«Никто не забыт, ничто не забыто».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Федорова Марина Владимировна

 

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы, в соавторстве с музыкальным руководителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы.

Составители:

Воспитатель:

Федорова М.В.,

Музыкальный руководитель: Александрович Г.В.,

МАДОУ №304 г. Ростов-на-Дону

Цель:

Формирование основ духовного, нравственного, патриотического воспитания дошкольников путем приобщения к истории Отечества.

Задачи:

  • Способствовать формированию патриотических чувств-, любви к Родине на примере подвига народа в период Великой Отечественной войны, уважения к защитникам Отечества.
  • Воспитывать желание познавать историю и культуру своего народа (творчество художников, поэтов, композиторов).
  • Развивать умение творчески воплощать задуманное.
  • Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам.

Предварительная работа:

  1. Проведение тематических занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим, музыкальных и ИЗО, посвященных Дню Победы.
  2. Экскурсия по памятным местам города.
  3. Организация уголка Памяти в помещении МДОУ и в групповых комнатах.
  4. Прослушивание и разучивание по выбору песен военных лет: «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Харитонова); «Синий платочек» (муз. М. Максимова, сл. Я. Галицева); «Землянка» (муз. К. Листова, сл. О. Суркова); «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисова); «Майский вальс» (муз. И. Лученка, сл. М. Ясеня); «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова).
  5. Разучивание стихов о войне: «Вечный огонь» Т. Белозеров. «Салют Победы» В. Татаринов, «Гремят над землею раскаты» М. Дудин.
  6. Организация литературно-музыкальной композиции из песен и стихов военных лет; концерта по заявкам ветеранов.
  7. Оформление выставки детского рисунка «Что дети знают о войне»; фотовыставки «Победители»; выставки репродукций картин художников-баталистов.
  8. Организация военно-спортивных эстафет («Полоса препятствий», «Марш-бросок», «Штурм высоты», «Снайперы», «Метание гранаты».)
  9. Изготовление праздничного оформления.

Оборудование:

  1. Репродукции картин: Дейнеко А.А. «Оборона Севастополя», К.С. Петров-Водкин «Смерть комиссара», Е.Е. Моисенко «Победа», В.И. Иванов «Семья», Г.М. Коржев «Проводы», «Следы войны», «Мать», «Заслон», В.А. Сафронов «Клятва», М.В. Фолуев «Солдаты», А.Н. Пластов «Фашист пролетел».
  2. Д.Д. Шостакович Симф. №7 «Ленинградская» (фрагменты), аудиозаписи песен военных лет (см. выше).
  3. Плакаты, детские рисунки, фотографии на тему ВОВ.
  4. Ватман, гуашь, кисти.


Дети входят в зал, который оформлен репродукциями картин, изображениями памятников, плакатами, посвященными Великой Отечественной войне, выставкой детского рисунка, фотографиями. В одной из частей зала выделен уголок Памяти.

Воспитатель: «Это радость со слезами на глазах,» - сказал о Дне Победы поэт. И, действительно, в этот день радость и скорбь - рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня. А их становится всё меньше.

Русские люди на своих плечах вынесли все трудности войны с фашистскими захватчиками, которые оставили горький след в каждой семье. Великая победа была завоевана усилиями всего народа и ценой потерь лучших сынов России. В памяти людей навсегда останутся образы воинов, отдавших свои жизни за победу, - наших прадедов, дедов, отцов и братьев. Эта память вечна. Она горит вечным огнем у памятников, обелисков:

Нет солдат неизвестных,

Есть известный герой,

Долг исполнивший честно Перед родной землей.

Воспитатель обращает внимание детей на изображение скульптуры Воина-освободителя. Самый известный среди памятников - это памятник Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке, созданный художником и скульптором Е.В. Вучетичем. На вершину зеленого кургана поставлен высокий постамент, на котором возвышается фигура русского воина. В его правой руке меч, которым был уничтожен враг, левой он бережно прижимает к груди доверчиво прильнувшую спасенную им немецкую девочку. Мир для счастливого будущего всех людей - вот для чего был создан монумент русскому воину в Берлине.

Какие чувства вызывает у вас этот памятник? (предполагаемые ответы детей: чувство гордости, уважения, желание быть похожим на него.)

Но есть и на нашей земле такие памятники. Конечно, они скромнее многих других, которые возведены по всей нашей стране. Один из них мы видим на картине художника Н.М. Буланова. На небольшом клочке земли навсегда застыли искореженные и обгоревшие остатки 19 фашистских танков, которые не прошли по нашей земле. Их уничтожили бойцы-пограничники, которые сражались насмерть.

Какое название дали бы вы этой картине? (ответы детей)

Но никто не забыт, ничто не забыто. Какие памятники в Ростове известны вам? С кем вы их посещали? Что можете рассказать о них? (предполагаемые ответы детей: «Гвардейская площадь», «Вечный огонь» на пл. К. Маркса, комплекс «Змеевская балка» и др.). Дети узнают памятники на фотовыставке, воспитатель поддерживает беседу, обобщая ответы детей.

Но есть и другие памятники, которые оставили люди. И каждый художник по-своему, творчеством выражает это. Художники-участники войны стремились раскрыть в своих произведениях мужество, стойкость народа, его страдания и муки, силу духа и упорство в борьбе с врагом. Такие картины называются историческими. (Рассматривание натюрморта Петрова-Водкина, на котором изображен кусочек черного блокадного хлеба.)

Муз. рук-ль: Скажите, ребята, а как еще можно сохранить память о важном и великом событии? (предполагаемые ответы детей: в скульптуре, в картине, в фильме, в документах, в фотографии, в стихах, в песнях, в классической музыке.

Я тоже хочу рассказать вам о памятнике суровым событиям ВОВ. Этот памятник нельзя увидеть и нельзя потрогать руками. Это памятник необычный, это памятник музыкальный. Это - симфония.

Муз. руководитель спрашивает у детей: Что такое симфония? (произведение для симфонического оркестра. Симфония в переводе - согласие.)

Год ее создания - 1941-й. Место, где она была написана, - город Ленинград. Сорок первый в Ленинграде - это блокада. Это холод и мрак, это обстрелы и бомбежки, это крохотный, умещающийся на ладони кусочек хлеба на весь день (показывает блокадный кусочек ржаного хлеба). Это обледеневшие набережные реки Невы и проруби в небывало толстом льду, к которым тянутся за водой нескончаемые очереди измученных, голодных людей.

Но сорок первый год в Ленинграде - это не только ужас и смерть. Это несокрушимая воля людей, вера в победу, это тяжелый труд во имя победы.

Муз. рук-ль показывает портрет композитора: Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович дежурит во время авиационных налетов на крыше дома, а в свободное от дежурств время он сидит в своем кабинете, такой же усталый и голодный, как и все ленинградцы, и пишет, пишет, пишет... Он сочиняет новую симфонию.

«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию», - писал Д.Д. Шостакович.

Давайте послушаем её начало.

Звучит музыкальный отрывок симфонии. После прослушивания музыкальный руководитель просит детей рассказать о своих впечатлениях (предполагаемые ответы детей: музыка светлая, спокойная, легкая, прозрачная, ласковая, нежная, воздушная, солнечная).

Муз. рук-ль: Как вы думаете, ребята, о чем рассказывает эта музыка? (предполагаемые ответы детей: о ручейке, солнышке, природе, счастье, об играющих детях и т.д.)

Да, эта музыка рассказывает о прекрасной счастливой мирной жизни людей, о широких просторах нашей страны, о ее прекрасной природе. Затихают голоса скрипки и флейты, словно растворяются в тишине и покое. И мы слышим голос маленького барабанчика: холодный, жесткий, бездушный.

Давайте внимательно послушаем.

Звучит музыкальный фрагмент «нашествие».

Муз. рук-ль: Что вы услышали в этой музыке, ребята? (предполагаемые ответы детей: музыка страшная, злая, металлическая, военная, однообразная, тяжелая, угрожающая, это музыка о войне)

Муз. рук-ль: Да, этой музыке чуждо все человеческое, все живое. Это бездушный звериный облик войны. Много бед и несчастий принесла война. Наш народ потерял в ней более 20 млн. человек.

Нельзя, чтобы были на земле войны, нельзя, чтобы люди страдали, нельзя, чтобы эти страдания повторились, а для этого мы должны помнить о погибших героях и о Великой Отечественной войне, которая закончилась 70 лет назад.

Воспитатель проводит краткую беседу о роли плаката в условиях борьбы с врагом.

Воспитатель: Прошло 70 лет с той поры, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Поросли молодой зеленью окопы, колосится хлеб на полях, где проходили ожесточенные битвы, давно восстановлены людьми заводы, фабрики, целые города, которые враг хотел смести с лица земли. Время залечивает нанесенные войной раны. Но время не поможет забыть 20 млн. человеческих жизней, потерянных на войне. Эта память живет не только в сердцах людей, переживших войну. Благодарную память хранят и молодые поколения, которые родились уже под мирным небом - это мы с вами, поэтому все меньше остается «безымянных могил» и «безымянных высот».

Как мы можем сохранять память о самых тяжелых днях в жизни нашего Отечества? (предполагаемые ответы детей: заботиться о ветеранах, ухаживать за памятниками, помогать военному госпиталю).

Сегодня и мы с вами сможем принять участие в создании плакатов, посвященных подвигу воинов России.

Детям предлагается выбрать темы для плаката («Мы за мир!», «Нет - войне!», «Никто не забыт, ничто не забыто!»). Дети участвуют в коллективном создании плакатов, проходят с ними по детскому саду, собирая подписи детей и взрослых, и размещают их в уголке Памяти. Во время работы детей звучат песни военных лет.

Муз. рук-ль: Павшие в боях за нашу счастливую жизнь - всегда с нами. Они будут жить, пока мы их помним, а помнить их мы будем вечно, и, значит, они вечны.

Читают дети:

Гремят над землею раскаты,

Идет за раскатом раскат.

Лежат под землею солдаты,

И нет безымянных солдат.

В родимую землю зарыты,

Там самые храбрые спят.

Глаза их Победой закрыты,

Их подвиг прекрасен и свят.

У каждого личное имя,

Какое с рожденья дают.

Равняясь незримо с живыми Погибшие рядом встают.

(М. Дудин)

В конце занятия звучит песня «Вечный огонь» муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисова.

Используемая литература.

  1. Произведения детской литературы, посвященные Великой Отечественной войне.
  2. Энциклопедия праздников. Н. Чудикова. М., 1998.
  3. Наши праздники. М., 1977.
  4. Будьте счастливы, люди! Ростов н/Дону, 1986.
  5. Э.В. Кузнецова. Исторический и батальный жанр.
  6. Путеводитель «Дом-музей М.Б. Грекова».
  7. Островский Г. Рассказ о русской живописи.
  8. Туберовская О. В гостях у картин.
  9. Советская музыкальная литература. П/ред. И. Белза. М., 1986.

10. Левашова В. Поговорим о музыке. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Никто не забыт, ничто не забыто..."

Занятие проводилось накануне праздника 9 Мая в Музее Боевой Славы, созданном на базе МДОУ ЦРР д/с №13 "Солнышко"...

Никто не забыт, ничто не забыто"

Время проведения 27 января 2012гНа досуге присутствуют ветераны войны   (прабабушки и прадедушки участников досуга).Под музыку в зал входят дети, рассматривают выставку детских рисунков. Дар...

Проект "Никто не забыт - ничто не забыто!"

Патриотический проект рассчитан на старший дошкольный возраст....

Тематическое занятие "Никто не забыт, ничто не забыто" с ИКТ

Тематическое музыкальное занятие "Никто не забыт,ничто не забыто" с использованием мультимедийной слайдовой презентации рассчитано для детей подготовительной к школе группы. У детей повысится ур...

Краткосрочный Информационно-Исследовательский проект на тему: "Никто не забыт, ничто не забыто"

Материал по  ознакомлению детей дошкольного  возраста с историческими фактами о войне и подвигах советского  народа....

Никто не забыт, ничто не забыто

конспект праздника...

Конспект нод "Забытая война". Никто не забыт, ничто не забыто".

Способствовать  развитию  у детей патриотических чувств к своей Родине; воспитанию уважения и чувства благодарности ко всем, кто защищал Родину;  формированию...