Реализация инегративного подхода в решении образовательных задач по образовательной области художественно - эстетическое развитие
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Барабохина Юлия Владимировна

Призинтация используется для воспитателей по художественному - эстетическому развитию по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integr.obr_.obl_.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

        С введением   Федеральных  государственных образовательных  стандартов  к ООП ДО, особое внимание уделяется принципу интеграции образовательных областей.

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

2 слайд

        ИНТЕГРАЦИЯ - процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность: объединение, соединение, восстановление единства.

ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ - это соединение по принципу семиотической противоположности в пределах учебного предмета (внутрипредметная интеграция) или целостного образовательного пространства (межпредметная интеграция), нескольких знаковых областей и осуществление между ними условно-адекватных переводов.

Процесс интеграции (от лат. integratio - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция образовательных областей - это форма организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которой лежит основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными  образовательными стандартам  (ФГОС).

3 слайд

        Известно, что нет проблемы детей, есть проблемы взрослых. И данное положение имеет самое прямое отношение к современному обучению дошкольников изображать, т. е. рисовать, лепить, правильно заниматься аппликацией. Мы часто с вами недооцениваем роль рисования в дошкольном периоде. Нам кажется, что дети не так изображают окружающий мир, что эти забавы, эти «каляки-маляки» сами по себе не несут развивающего эффекта для ребенка. Такой подход к детскому изображению далек от истины. Научить изображать, т. е. первоначально любить что-либо изображать - это значит сделать универсальное полезное дело для своего малыша. Развиваются руки, ребенок учится активно показывать в своих первых детских работах свое отношение к предметам и явлениям. А как точно, во всем многообразии красок он познает окружающий мир. Наконец, рисунок отражает детское настроение. По подбору красок психологи судят о душевном равновесии дошкольника.

4 слайд

        Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно - творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс детского сада занятия изобразительным искусством. Каждый ребёнок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.

5 слайд

        В. Н.Шацкая подчёркивала «Мы детское художественное творчество рассматриваем в условиях общего - эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей ».

Эффективность реализации Программы в области «Художественное - эстетическое развитие» многом зависит от умения педагогов в работе с детьми использовать современные подходы к организации образовательной деятельности.

6 слайд

        В результате многочисленных исследований учёные установили, что любое предметное содержание, обогащённое интегративными связями, обладает большим развивающим потенциалом, чем каждый компонент содержания образования в отдельности.

При реализации образовательной области «Художественное - эстетическое развитие»  необходимость в интеграции вызвана:

— потребностью в обеспечении высокого уровня общего развития и воспитания детей и формирования у них целостных представлений об окружающем мире;

— отказом современной педагогики от предметно-значиемого подхода и переходом на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком;

— переходом на решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей.

7 слайд

        Интегрированный подход может быть как внутривидовым и осуществляться между видами продуктивной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией и художественным трудом, так и межвидовым и обеспечивать интеграцию образовательных областей.

В группе младшего возраста рекомендуется использовать межвидовую интеграцию.

При разработки занятий  учитывать:

1. наличие двух и более компонентов в структуре образовательной деятельности;

2. выделение «интегративного ядра», представляющего собой такое содержание, которое является общим для всех компонентов, входящих в образовательную деятельность;

3 обеспечение единства рационального и эмоционального;

4 .проявление естественных, жизненных связей между компонентами содержания (лучше, если эти связи наглядно представлены);

5. наличие способа интеграции;

6 обеспечение интегрированного содержания.

8 слайд

        При реализации образовательной области «Художественное - эстетическое развитие»  педагоги могут использовать различные виды интегрированной образовательной деятельности, в том числе интегрированные циклы и интегрированные (тематические) дни, чередуя их с традиционными формами работы с детьми, и стремиться к тому, чтобы сформировать у детей те интегративные качества, которые они должны приобрести в результате освоения Программы. Важно воспитать целенаправленного, любознательного и активного ребёнка, который способен:

— принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

— планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

— предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке;

— слушать взрослого и выполнять его инструкции.

9 слайд

        При подборе содержания для продуктивной деятельности рекомендуется придерживаться следующими принципами:

—- возрастом и интересами детей;

— потребностью детей в созидании и их желанием получить продукт для личного использования, с которым можно играть, или подарить кому либо.

— тематикой других образовательных областей («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» и др.) ;

—- интересными событиями, которые происходят в группе, детском саду.

Таким образом, становится очевидным, что для развития продуктивной деятельности детей у педагогов существует множество возможностей. Но общим требованием является решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.

Наиболее эффективно поставленные задачи решаются в случае интегративного подхода к организации образовательного процесса.

10 слайд

        Интегративный подход осуществляю следующим образом:

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни.

Поэтому образовательная область «Познавательное развитие» легко интегрируется с художественным - эстетическим развитием.

Вначале, это непосредственное знакомство со свойствами материалов, познание связи действий с полученным результатом.

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.

Например: Знакомлю детей с новыми игрушками в группе например с матрёшкой, рассказываю о свойствах материала из которого изготовлена игрушка, затем раздаю детям силуэтное изображение на котором обозначено лицо, руки и предлагаю украсить сарафан матрёшки узорами (точками, линиями) и т. д.

11 слайд

        Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие». Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка) обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

Занятие, начатое с загадки, вызывает интерес в сознании детей даёт яркий образ предмета. Также для оживления в памяти детей ранее воспринятых образов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ с натуры или приемов изображения

        На занятиях по рисованию, развивается речь детей: усвоение названий форм (круг, овал, квадрат треугольник и т. д., цветов и пространственных обозначений (верх - низ,, выше - ниже, шире - уже) –что способствует обогащению словаря.

Высказывания во время наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, положительно влияют на формирование связной речи.  

Например: перед изготовлением ёлки из фетра я читаю детям стихотворение Константина Феофанова "Нарядили ёлку в праздничное платье.." Я активно включаю детей в объяснение задания, последовательности его выполнения.

12 слайд

        Интеграция с образовательной областью «Физическое развитие».

В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, необходимо применить усилия,

осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, рисовать предмет той или иной формы, а также овладеть навыками обращения с карандашом кистью, и пластилином. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

        Все виды занятий по изобразительной деятельности при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.

Большое значение для рисования имеет зрение. В этой работе особенно важна работа зрительного аппарата. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений.

Занятия рисованием, лепкой, способствует развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой.

13 слайд

        Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция областей незаменима на протяжении всего процесса обучения дошкольников. Интегрируя в обучении одну или несколько областей в другую, способствую лучшему усвоению знаний, умений и навыков дошкольников в различных областях. Повторение одного и того же материала посредством итерации его в различной непосредственной образовательной деятельности, ведет к его лучшему запоминанию. Ребенок учится применять одни и те же навыки и знания в различных областях повседневной жизни.

14 слайд

        Для вас выступала воспитатель старшей группы Барабохина Юлия Владимировна. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»

Актуальность  Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государстве...

конспект нетрадиционной образовательной деятельности по рисованию. Область: Художественно – эстетическое развитие. Тема «На далёкой, удивительной планете…»

Цель: Совершенствование техники рисования  используя  различные материалы;систематизация приёмов создания фантазийных образов;развитие воображения любознательности;воспитание у детей в...

Методическая разработка на тему: «Решение задач образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» средствами ИКТ на музыкальных занятиях».

Мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, видеофильмы, интерактивные игры  оказывающие неоценимую помощь в художественно – эстетическом развитии детей.   А ведь именно ху...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Конспект НОД по решению задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»«ЛУКОШКО С ЯГОДАМИ И ГРИБАМИ»

Конспект НОД по решению задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»...