Развитие творческого воображения у дошкольников средствами сказкотерапии
методическая разработка на тему
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по программе курсов повышения квалификации
«Становление профессиональной деятельности воспитателя ДОУ»
«Развитие творческого воображения у дошкольников средствами сказкотерапии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya.docx | 39.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по программе курсов повышения квалификации
«Становление профессиональной деятельности воспитателя ДОУ»
«Развитие творческого воображения у дошкольников средствами сказкотерапии»
Слушателя курсов
Ворониной О.А.,
воспитателя МАДОУ ЦРР № 377
_________________________________________ (подпись, дата) |
Самара 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Актуальность работы
Анализ результатов деятельности ДОУ показал, что, несмотря на признание большинства педагогов и психологов значимости данной проблемы, существующий уровень организации работы по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста является недопустимым. А разнообразие эмоций и чувств, переживаемых дошкольником (интеллектуальных, моральных, эстетических) в процессе освоения социального опыта под руководством воспитателя, должны обеспечить формирование общей гуманистической направленности поведения.
Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно направленного эмоционального детского опыта – доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству, обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности, выражают ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностях своей семьи и детского сообщества.
Одним из новых методов современной практической психологии является метод сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём.
Сказкотерапия – это процесс объективизации проблемных ситуаций, это процесс активизации ресурсов, потенциал личности.
Сказкотерапия – это процесс улучшения внутренней природы мира вокруг. Это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой может проявиться нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат Тайны…
Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активности, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Это перенос сказочных смыслов в реальность.
Наблюдая за детьми, я стала замечать, что в определенном месте сказки у ребенка как-то по-другому блестят глаза, темп дыхания становится быстрее, розовеют щеки. Определенные сказочные события оказываются для него значимыми и волнительными.
Цель работы: разработать конспект игрового занятия с использованием сказкотерапии, направленную на повышающая эффективность развития творческой активности
Задачи:
1. Конкретизировать сущность процесса развития творческого воображения у дошкольников.
2. Отобрать средства и содержание работы воспитателя ДОУ по развитию творческого воображения у дошкольников.
- Проблема развития творческого воображения в научно-методической литературе
Творческое воображение – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческого воображения вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно - технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкости мышления, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что воображение человека следует признать одной из самых существенных частей его интеллекта и задачу его развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно – на рубеже XIX–XX веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С. Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, А. Л. Мищенко, Т. Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, даются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. Особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин), разработке принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Б. М. Теплов, Д. Б. Богоявленский, В. А. Крутецкий, А. В. Петровский).
Творческий потенциал является одним из компонентов общей структуры личности. Развитие его способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др., основой воображения являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.
Многие психологи отмечают, что благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Материальная и духовная культура, созданная человечеством к настоящему времени, является продуктом развития его воображения. Именно воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.
В жизни младшего школьника воображение играет большую роль, чем в жизни взрослого человека. Ребенок в своем воображении может создавать разнообразнейшие ситуации, при этом чаще допускает нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения является важнейшим способом познания окружающего мира, психологической предпосылкой развития способности к творчеству. При помощи воображения ребенок стремится выйти за пределы личного практического опыта и освоить нормативы социального пространства. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.
Анализируя возрастные особенности развития воображения младших школьников, многие исследователи приходят к выводу, что воображение претерпевает генезис подобно тому, который проходят интеллектуальные операции: сначала оно статично, ограничивается внутренним воспроизведением состояний, доступных восприятию; по мере развития ребенка воображение становится более гибким и подвижным. Способным к предвосхищению последовательных моментов возможного преобразования одного состояния в другое.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 377 г. о. Самара
План открытого игрового занятия
«Развитие творческого воображения у дошкольников средствами сказкотерапии»
Подготовила: воспитатель Воронина О.А.
Самара, 2015
ПЛАН ОТКРЫТОГО ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ
«Развитие творческого воображения у дошкольников средствами сказкотерапии»
Группа: старшая
Тема: «Волшебная страна чувств»
Цель игрового занятия: Развить у детей творческое мышление и воображение, т. е. обучить находить оригинальные, свободные от стереотипов решения различных задач, достигать результата с радостью.
Задачи игрового занятия:
1)закрепление знаний об эмоциях;
2) развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;
3) развитие интереса к самому себе;
4) повышение самооценки.
Формы работы:
Приветствие.
Педагог: - Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа…
Вхождение в Волшебную страну.
Педагог: «В Волшебной стране есть цветок, его подарила одна добрая и мудрая Фея. Если к нему подходит добрый человек, цветок начинает светиться и передаёт часть волшебной силы тому, кто протянет к нему руки.
Если подойти к этому цветку и протянуть над ним руки, можно превратиться в кого угодно. В того, кого пожелаешь.
Сейчас мы тихонечко подойдём к Волшебному цветку, встанем вокруг него так, чтобы не мешать, друг другу, и сможем превратиться в того, кого вы задумали».
Перевоплощение детей в сказочных героев.
Встречает их Хозяйка Волшебной страны:
- В кого вы превратились? Почему?
- Вы хотите попасть на Волшебную поляну сказок?
- Для того чтобы попасть туда, необходимо решить сказочную задачу:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И была у него царевна - красавица. Всем хороша, да вот беда - ни разу в своей жизни она не улыбнулась и не рассмеялась. И артистов царь приглашал, и фокусников заморских – ничего не помогало».
- Как вы думаете, почему не смеялась царевна?
- Что можно сделать, чтобы наша царевна рассмеялась?
Мы в сказочной стране, а в ней возможно всё.
Волшебная поляна сказок.
Педагог: «Вот мы с вами очутились на Волшебной поляне сказок. Здесь живёт много сказочных существ.
- Это заяц. Какой он? (Маленький, трусливый, белый, ласковый и т. д)
- Лиса. Какая она? (Злая, коварная, хитрая, рыжая и т. д)
- Волк. Какой он? (Глупый, серый, пушистый, голодный и т. д)
Один ребёнок изображает данного животного, а другие отвечают на вопросы.
Педагог: «На Волшебной поляне, там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница посадила Волшебные цветы».
(Дети садятся на корточки) .
- Шло время. И вот появились небольшие бутоны (дети складывают руки над головой, изображая бутоны). Их согревало солнышко, а Добрая Волшебница поливала цветы живой водой. И в один прекрасный день они распустились.
(Дети встают на ноги, раскрывают руки.)
Педагог: «Все обитатели Волшебной поляны приходили посмотреть на них. В них было столько добра и красоты, что они могли дарить радость любому, кто смотрел на них.
- А сейчас те, до кого я дотронусь волшебной палочкой из Волшебных цветов, превратятся в наших дорогих, любимых детей.
Дети сидят на ковре.
Педагог: «Где-то далеко, а может быть, совсем близко, есть удивительная страна. Правит этой страной король. У него есть множество слуг и придворных. А так как у нас страна не обыкновенная, а сказочная, то и слуги у него необыкновенные. Этих слуг мы называем-чувства.
Какие чувства - слуги были у короля? (Радость, Грусть, Злость, Страх, Обида) .
Давайте поближе познакомимся со слугой короля по имени Радость. Кто хочет показать нам слугу по имени Радость? »
Выход ребёнка (включить музыку) .
Педагог.
- Что любит есть?
- Чем любит заниматься?
«Что происходит с королём, когда к нему приходит радость? (Танцует, хлопает в ладоши)
Мы с вами знаем, что король есть у каждого из нас в душе.
Представьте, что к нему пришёл слуга по имени Радость.
- Какие звуки он приносит с собой?
- Какие запахи?
- Часто ли к вам приходит радость?
Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним слугой короля по имени Злость.
- Как вы думаете, король зовёт слугу по имени Злость или приходит сама?
- Какие звуки приносит с собой?
- Какие запахи?
- Покажите, что происходит с королём, когда к нему приходит слуга по имени Злость? (Включить музыку) .
- Часто ли к вам в гости приходит Злость?
А как вы думаете, какое самое главное чувство живёт в человеке? Конечно, Любовь!
Давайте приложим руки к сердцу, ведь именно там живёт Любовь.
Чувствуете тепло от своих сердец? Это значит, что любви в ваших сердцах много.
Давайте подарим свою любовь тем, кто находится рядом с нами, а как это сделать - подскажет вам сердце.
Путешествие по стране Чувств продолжается.
Педагог: «Сейчас я вам расскажу ещё одну сказку.
В одной сказочной стране, похожей на ту, в которой мы были, живут разные чувства: Радость, Страх, Веселье, Обида.
Они живут в маленьких цветных домиках, причём каждое чувство живёт в домике определённого цвета. Кто-то живёт в красном домике, кто-то в синем, кто-то в чёрном, кто-то в коричневом.
Каждый день, как только встаёт солнышко, жители Волшебной страны занимаются своими делами.
Но вот однажды случилась беда: на страну налетел ураган. Жители успели спрятаться, а домики спасти не удалось. Ураган закончился, жители вышли из укрытий и увидели, что домики разрушены.
Но слезами горю не поможешь, и стали они восстанавливать свои дома. Дома восстановили, а всю краску унёс ветер.
У вас у каждого есть карандаши, помогите, пожалуйста, жителям раскрасить домики.
Сказочная страна, где жители не умеют разговаривать.
Педагог: «Вы знаете ребята, что эти жители не умеют разговаривать, а общаются друг с другом танцуя.
Представьте себе, как они здороваются. Покажите, как это происходит.
А теперь превращаемся в жителей этой сказочной танцевальной страны и начинаем танцевать.
- Сейчас мы танцуем, потому что очень весело. Мы веселимся.
- А сейчас танцуем так, как будто грустим.
- А сейчас мы на что-то сильно рассердились и танцуем так, как будто очень сердитые. Мы злимся, топаем ногами и машем руками
- Танцуем, как солнечные лучики на лесной полянке.
Понравилось вам в сказочной стране?
А сейчас пора возвращаться домой.
Заключение
Сказкотерапия— это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между частниками воспитательного процесса.
Сказкотерапия- это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Это развитие восприятия, речи, воображения, образного мышления, крупной и мелкой моторики.
Сказка для ребенка — это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито в жизни. Это позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Список использованных источников
- «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Вестник образования. Март 2010. Стр 14.
- Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду (Текст) / Е. А. Антипина. – М., 2003.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991
- Демьянченко О.М. Воображение дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1990. № 5.
- Микляева Н. В. Сказкотерапия в ДОУ и семье. М., 2010.
- Зимина, И. Театр и театрализованные игры в детском саду / И. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2005. -№ 4.
- Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. –М. : Сфера, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования
Развитие творческого воображениядошкольников средствами нетрадиционных техник рисования Исходя из актуальности рассматриваемого вопроса нами была выбрана тема кружковой работы: «Развитие творческого в...
Развитие творческих способностей дошкольников средствами сказкотерапии
Сказка - естественная составляющая повседневной жизни детей. Ребенок, находится в сказке,взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищит пути решения проблем, которые встают перед н...
«Развитие творческого воображения ребенка средствами театрализованной деятельности»
Игра – естественный для ребенка вид деятельности, мотив ее лежит в самой ее сущности. В игре перерабатываются полученные из окружающего мира впечатления, знания. Ярко проявляются особенности мышления ...
Консультация "Методика работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник изображения"
Проведя анализ опыта работы МДОУ «Детский сад №44» г.о. Саранск, мы выяснили, что в работе по обучению детей навыкам изобразительной деятельности используются нетрадиционные техники изображения, такие...
Развитие творческого воображения ребенка средствами театрализованной деятельности
Игра – естественный для ребенка вид деятельности, мотив ее лежит в самой ее сущности. В игре перерабатываются полученные из окружающего мира впечатления, знания. Ярко проявляются особенности мышления ...
Развитие творческого воображения дошкольников средствами лингводидактической игры
Актуален вопрос о формировании творческого воображения именно для детей детского сада как первой ступени образования. В возрасте 4-5 лет у дошкольника преобладает тво...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя Кузнецовой Альбины Петровны на межаттестационный период 2012-2017гг. Тема самообразования: «Развитие творческого воображения детей средствами артпедагогики»
Тема самообразования: «Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами артпедагогики» Цель:- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразите...