Образовательная область "Познавательное развитие". НОД "Яблочное путешествие".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Беспалова Мария Александровна

Задачи.

Расширять и углублять представления о предметах окружающего мира, о способах действий с ними, об их роли в жизни человека; учить разным способам обследования предметов с помощью зрительного, тактильно-двигательного, вкусового, обонятельного восприятия; учить анализировать предметы, выявлять их существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи; формировать интерес к исследовательской деятельности, любознательность, познавательную активность; развивать внимание, память, воображение, мышление и речь; обогащать и активизировать словарь (яблоневый - сад, цвет, плод, лист, аромат; яблочная завязь; яблочный - сок, кисель, компот, мармелад, пирог, джем, запах; яблочное - пюре, варенье, повидло; снаружи, внутри, мякоть, сердцевина, кожура, плодоножка).

Материал.

Муляжи овощей и фруктов; силуэтные и контурные изображения яблок. Натуральные яблоки разного цвета и размера (по числу детей); сушеные яблоки и сухофрукты; яблочное варенье, повидло, мармелад, детское яблочное пюре, яблочный сок (в небольших одноразовых емкостях на каждого ребенка); на подносе, на шпажках кусочки разных знакомых детям фруктов и овощей (яблоко, банан, огурец, морковь, груша и др.) для определения их на вкус; в небольших одноразовых емкостях кусочки разных знакомых детям фруктов и овощей (мандарин, банан, лук, чеснок, огурец, яблоко и др.) для определения их по запаху; иллюстрации (цветущий яблоневый сад, яблони с плодами, уборка урожая в яблоневом саду, работа садовника в саду, завод по переработке овощей и фруктов).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yablochnoe_puteshestvie.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Яблочное путешествие

Задачи.

Расширять и углублять представления о предметах окружающего мира, о способах действий с ними, об их роли в жизни человека; учить разным способам обследования предметов с помощью зрительного, тактильно-двигательного, вкусового, обонятельного восприятия; учить анализировать предметы, выявлять их существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи; формировать интерес к исследовательской деятельности, любознательность, познавательную активность; развивать внимание, память, воображение, мышление и речь; обогащать и активизировать словарь (яблоневый - сад, цвет, плод, лист, аромат; яблочная завязь; яблочный - сок, кисель, компот, мармелад, пирог, джем, запах; яблочное - пюре, варенье, повидло; снаружи, внутри, мякоть, сердцевина, кожура, плодоножка).

Материал. 

Муляжи овощей и фруктов; силуэтные и контурные изображения яблок. Натуральные яблоки разного цвета и размера (по числу детей); сушеные яблоки и сухофрукты; яблочное варенье, повидло, мармелад, детское яблочное пюре, яблочный сок (в небольших одноразовых емкостях на каждого ребенка); на подносе, на шпажках кусочки разных знакомых детям фруктов и овощей (яблоко, банан, огурец, морковь, груша и др.) для определения их на вкус; в небольших одноразовых емкостях кусочки разных знакомых детям фруктов и овощей (мандарин, банан, лук, чеснок, огурец, яблоко и др.) для определения их по запаху; иллюстрации (цветущий яблоневый сад, яблони с плодами, уборка урожая в яблоневом саду, работа садовника в саду, завод по переработке овощей и фруктов).

Ход занятия

Помещение оформлено на «яблочную» тему. На доске, стенах, столах - яблоки, муляжи яблок, корзина со свежими яблоками и различные изображения яблок - аппликации, силуэтные изображения разного цвета и размера, стилизованные ветки с яблоками, стилизованное дерево - яблоня с плодами. Педагог приглашает детей войти в зал и рассмотреть все вокруг, обращает их внимание на то, что в зале много одинаковых предметов. Каких? (Яблок.) Старается вызвать интерес к данному предмету, спрашивает детей, что они знают о яблоках. Предлагает отправиться в «Яблочное путешествие», чтобы узнать больше об этом фрукте. Дети садятся на стульчики.

Педагог. Однажды произошла вот такая история. Случилось это ранней весной, на деревьях только начали лопаться почки, а трава еще не показалась из-под земли. Внезапно поднялся сильный ветер, который принес откуда-то маленькие коричневые семечки и разбросал их по земле. Потом ветер утих, и появилось ласковое весеннее солнышко. Там, где упали семечки, взошли ростки, они не были похожи ни на траву, ни на цветы.

За год ростки превратились в маленькие деревца - яблоньки. Так через несколько лет вырос яблоневый сад (показ иллюстраций).

Весной на яблонях распустились красивые нежные бело-розовые цветы. Спустя некоторое время лепестки опали, остались только их сердцевинки. Это завязи, крохотные яблочки.

Садовники ухаживали за яблонями - окапывали деревья, поливали их, белили стволы, чтобы вредные насекомые не попали в кору деревьев (показ иллюстраций). Все лето солнышко обогревало яблоньки своим теплом, а ласковый летний дождь омывал листочки и плоды яблонь. Яблоньки подросли, и яблоки на них налились, поспели. А сейчас мы рассмотрим, какие бывают яблоки.

Дети садятся за столы вокруг большого подноса, на котором находятся яблоки разного цвета, раз-ной формы и величины.

Педагог. Какого цвета яблоки на подносе? Какой формы? Одинаковые или разные по величине? Сколько их? Это плодоножка - на ней яблоко держится на ветке. Яблоко покрыто кожурой. Потрогайте поверхность яблока. Какая она? Блестящая, гладкая, прохладная. Чтобы увидеть, что находится внутри яблока, его нужно разрезать на несколько частей: на две, то есть пополам, на четыре и более. Вот я разрезала яблоки, а теперь посмотрим, что же там внутри?

Внутри - мякоть, а это сердцевина яблока, в которой вы видите маленькие семечки коричневого цвета - семена, из которых выращивают яблони.

Сейчас я отрежу по кусочку яблока и дам вам попробовать. Вкусно? И очень полезно! Во всех фруктах и овощах много витаминов, которые нужны для вашего здоровья и роста.

Если наше путешествие называется «Яблочным», то и игры, в которые мы с вами поиграем, тоже будут «яблочные».

Игры «Определи по вкусу!», «Определи по запаху!», «Определи на ощупь!», «Собери изображение целого яблока из частей!», «Что неправильно?» (см. ниже).

А теперь мы с вами вернемся в яблоневый сад, где поспели яблоки (показ иллюстраций). Пришло время собирать урожай. К саду подъехали люди на машинах, они собрали яблоки, уложили их в коробки и ящики, погрузили на машины и увезли.

Как вы думаете, куда уехали машины с яблоками? Правильно, часть машин последовали в магазины и на рынки. А куда отправили остальные машины, я вам сейчас расскажу.

Наверное, не все из вас знают, что такое завод (показ иллюстраций). Представьте себе огромную территорию, на которой находятся одно или несколько больших зданий, - это цеха. Вот на один из заводов, который занимается переработкой овощей и фруктов, привезли оставшиеся яблоки.

Давайте с вами чуть-чуть отдохнем.

Проводите я физкультминутка (см. ниже), после которой можно предложить детям полежать на коврике и послушать историю дальше.

Педагог. Закройте глазки и представьте себе, что мы пришли на экскурсию в цеха этого завода. Заходим в первый цех. Здесь на плите стоят огромные кастрюли, в одну из которых налили воды, добавили сахар - получился сахарный сироп; положили чистые нарезанные яблоки и стали варить. Как вы думаете, что получится? (Варенье.) Какое? (Яблочное.)

В другую кастрюлю положили то же самое, но добавили больше сахара и варили подольше. Получилось повидло. Какое? (Яблочное.)

В третью кастрюлю тоже налили немного воды, положили нарезанные яблоки, добавили сахар, вещество агар-агар, долго варили, и получился мармелад. Какой? (Яблочный.)

В следующем цеху находится большая печь со стеллажами, полками, на которые выкладывают тонко нарезанные ломтики яблок. Их высушивают, получаются сухофрукты, из которых варят вкусный компот. Какой? (Яблочный.)

Позже мы продолжим путешествие по цехам завода и даже попробуем то, что там приготовили из яблок. А сейчас давайте еще поиграем в «яблочные» игры.

Игры с карточками «Да или нет?» и «Можно или нельзя?».

Педагог. Наше путешествие продолжается. В этом цеху работают люди, внешне похожие на врачей. Они одеты в белые халаты, на голове у них белые колпаки, на лице - маски, обуты они в специальную обувь. Все вокруг чисто, стерильно. В цеху находится большая машина-терка. Тщательно обработанные и очищенные яблоки закладывают в машину-терку. Получается пюре. Какое? (Яблочное.) Как вы думаете, кому оно предназначено? Совсем маленьким детям, у которых еще нет зубов и которые не могут жевать. Это пюре специальная машина раскладывает по маленьким баночкам и закрывает крышками.

В следующем цеху находится огромная соковыжималка. И вам, на-верное, сразу понятно, что здесь делают из яблок. Сок. Какой? (Яблочный.)

Наше путешествие закончилось. Садитесь на стульчики, и давайте вспомним, что готовили из яблок в каждом из цехов, и обязательно что-то попробуем.

Каждому ребенку дают одноразовые емкости с яблочным вареньем, повидлом, пюре, мармеладом, соком, сухофруктами, предлагают попробовать, что они захотят, и обязательно назвать это. Подводя итог, педагог интересуется у детей, понравилось ли им «Яблочное путешествие», что нового они узнали о яблоках, предлагает рассказать об этом дома родителям.

«Определи по вкусу!»

Материал. Поднос с кусочками овощей и фруктов, знакомых детям (на специальных шпажках); непрозрачные очки (по числу детей).

Задача и методика проведения игры. Обследование предметов при помощи вкусового восприятия.

Предложить детям рассмотреть кусочки фруктов и овощей на подносе. Попросить надеть специальные очки. Затем дать попробовать по одному кусочку фрукта или овоща, хорошо прожевать и определить по вкусу, что это.

«Определи по запаху!»

Материал. Небольшие одноразовые емкости (по числу детей), в которых находятся мелко нарезанные овощи и фрукты, имеющие устойчивый, а главное, знакомый запах (яблоко, апельсин, огурец, чеснок, лук).

Задача и методика проведения игры. Обследование предметов при помощи обоняния.

Предложить рассмотреть содержимое емкостей, рассказать, что в них находится, надеть специальные очки. Раздать по одной емкости, попросить понюхать содержимое и определить по запаху, что это за фрукт или овощ; снять очки и посмотреть, правильно ли отгадали. Если кто-то захочет попробовать, дать ложечку.

«Определи на ощупь!» (фото 1)

Материал. Фрукты и овощи (или их муляжи); непрозрачные очки (по числу детей).        

Задача и методика проведения игры. Обследование предметов окружающего мира при помощи тактильно-двигательного восприятия.

На столе перед детьми разложены фрукты и овощи (или их муляжи). Предложить рассмотреть их, вспомнить название; затем надеть специальные очки, взять со стола любой овощ или фрукт, определить и назвать его. После этого снять очки и посмотреть, правильно ли отгадали.

«Собери изображение целого яблока из частей!» (фото 2)

Материал. Силуэтные изображения яблок и такие же изображения яблок, разрезанных на части по разным направлениям (по числу детей).

Задача и методика проведения игры. Учить овладевать практическими действиями, направленными на анализ формы предмета и воссоздание его из нескольких частей. Предложить рассмотреть изображение целого яблока и собрать такое же из частей.

«Да или нет?»

Материал. Карточки с изображением яблок красного и зеленого цвета (по две на каждого ребенка).

Задача и методика проведения игры. Формировать знания о свойствах и признаках предметов.

Педагог раздает детям по две карточки с изображением яблок красного и зеленого цвета. Объясняет правила игры: если на вопрос ребенок хочет ответить «да», он поднимает карточку с изображением яблока зеленого цвета; если «нет» - поднимает карточку с изображением яблока красного цвета. Задает вопросы (Какое бывает яблоко? Жидкое? Твердое? Мягкое? Пушистое? Колючее? Душистое? Сладкое? Горькое? Прозрачное? Круглое? Квадратное? Горячее? Острое? И др.).

«Можно или нельзя?»

Материал. Карточки с изображением яблок красного и зеленого цвета (по две на каждого ребенка).

Задача и методика проведения игры. Формировать знания о свойствах и признаках предметов и действий с ними.

Педагог раздает детям по две карточки с изображением яблок красного и зеленого цвета. Объясняет правила игры: если на вопрос ребенок хочет ответить «да», он должен поднять карточку с изображением яблока зеленого цвета; если «нет» - поднять карточку с изображением яблока красного цвета. Задает вопросы (Что можно сделать с яблоком, а что нельзя? Послушать? Съесть? Почистить? Посолить? Пожарить? Потрогать? Понюхать? Взвесить? Сломать? Зашить? Помыть? Постирать? Заморозить? Завязать? Разрезать ножом? Распилить пилой? Натереть на терке? Разрубить топором? Сорвать с ветки? Выжать из него сок? Намазать на хлеб? Измерить у него температуру? Оторвать кусочек? Откусить от него кусочек? И др.).

«ЧТО неправильно?» (фото з)

Материал. Магнитная доска, на которой расположены изображения предметов, объектов, сюжетов разной сложности, в которых специально допущены ошибки и несоответствия.

Задачи и методика проведения игры. Учить путем зрительно-мыслительного анализа находить специально допущенные ошибки, устанавливать несоответствия в изображениях предметов, объектов, сюжетов.

На первом этапе детям предлагаются изображения хорошо знакомых предметов с явными несоответствиями каких-либо деталей, частей, свойств. Например, цвет яблока не соответствует его реальному цвету; форма яблока не соответствует его реальной форме; диспропорция в изображении разных фруктов и ягод (яблоко меньше сливы, вишни, малины; яблоко больше арбуза, дыни).

На втором этапе игры детям предлагаются более сложные задания и с большим количеством ошибок: яблоко и груша на одной ветке; яблоня растет в цветочном горшке; яблоки растут на елке, на пальме, на грядке и др.

Третий этап усложнен необходимостью поиска ошибок и несоответствий в сюжетных картинках: вместо солнышка изображено яблоко; яблоко стирают в тазу и вешают на веревку сушить и др.

Детям предлагается рассмотреть изображения предметов, объектов, сюжетов, выявить ошибки и несоответствия, проанализировать их, объяснить, почему так не должно быть и как должно быть правильно.

Физкультминутка

Вот мы яблоньку сажали (выпрямиться, потопать ногами),

Семя в землю зарывали (присесть).

Вырос тоненький росток (встать, потянуться).

Он и строен, и высок (принять правильную осанку).

И другие распустились (руки в стороны),

Дружно так зашевелились (пальцы в стороны и пошевелить ими).

Налетел веселый ветер

И раскачивает ветки (поочередные взмахи руками).

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо (наклоны влево и вправо).

Ветер тише, тише, тише (присесть, спина прямая).

Яблонька все выше, выше (встать, подняться на носки).

Сел на яблоню скворец

И игре нашей конец! (Громко проговорить эти слова.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Тема: «Путешествие с колобком».

Создать условия для  активизации  речи детей,  обогащения и систематизирования  словарного запаса по теме «Домашние и дикие животные».Формировать умение вести диалог с педагогом,уч...

Непосредственно образовательная деятельность с использованием современных образовательных технологий по образовательной области «Развитие речи» с детьми средней группы "Путешествие по сказкам"

Непосредственно образовательная деятельность с использованием современных образовательных технологий по образовательной области «Развитие речи» с детьми средней группы...

Конспект регламентированной образовательной деятельности детей 5-6 лет по образовательной области Речевое Развитие развитие тема: "Путешествие в страну сказок"

Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением. Задачи:1. Образовательные:    учить детей передавать образы сказочных героев.2. Развивающие:раз...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» «Путешествие по сказкам»

Цель: Воспитывать интерес и любовь к сказкам; передавать по показу персонажа игровые действия, развивать творческое воображение детей, желание оказывать помощь другим. Программные задачи: Образователь...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Тема: «Путешествие с колобком».

Создать условия для  активизации  речи детей,  обогащения и систематизирования  словарного запаса по теме «Домашние и дикие животные».Формировать умение вести диалог с ...