Проект "Путешествие по сказкам"
проект (старшая группа) на тему

Цель проекта сформировать такие нравственные качества, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость; умение отличать авторские сказки от народных, знать авторов сказок, уметь правильно оценивать поступки героев и делать выводы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Путешествие по сказкам»

АКТУАЛЬНОСТЬ состоит в том, что дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех  возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

        Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитания в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учиться думать анализировать, развиваться творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

        В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям.

        Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего его эстетического слагаемого. Она базируется на народно - этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно- педагогическим потенциалом.

        Все сказки мира авторские и народные, всегда содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально – педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий ее имеет возможность, опираясь на реально – бытийные моменты сказки, психологически принять ее «небытийную», ирреальную сторону. Она создает богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному, ирреальному плану. При этом социализируется вся сенсорная система слушателя: зрение, слух, осязание, обоняние, пространственные моторные механизмы.

        Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

 УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей разновозрастной группы, воспитатели, родители.

 СРОК ПРОЕКТА: средней продолжительности- 2 месяц (февраль, март).

 ЦЕЛЬ: Воспитание нравственных качеств на основе сказок, воспитание любви и интереса к сказке, умение отличать народные сказки от авторских; дать представление о том, что и в авторские сказках, присутствуют признаки народной волшебной сказки.

 ЗАДАЧИ:

 Познавательные:

 1. Знакомство с русскими народными и авторскими сказками.

 2. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

3. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

4. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

5. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.

6. Развитие мышления и воображения.

 Речевые:

 1. Словарная работа:

1. Этимология слов

2.Помогать детям активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять в речи слова – все части речи.

 2. Поощрять попытки высказывать разные точки зрения в ответах на поставленный вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.

 3. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

 Воспитательные:

1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

5. Формировать положительное отношение к соблюдению и отрицательное отношение к нарушению нравственных норм.

6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Предполагаемые результаты:  сформировать такие нравственные качеств как, коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость; умение отличать авторские сказки от народных, знать авторов сказок, уметь правильно оценивать поступки героев и делать выводы.

План работы по проекту «Путешествие по сказкам»

Дата

Цель и форма работы с детьми

Работа с родителями

06.02.13г.

Беседа: «Ох уж эти сказки» (вопросы беседы представлены в приложении).

Цель: дать представление о том, что сказки бывают авторскими и народными, выяснить, в чем сходство этих сказок; вспомнить уже известные сказки.

Тест: «Что больше нравится». Предложить детям выбрать предметы на выбор: книги, диски с мультфильмами, настольные игры, бумаги и карандаши, игрушки.

Цель: выявить интересы ребенка.

Представить вниманию родителей проект.

08.02.13г.

Чтение уже известной сказки: «Заяц Хваста». Обсуждение прочитанного.

Цель: закрепить текст уже знакомой сказки; обсудить поступки героев; выделить мораль сказки. Воспитывать желание детей подражать герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности.

Анкетирование родителей (анкета представлена в приложении).

14.02.13г.

Чтение авторской сказки: «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Обсуждение прочитанного.

Цель: познакомить с новой сказкой; подвести к пониманию того, что смысл двух прочитанных сказок одинаков. Закрепить с детьми ФИО автора.

15.02.13г.

Беседа: «Найди сходство и отличия». По прочитанным сказкам.

Цель: Развивать речь детей, умение оценивать поступки героев, умение отличать авторскую сказку от сказки народной.

Предложить детям иллюстрации для раскрашивания по прочитанным произведениям (представлены в приложении).

Консультация для родителей

«Сказки детям, воспитывающее значение сказок»      

( представлена в приложении).

19.02.13г.

Чтение уже известной народной  сказки: «Морозко». Обсуждение прочитанного.

Цель: вспомнить содержание сказки, обсудить поступки героев; выделить мораль сказки. Развивать понимание у детей нравственных категорий и качества личности, такие как добро - зло, приветливость - грубость, жадность - бескорыстие, трудолюбие - лень.

21.02.13г.

Чтение авторской сказки  В. Одоевского «Мороз Иванович».

Цель: Познакомить детей с авторской сказкой схожей по содержанию с уже знакомой сказкой «Морозко».

Беседа о прочитанном.

Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов произведения, обсудить поступки героев; выделить мораль сказки. Развивать понимание детей нравственных категорий и качества личности, такие как  добро -  зло, приветливость - грубость, жадность - бескорыстие, трудолюбие -  лень. Сравнить две прочитанные сказки по содержанию.

Памятка для родителей «Как читать сказки детям» (представлена в приложении).

25.02.13г.

Беседа: «Найди сходство и отличия». По прочитанным сказкам.

Цель: Развивать речь детей, умение оценивать поступки героев, умение отличать авторскую сказку от сказки народной.

26.02.13г.

Чтение народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Обсуждение с детьми прочитанного.

Цель:вспомнить содержание уже знакомой сказки, обсудить поступки героев; выделить мораль сказки.Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, ответственность.Дать представление о том, что в сказке добро всегда побеждает зло.

28.02.13г.

Чтение авторской сказки братьев Гримм «Гензель и Гретель». Обсуждение после прочитанного.

Цель: Познакомить детей с авторской сказкой схожей по содержанию с уже знакомой народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Продолжать учить находить сходство и различия в Схожих по содержанию сказках. Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, ответственность.

Консультация для родителей «Воспитательное значение сказок»

(представлена в приложении).

04.03.13г.

Беседа: «Найди сходство и отличия». По прочитанным сказкам.

Цель: Развивать речь детей, умение оценивать поступки героев, умение отличать авторскую сказку от сказки народной.

06.03.13г.

 Чтение народной сказки «Жадная старуха». Обсуждение прочитанного.

Цель: Дать понять, что нужно довольствоваться тем, что есть (не желать слишком многого).

12.03.13г.

Чтение авторской сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Обсуждение прочитанного.

Цель: Дать понять, что нужно довольствоваться тем, что есть (не желать слишком многого).

Предложить родителям составить небольшие сказки с детьми и сделать иллюстрации к этим сказкам.

14.03.13г.

Беседа: «Найди сходство и отличия». По прочитанным сказкам.

Цель: Развивать речь детей, умение оценивать поступки героев, умение отличать авторскую сказку от сказки народной.

Повторное анкетирование родителей (анкета представлена в приложении).

19.03.13г.

Чтение придуманных сказок. Обсуждение сказок, поступков героев сказок.

21.03.13г.

Повторный тест: «Что больше нравится». Предложить детям выбрать предметы на выбор: книги, диски с мультфильмами, настольные игры, бумаги и карандаши, игрушки.

Цель: выявить интересы ребенка, выяснить, почему выбирает тот или иной предмет для деятельности.

26.03.13г.

Викторина загадок по прочитанным сказкам. Предложить детям на выбор иллюстрации из прочитанных сказок для раскрашивания.

Цель: закрепить с детьми фамилии авторов сказок, названия сказок; развитие умения по строкам из сказок называть название сказки.

Представить вниманию родителей выставку детского творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...