Презентация опыта инновационной деятельности педагога высшей квалификационной категории Зверевой Елены Геннадьевны
статья (старшая группа) на тему
Актуальность проблемы формирования у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края определило тему педагогической позиции Елены Геннадьевны в воспитательно – образовательном процессе «Ознакомление с родным краем как средство гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_innovatsionnoy_deyatelnosti.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта инновационной деятельности педагога высшей квалификационной категории Зверевой Елены Геннадьевны
Зверева Елена Геннадьевна работает в муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №125» с 27 октября 2003 года.
Елена Геннадьевна компетентна в вопросах педагогики и психологии воспитания детей. Это творческий педагог с активной жизненной позицией.
Уравновешенность, умение находить общий язык с педагогами, детьми и родителями воспитанников позволили Елене Геннадьевне создать комфортный психологический климат в группе, успешно развивать педагогическое сотрудничество внутри коллектива, взаимодействовать с родителями воспитанников в атмосфере доверия и сотрудничества.
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально-культурных особенностей своей социальной среды. Данное направление является актуальным на любом возрастном этапе развития детей.
Актуальность проблемы формирования у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края определило тему педагогической позиции Елены Геннадьевны в воспитательно – образовательном процессе «Ознакомление с родным краем как средство гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников».
Цель педагогической работы Елены Геннадьевны - зажечь искорки любви к Оренбургскому краю, родному городу, его истории и культуре, родной природе.
Для достижения данной цели я определила следующие задачи:
Образовательные:
-обогатить знания детей о родном крае, городе.
-учить свободно ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности
Развивающие:
-развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране, людям
-развивать бережное отношение к природе, культуре, достопримечательностям.
Воспитательные:
-формировать любовь к родному краю, городу и интерес к прошлому и настоящему Оренбургского края.
-воспитывать толерантность к людям других национальностей, проживающих в нашей области
Разработанная мною программа «Наш край любимый - Оренбуржье» позволило внедрить в работу различные формы и методы работы с детьми.
Реализация национально-регионального компонента планомерно реализуется не только в образовательном процессе, но и в ходе совместной и самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах и развлечений. В своей работе Елена Геннадьевна знакомит воспитанников с художественным словом о родном крае, включаю в сценарии развлечений национальные игры. Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса к истории своей страны, к истории Оренбуржья, способствуют становлению дружеских отношений к многонациональной культуре родного края, обычаям и традициям Южного Урала.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, содержание которой зависит от возраста детей, несет большое воспитательное и образовательное значение. Дети в ненавязчивой игровой форме познают, изучают, наблюдают и постигают особенности культуры народов Оренбуржья. В группе оформляются уголки гражданско-патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневной самостоятельной деятельности пополнять знания о родной семье, крае, городе, стране.
Содержание программы разбито на модули, изучая которые дети получают разностороннее представление о своем родном крае. Помимо изучения теоретического материала программа предусматривает посещение музеев, производств.
Первый модуль знакомит детей с особенностями и многообразием родного Оренбуржья: климатом, животными, растениями оренбургских степей, полезными ископаемыми, добываемыми в нашем крае.
В теоретической части изучения этого модуля дети просмотрели презентации по теме: презентация «Степи Оренбуржья», презентация «Животные Оренбургских степей», видеофильм «Природа моего края».
Практическая часть состояла из экскурсии в Оренбургский историко-краеведческий музей – один из старейших музеев России, а также в эколого-биологический центр. Знания, полученные детьми в эколого-биологическом центре, нашли продолжение в походах в природу «В гости к дубу».
Презентация «Богатство уральских гор» заочно познакомила детей с кладовой земли оренбургской: с полезными ископаемыми нашего края. Тематическая выставка полезных ископаемых в краеведческом музее закрепила знания.
Итогом работы по ознакомлению климатом, животными и растениями оренбургских степей стало создание Красной книги Оренбургской области, картотеки загадок, пословиц поговорок, стихов и песен, составлен гербарий, где представлены деревья, кустарники, луговые травы, зерновые культуры, выращиваемые в нашем крае.
С помощью родителей собрана коллекция полезных ископаемых добываемых в Оренбургской области: бурный уголь, медный колчедан, железная руда, каменная соль из рудников Соль-илецка , мрамор, яшма, песок, глина, известняк.
Второй модуль знакомил ребят с неофициальными символами Оренбуржья. В рамках знакомства с народным ремеслом Оренбуржья детям даны представления о пуховязальном промысле.
Образовательная деятельность «В гости к бабушке Веретене» знакомит детей с пуховым платком, его особенностями, образцами орнамента. В группе была организована выставка «Вейся, ниточка пуховая» (представлены носки варежки платки паутинки и другие изделия пуховязального промысла).
Практическая часть реализовалась в продуктивной деятельности – аппликация - «Оренбургский пуховый платок», коллективная работа Оренбургская паутиночка » в технике граттаж.
Следующим этапом нашей работы стало знакомство с трудом хлебороба. Для детей собран наглядный материал по теме «Как хлеб на стол пришел». Во время непосредственно образовательной деятельности «Путешествие колоска» дети узнали, как на Руси собирали пшеницу и пекли хлеб.
В практической части ребята из соленого теста лепили хлебобулочные изделия.
Совместно с родителями создан альбом «Хлеб всему голова»: картинки, загадки, стихи, песни, раскраски, сказки.
Подчас наши современные дети не догадываются, какой долгий путь хлеб должен пройти, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям разных профессий, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем замесить и испечь хлеб, поэтому мы побывали на хлебокомбинате и увидели весь процесс изготовления хлеба.
Третий модуль знакомит детей с людьми, прославившими наш край: А.С Пушкином, И.Далем, С.Т. Аксаковым и др. Детям читали сказки и устраивали просмотры мультфильмов «Аленький цветочек», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и др , затем прошло рисование по сказкам.
Познакомили ребят с покорителем космоса Ю.А Гагариным- гордостью Оренбурга.
Показан фильм о первом полете человека в космос. В преддверии дня космонавтики мы с ребятами посетили музей космонавтики и памятник Гагарину. Практическая часть завершилась продуктивной деятельностью: аппликацией «На космических просторах».
Модуль «Оренбург – моя малая Родина» формирует у детей представления об истории возникновения города, крепости. С помощью родителей составлены альбомы «История Оренбурга», «Улицы родного города», детей познакомили с рассказами краеведа Анатолия Прусса о историческом прошлом Оренбурга.
Дети побывали в музее истории города, на обзорной экскурсии по улицам Оренбурга.
Завершая знакомство с историей города, ребята создавали коллаж «Памятники города»
Впечатления о родном городе дети отражали в своих рисунках. Была организована Выставка «Где мы были мы не скажем, а в рисунках все покажем». Дети конструировали город - крепость из разного строительного материала и конструкторов.
Знакомя детей с героическим прошлым, мы побывали в мемориальном комплексе «Салют победа», и в народном музее защитников Отечества, а также в музее Оренбургского казачества.
С официальными символами города (геральдикой) знакомили детей через дидактические игры : Собери пазл, Найди свой герб и флаг , Найди отличия, Собери картинку, Создай свой герб, «Узнай по фотографии», «Найди по описанию», «Разбитая картина», «Подбери пару»
Модуль «Культура Оренбурга» формирует представления о культурном отдыхе горожан и гостей города. Во время похода в театр музыкальной комедии дети познакомились с театральными профессиями, побывали в гримерках артистов, увидели, как работают гримеры и костюмеры.
Вместе с детьми Зверева Елена Геннадьевна побывала еще в оренбургском государственном областном театре кукол и театре кукол «Пьеро». На сказочных представлениях и новогодних утренниках. Затем для ребят детского сада мы с Юрьевной поставили и показали сказку «Муха-цокотуха»
Наше Оренбуржье – край многонациональный. В рамках поликультурного воспитания педагог старалась знакомить с культурой, традициями народов Оренбуржья.
В заключение, осуществляя проект ««Мы разные, но мы вместе!», детей знакомились с костюмами, блюдами национальной кухни, с подвижными играми детей. Использование подвижных игрх народов Оренбуржья решало воспитательные задачи, направленные на формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе, что позволяет в непринуждённой игровой форме привить детям привычки и умения выстраивать добрососедскиеотношения.
В рамках программы проводилась работа с педагогами: педагогический совет «Колесо истории».
В рамках преддипломной практики студентов Оренбургского педагогического колледжа было проведено занятие по развитию речи «Поле. Откуда хлеб пришел?»
Таким образом, реализуя национально-региональный компонент в рамках воспитательно-образовательной деятельности в детском саду, Елена Геннадьевна старается привить к детям любовь к малой Родине, уважение и толерантное отношение к культурам других народов, проживающим не только на территории Оренбуржья, но и всей нашей большой страны. Ведь любовь к Родине, к своей стране начинается с малого.
Зверева Елена Геннадьевна постоянно стремится к росту профессионального мастерства, обучаясь на курсах повышения квалификации, активно участвует в вебинарах, в муниципальных, региональных, федеральных конкурсах в очной и заочной форме.
Требовательная, тактичная, любящая свое дело, Елена Геннадьевна пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, воспитаннкиов и их родителей.
За свою активную педагогическую деятельность и успехи Елена Геннадьевна награждена грамотами и благодарностями институционального уровня, в 2007 г. Награждена Почетная грамотой ОО АЮ, в 2013 г - Почетной грамотой ОГИБДД УМВД РФ г.Оренбурга за I место в конкурсе по ПДД «Автогородок».