«Формирование экологической воспитанности детей 4-5 лет посредством детской литературы»
материал (средняя группа) на тему

Дюргус Елена Сергеевна

Эссе на тему «Формирование экологической воспитанности детей 4-5 лет посредством детской литературы»

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек может и не заметить. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskoy_vospitannosti_doshkolnikov.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе: «Формирование экологической воспитанности детей 4-5 лет посредством детской литературы»

 В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек может и не заметить. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач прописана задача формирования у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, а как о части природы, зависящей от неё. Одним из важных средств решения данной задачи является художественная литература.

Из разнообразия художественной литературы, заполонившей книжные полки современных магазинов, нужно выбрать те книги, которые не только помогают накапливать информацию, не просто дают знания, но активно развивают у дошкольников самостоятельное мышление. В книгах о живой природе дети слышат живой голос рассказчика, чувствуют его отношение к миру. Произведения детской литературы помогают воспитывать любовь к природе, родному краю, формируют мировосприятие ребенка, обогащая детей конкретными биологическими знаниями, показывает многосторонние связи, учит делать выводы.

Мню, с целью повышения уровня экологической воспитанности средних дошкольников были отобраны произведения детской литературы. Произведения читаются, рассказываются, обыгрываются и заучиваются каждый день.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению применяется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, театральной деятельности, литературы, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей то есть,  экологизацию различных видов деятельности ребенка. Проводятся циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года).

Знакомство с литературными произведениями, отобранными для формирования экологической воспитанности дошкольников, проводятся по плану:

  1.  Введение в тему (использование загадок, иллюстраций, вопросов, игр).
  2. Чтение или рассказывание произведения.
  3. Обсуждение прочитанного, разбор незнакомых слов.
  4. Пересказ или заучивание.
  5. Обыгрывание произведения (рассказ по ролям, инсценировка при помощи разных видов театра, сюжетно-ролевая игра).
  6. Зарисовка, лепка, или аппликация.
  7. Выставка работ детей.

Нужно отметить, что планирование составлялось с учетом методических рекомендаций А.А. Лопатиной, Л.С. Римошевской, а так же произведений писателей-натуралистов.

Таблица 1

Планирование по экологическому воспитанию дошкольников средней группы средствами детской литературы

Месяц

Произведения детской литературы

Октябрь

Ю.Тувим «Овощи», Я.Тайц «Послушный дождик», Э.Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок», А.Амосов «Андрюха», И. Бунин «Лес точно терем расписной», Н.Некрасов «Славная осень», А.Марков «Осень», Л.Толстой «Косточка», «Мужик и огурцы», Д.Тихомирова «Два колоска», М. Пришвина «Золотой луг», В. Бианки «Кто чем поёт?», «Лесные домишки», «Сова», «Чей нос лучше?»,  «Хвосты», «Чьи это ноги», «Лес и мышонок», Ирина Токмакова «Разговор старой ивы с дождем», К.Г. Паустовский «Дружище Тобик», пословицы пор осень, загадки про деревья.

Ноябрь

Б.Житков «Что я видел», П. Онесирева «Как животных цвет защищает», С. Воронина «Моя берёза», Л. Квитко «Ветер веет, веет, веет»,  загадки про диких животных, К.Г. Паустовский «Барсучий нос», Б.С. Житков «Как слон спас хозяина от тигра», Г. Снигерев «Белек», «Про оленей», К. Чуковский «Доктор Айболит», «Про пингвинов», сказка «Заяц-хвастун», «Лисичка со скалочкой», Н.И. Сладков «Какой заяц длины», Е.И. Чарушин «Волчишко», «Медведь-рыбак», В. Берестов. «Мишка, лежебока», А. Барто «Кто как кричит», сказка «Козлята и волк», «У страха глаза велики», С. Козлов «Доверчивый Ежик».

Декабрь

О. Иваненко «Спокойной ночи», «Сосулька», Н. Павлова «Зимняя пирушка», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», загадки про домашних животных,  М.М. Пришвин «Снежная пороша», сказка «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», А. Пушкин «Зимний вечер», И. Суриков «Зима», С.Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками...», О. Высотская «На нашем дворе», «Снежный кролик», М. Яснов «Громкое утро»,  В. Берестов «Коровушка», М. Яснов «Телёнок», сказка «Жили-были баран да овца...»,  К.Д. Ушинский «Ветер и Солнце», В. Бианки «Кошкин питомец», И. Акумушкина «Это всё кошки».

Январь

С. Есенин «Белая берёза», О. Высотская «Пришла зима с морозами...», B. Берестов «Воробушки», «Сова и синица»,  И.С. Никитин «Жгуч мороз трескучий...», М. Дружинина «Десять птичек – стайка», сказка «Госпожа Метелица», загадки про птиц, B. Лунин «Цап-Царап и Чик-Чирик», Н. Сладков «Ласточка, ласточка», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», А. Блок «Ворона», К.Д. Ушинский «Петушок с семьёй», «Чужое яичко», П. Синявский «В гости к индюку», М. Зощенко «Умная птичка», И. Мазнин «Про сову», А. Барто «Нет синиц: не прилетели!»,  А. Прокофьев «Снегири», М. Пришвин «Ребята и утята».

Февраль

С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц…», З. Александрова «В грибном царстве», Я. Тайц «По грибы», В.Сутеев «Под грибом», П. Потемкин «Мухомор», Л.Толстой «Девочка и грибы», «Черемуха», «Яблони», B. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», B. Орлов «Почему медведь спит зимой?», В.Д. Берестов «Мать и мачеха», П.А. Синявский «Сказка про лекарственные растения», А. Леон «Веточка багульника», М.В. Дробкова «Сказка об эдельвейсах», М. Скуратов «Облепиха», М. Скребцова «Медуница и шмель», «Приключение Маленькой Капельки Воды», «Сердце матери», А. Лопатина, М. Скребцова «Кто вырастил ягодку», «Чудесный подарок».

Март

Л. Куклина «Какого цвета луг», Н. Павлова «Под кустом», Н. Сладков «Птенцы-хитрецы», загадки про времена года, С. Маршак «Календарь природы» (Времена года), З. Александрова «Капель», А.Н. Плещеев «Весна» Н. Сладков
«Птицы весну принесли», А.А. Фет «Бабочка», М. Дружинина «Здравствуй, милая пчела!..», Г.Х. Андерсен «Подснежник», Ф.И. Тютчев «Зима не даром злится», А. Лопатина, М. Скребцова «Сказка о солнечном зайчике», «Доброе облако», «Знакомство с солнечным лучом», «Разве можно разделить свет на части», «Почему улетели дождевые капельки», «Цветок кактуса»,
 «Кому нужна водичка», Э. Шим «Жук на ниточке», Н. Рыжова «Лесные правила».

Нужно сказать, что во время работы над произведениями детской литературы в глазах детей видно сочувствие, сопереживание либо радость, восторг, неподдельный интерес. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?», это говорит о формировании эмпатийности – важной составляющей экологического сознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс развивающих мероприятий по формированию экологических представлений детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Цель данного комплекса - создать все необходимые условия для экологического образования наших воспитанников....

Консультация для родителей : "Формирования временных представлений детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы"

При формировании у детей дошкольного возраста временных представлений возникают определенные сложности: детям трудно воспринимать отдельные части суток, ориентироваться во времени, они могут опаздыват...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Воспитание любви к своей Родине и уважению к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного "мы любим нашу страну", а с знаний, с отношения, котрое формирует...

Педагогический опыт работы по теме: Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.

С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показ...

«Формирование основ экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».

laquo;Формирование основ экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»....

Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп о формировании финансовой грамотности детей...