патриотические темы;

  - проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);

  -консультации для родителей «С чего начинается Родина?», «Детям о войне»

-совместные экскурсии по родному городу.

-помощь в пополнение уголка по патриотическому воспитанию в соответствие с требованиями ФГОС ДО (оформление стенда «Асбест вчера и сегодня». -оформление альбома к празднованию 90-летия города Асбеста).

       Обязательным условием успешной реализации задач является использование многообразных форм сотрудничества с социальными учреждениями города:

  • Асбестовский исторический музей, где детей познакомили с историей возникновения города и его достопримечательностями.
  • музей комбината «Ураласбест», где для ребят была проведена очень интересная и познавательная экскурсия - знакомство с историей градообразующего предприятия и его работой в прошлое и настоящее время, что позволило детям больше узнать о нашем прекрасном родном городе.
  • медицинский колледже, узнали, что в годы ВОВ в нашем городе был организован эвакогоспиталь, куда привозили раненых бойцов.
  • центральная детская библиотека, проведение совместных тематических занятий «Наш сказочный Урал», «Мой город — мой дом».
  • мемориал Победы, аллея на улице Мира, городской стадион.
  • совместные с родителями целевые прогулки к достопримечательностям города.
  • познавательная экскурсия в аварийно-спасательную службу МБУ «Центр спасения» АГО

Положительным результатом педагогической работы с детьми можно считать участие воспитанников и родителей в различных мероприятиях, акциях, конкурсах (Приложение2):

  • Городской творческий фестиваль, посвященный «Дню народного единства»
  • Городская молодежная акция, посвященная Дню Российского флага
  • Международный конкурс детского рисунка «Моя Россия»
  • Конкурс плакатов и рисунков, организованный Молодежной избирательной комиссией Свердловской области «С чего, начинается Родина»
  • Творческий конкурс фотографий «Люблю тебя, мой край родной»
  • Детско-юношеская патриотическая акция «Рисуем победу», посвящённой славному ратному и гражданскому подвигу поколения победителей.

 По окончанию проекта с детьми был проведён мониторинг, который показал позитивную динамику освоения программного материала. В результате мониторинга были получены следующие результаты. Детям были предложены вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном городе. 100% детей твёрдо знают название города, в котором живут. 89% детей имеют представление о названии улиц города, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они живут, детский сад, который они посещают. О достопримечательностях Асбеста и трудовых буднях жителей города, о чём свидетельствуют результаты

мониторинга: высокий уровень – 74 %, средний уровень – 16%, низкий уровень-10%, В итоге, общий уровень следующий: 83% детей имеют прочные знания о родном городе, 17%- допускают небольшие неточности.

      Анализ результативности работы проекта: анализируя проделанную работу, следует отметить, что проблема нравственно-патриотического воспитания остаётся весьма актуальной.  Это обусловлено возрастающей потребностью общества в формировании ответственных, уверенных в себе, самостоятельных личностей с ярко выраженной индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми.  

В результате проекта можно сделать вывод, что проведенные мероприятия в рамках проекта дали положительные результаты в формировании нравственно-патриотических чувств, способствовали воспитанию любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, родному городу; развитию детского любопытства в рамках совместных мероприятий, объединяющих родителей, детей и детский сад;  воспитания уважения к трудящимся; формирования бережного отношения к природе и живому миру; пробуждения интереса к русским традициям и ремеслам; воспитания чувства ответственности и гордости за достижения Отечества; расширения знаний о России, ее столице; ознакомления детей с государственными символами (герб, флаг, гимн) через все виды детской деятельности. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего города.

Опыт моей работы позволил сделать вывод, что тесное взаимодействие педагогов, детей и родителей способствует формированию гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему, опираясь на изучение традиций, литературы и культурного наследия.

Всё это создаёт преемственность и успешную адаптацию при переходе из детского сада в школу. Таким образом, свою деятельность по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности» считаю эффективной и развивающей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию в средней группе. Тема: "Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом"

Цель: Создать условия по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом...

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города».

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого:...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Статья на тему "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности"

В статье рассматривается организация работы по нравственно - патриотическому  воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения. Представлен опыт работы по использованию проектной деятельности с...