Коллекционирование (классификация)
консультация на тему

Мануилова Елена Николаевна

 

Коллекционирование или классификация, как было отмечено ранее, - это освоение родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.д.)

Коллекционирование - доступный детям вид совместной деятельности, который удовлетворяет присущую детям потребность "собирательства чудесных сокровищ".

- Какие коллекции, на Ваш взгляд, может собирать ребенок -дошкольник?( выслушивание ответов)

Совершенно верно, коллекции могут быть самыми разнообразными по тематике.  Это темы, связанные:

- с живой природой (мир растений, животных);

- с не живой природой (виды минералов (камни), виды местности (природные ландшафты)

- с явлениями социальной жизни (виды строительных сооружений,  профессий, транспорта),  которые даны ребенку через на­блюдения за окружающим и не всегда могут быть не­посредственно смоделированы, целесообразно давать в контексте «коллекционирование (классификация)», где связи и отношения явлений устанавливаются как на уровне практической коллекции-классификации, так и на уровне образно-символического, иллюстра­тивного материала.

- Какие задачи, по Вашем мнению, можно решать с помощью коллекционирования? (выслушиваем ответы)

Вы правы, с помощью коллекционирования можно такие  педагогические задачи, как:

Ø расширение кругозора детей;

Ø обеспечить развитие познавательных интересов и потребностей;

Ø обогатить эмоционально-эстетическое восприятие и развивать сенсор­ные способности;

Ø обеспечивать содержательность общения со сверстниками, педагогами, родителями и детьми разного возраста на основе объединяющего их познавательного интереса;

Ø прививать навыки культуры оформления коллекции и сбора материала;

Ø стимулировать самостоятельную познавательную деятельность, поиск источников пополнения коллекций;

Ø развивать речь, творческое воображение;

Ø способствовать применению знаний, полученных в коллекционировании, в других видах продуктивной деятельности;

Ø обеспечить психотерапевтическое воздействие (коллекционирование доставляют радость, отвлекают от грустных мыслей, успокаивают).

Коллекции не только решают целый ряд педагогических задач, но и  имеют большую возможность их использования в разных видах деятельности.

- Я уверенна, что Вы сможете привести большое количество примеров из практики  по  использованию коллекций в образовательном процессе? (Ответы)

Ели не скажут. Вопрос: Как можно использовать коллекции, например, для сенсорного развития, в формировании элементарных математических представлений у детей, в игровой деятельности?

Как мы используем коллекции.

Ø На познавательных занятиях и занятиях эстетического цикла как наглядный раздаточный материал, материал для обследования и экспериментирования

Ø  В художественно-эстетическом  развитии для любования (полочка красоты)

Ø В игровой деятельности (игры-исследования, игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры типа "Экспедиция", "Геологи", "Музей").

Ø При организации выставок в детском саду("до­машняя коллекция").

Ø Создание мини-музеев в группе. Например, в подготовительной группе музей «Быт народов Ханты и Манси»

Ø В совместной деятельности со сверстниками, другими детьми и взрослы­ми (рассматривание, анализ, сравнение, классификация, исследование и др.).

Ø В развитии математических представлений (счетный материал, вариации формы и величины, сериационные ряды, временные представления и т.п.).

Ø В развитии речи (словарь, связная речь-описание, речь-рассуждение, повествование; коллекция как основа для сочинительства и т.п.).

Организация занятий с использованием коллекций имеет свои особенности.

Организуя занятия данного вида, лучше всего использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рам­ках общего (родового) понятия.

В зависимости от конкретной темы это реальный материал (например, образ­цы минералов) или образный — множество иллюстра­тивных карточек-вырезок (например, изображения раз­личных видов транспорта).

 Вместе с детьми обсуж­даем материал, обсуждение проходит за круглым столом (за реальным столом или на ковре, вокруг ключевого предметного материала), ищем черты сходства и различия между объектами, и в ходе обсуждения-рассужде­ния находим возможные основания для их группировки.

Затем материал размещается в заранее приготов­ленной классификационной таблице. Это лист ватмана с обозначенным вверху «родовым» име­нем сравниваемых объектов и пустыми графами, в ко­торые в ходе обсуждения будут «вписываться» названия видов объектов в соответствии с найденными основаниями классификации (к примеру, транспорт — воз­душный, водный, наземный). В этой работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и распо­лагая их на классификационной таблице.

Если на занятии мы исследуем реальные объекты (например, засушенные листья для гербария, образцы минера­лов), то они размещаются в подходящие емкости (коробки с прозрачным верхом) в виде коллекции, а на классификационную таблицу при­крепляются замещающие их картинки.

Классификационная таблица должна быть «открыта» для дополне­ния. Так как на занятии она заполняется лишь отчасти. Оставшиеся в ней «пустоты» дети заполняют в дальнейшем, находя подходящие иллюстрации или материал дома. Эта продолженная жизнь таблицы поддерживает интерес к теме и слу­жит поводом для ее обсуждения в свободное от заня­тий время.

Хочется обратить внимание Ваше внимание на иллюстратив­ный материал: от правильного его подбора зависит успешность занятия. Для рассматривания, анализа-сравнения, сорти­ровки следует использовать карточки-иллюстрации размером примерно в половину стандартного листа бумаги (формат А4). Это иллюстрации многоразового использования.

Для группировки и наклеивания на классифика­ционные таблицы нужны картинки-вырезки, меньше­го размера, примерно 6 х 8 см или 7x10 см; эти картинки используются только один раз.

Материал можно подобрать, воспользовав­шись художественными открытками и фотография­ми, разнообразными иллюстрированными журнала­ми, изданиями познавательного характера и т. п. Обращаемся к родителям за помощью в подборе материала (ненужные иллюстрированные издания есть в каждом доме). Можно также использовать рисунки из дошкольных пособий, наклейки, карточки тематических лото, но для старших дошкольников, взыскательных к деталям, лучше все-таки прибегнуть к фотоиллюстра­циям.

Можно отска­нировать собранный по разным темам материал и распечатывать его по мере необходимости. У нас в дошкольном учреждении есть база данных с собранным по разным темам материалом. Воспитатели вносят свой вклад, пополняя ее новым материалом. Перед  занятием уже не надо думать о сборе материала, достаточно лишь распечатать одно­разовые карточки в нужном ассортименте и количе­стве.

Кроме карточек-иллюстраций необходимо подбирать иллюстрированные энциклопедии, дет­ские журналы, художественные альбомы, которые поддержат интерес детей к тематике проведенного занятия.

   Макеты различных природных сообществ (лес, луг, поле, озеро, река, степь, болото, прибрежный ландшафт и др.) могут быть выполнены на полу, в шкафах со стеклянными дверцами или в специальных коробках (настольные, навесные, напольные). Важно соблюдать сезонные особенности природных сообществ, а также предусмотреть возможность обследования некоторых ма­териалов детьми. Интересны экспозиции о природе и экологических особен­ностях других регионов: тропический лес, Арктика, море, пустыня и др. В дет­ский сад дети вместе с родителями могут привезти камни, раковины с моря, фотографии и рисунки, шишки, образцы древесины и многое другое. Такие экспонаты, дополненные рассказами очевидцев, вызовут интерес детей к незнакомым явлениям природы.

Темой одной из экспозиций может стать история жизни на Земле: макет парка Юрского периода, различные окаменелости, история Земли в иллюстрациях.

Неподдельный интерес детей вызывают тематические выставки типа: "От дерева до книжки", "Как рубашка в поле выросла", "От глины до фарфора".

В экологическом музее в фотоальбомах, стендах, ширмах, слайдах-фильмах стоит отразить природоохранную деятельность детского сада: экологические акции, праздники, прогулки и походы в природу, подкормка птиц зимой, по­делки из природного и бросового материала и т.п. Полезны материалы, зна­комящие детей с экологически значимыми профессиями (егерь, эколог, со­трудник заповедника и др.). Интересным элементом оформления экологиче­ского музея могут быть специальные световые эффекты (рассвет, день, сумер­ки, ночь, звездное небо, северное сияние и др.).

Вполне уместны в экологическом музее не только предметы декоративно-прикладного искусства, но и сырье, из которого они изготовлены: дерево, гли­на, натуральное волокно и др. Они становятся поводом для разговора о необ­ходимости беречь и рационально использовать природные материалы.

Особую ценность детскому музею придают работы самих детей - рисунки, аппликации, изделия из глины, пластилина, бумаги, ткани, бросового материа­ла, различные композиции и аранжировки из цветов, фруктов и овощей, дру­гого природного материала, конструкции детского дизайна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kollektsionirovanie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коллекционирование (классификация)

Коллекционирование или классификация, как было отмечено ранее, - это освоение родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.д.)

Коллекционирование - доступный детям вид совместной деятельности, который удовлетворяет присущую детям потребность "собирательства чудесных сокровищ".

- Какие коллекции, на Ваш взгляд, может собирать ребенок -дошкольник?( выслушивание ответов)

Совершенно верно, коллекции могут быть самыми разнообразными по тематике.  Это темы, связанные:

- с живой природой (мир растений, животных);

- с не живой природой (виды минералов (камни), виды местности (природные ландшафты)

- с явлениями социальной жизни (виды строительных сооружений,  профессий, транспорта),  которые даны ребенку через наблюдения за окружающим и не всегда могут быть непосредственно смоделированы, целесообразно давать в контексте «коллекционирование (классификация)», где связи и отношения явлений устанавливаются как на уровне практической коллекции-классификации, так и на уровне образно-символического, иллюстративного материала.

- Какие задачи, по Вашем мнению, можно решать с помощью коллекционирования? (выслушиваем ответы)

Вы правы, с помощью коллекционирования можно такие  педагогические задачи, как:

  • расширение кругозора детей;
  • обеспечить развитие познавательных интересов и потребностей;
  • обогатить эмоционально-эстетическое восприятие и развивать сенсорные способности;
  • обеспечивать содержательность общения со сверстниками, педагогами, родителями и детьми разного возраста на основе объединяющего их познавательного интереса;
  • прививать навыки культуры оформления коллекции и сбора материала;
  • стимулировать самостоятельную познавательную деятельность, поиск источников пополнения коллекций;
  • развивать речь, творческое воображение;
  • способствовать применению знаний, полученных в коллекционировании, в других видах продуктивной деятельности;
  • обеспечить психотерапевтическое воздействие (коллекционирование доставляют радость, отвлекают от грустных мыслей, успокаивают).

Коллекции не только решают целый ряд педагогических задач, но и  имеют большую возможность их использования в разных видах деятельности.

- Я уверенна, что Вы сможете привести большое количество примеров из практики  по  использованию коллекций в образовательном процессе? (Ответы)

Ели не скажут. Вопрос: Как можно использовать коллекции, например, для сенсорного развития, в формировании элементарных математических представлений у детей, в игровой деятельности?

Как мы используем коллекции.

  • На познавательных занятиях и занятиях эстетического цикла как наглядный раздаточный материал, материал для обследования и экспериментирования
  •  В художественно-эстетическом  развитии для любования (полочка красоты)
  • В игровой деятельности (игры-исследования, игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры типа "Экспедиция", "Геологи", "Музей").
  • При организации выставок в детском саду("домашняя коллекция").
  • Создание мини-музеев в группе. Например, в подготовительной группе музей «Быт народов Ханты и Манси»
  • В совместной деятельности со сверстниками, другими детьми и взрослыми (рассматривание, анализ, сравнение, классификация, исследование и др.).
  • В развитии математических представлений (счетный материал, вариации формы и величины, сериационные ряды, временные представления и т.п.).
  • В развитии речи (словарь, связная речь-описание, речь-рассуждение, повествование; коллекция как основа для сочинительства и т.п.).

Организация занятий с использованием коллекций имеет свои особенности.

Организуя занятия данного вида, лучше всего использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего (родового) понятия.

В зависимости от конкретной темы это реальный материал (например, образцы минералов) или образный — множество иллюстративных карточек-вырезок (например, изображения различных видов транспорта).

 Вместе с детьми обсуждаем материал, обсуждение проходит за круглым столом (за реальным столом или на ковре, вокруг ключевого предметного материала), ищем черты сходства и различия между объектами, и в ходе обсуждения-рассуждения находим возможные основания для их группировки.

Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Это лист ватмана с обозначенным вверху «родовым» именем сравниваемых объектов и пустыми графами, в которые в ходе обсуждения будут «вписываться» названия видов объектов в соответствии с найденными основаниями классификации (к примеру, транспорт — воздушный, водный, наземный). В этой работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице.

Если на занятии мы исследуем реальные объекты (например, засушенные листья для гербария, образцы минералов), то они размещаются в подходящие емкости (коробки с прозрачным верхом) в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки.

Классификационная таблица должна быть «открыта» для дополнения. Так как на занятии она заполняется лишь отчасти. Оставшиеся в ней «пустоты» дети заполняют в дальнейшем, находя подходящие иллюстрации или материал дома. Эта продолженная жизнь таблицы поддерживает интерес к теме и служит поводом для ее обсуждения в свободное от занятий время.

Хочется обратить внимание Ваше внимание на иллюстративный материал: от правильного его подбора зависит успешность занятия. Для рассматривания, анализа-сравнения, сортировки следует использовать карточки-иллюстрации размером примерно в половину стандартного листа бумаги (формат А4). Это иллюстрации многоразового использования.

Для группировки и наклеивания на классификационные таблицы нужны картинки-вырезки, меньшего размера, примерно 6 х 8 см или 7x10 см; эти картинки используются только один раз.

Материал можно подобрать, воспользовавшись художественными открытками и фотографиями, разнообразными иллюстрированными журналами, изданиями познавательного характера и т. п. Обращаемся к родителям за помощью в подборе материала (ненужные иллюстрированные издания есть в каждом доме). Можно также использовать рисунки из дошкольных пособий, наклейки, карточки тематических лото, но для старших дошкольников, взыскательных к деталям, лучше все-таки прибегнуть к фотоиллюстрациям.

Можно отсканировать собранный по разным темам материал и распечатывать его по мере необходимости. У нас в дошкольном учреждении есть база данных с собранным по разным темам материалом. Воспитатели вносят свой вклад, пополняя ее новым материалом. Перед  занятием уже не надо думать о сборе материала, достаточно лишь распечатать одноразовые карточки в нужном ассортименте и количестве.

Кроме карточек-иллюстраций необходимо подбирать иллюстрированные энциклопедии, детские журналы, художественные альбомы, которые поддержат интерес детей к тематике проведенного занятия.

   Макеты различных природных сообществ (лес, луг, поле, озеро, река, степь, болото, прибрежный ландшафт и др.) могут быть выполнены на полу, в шкафах со стеклянными дверцами или в специальных коробках (настольные, навесные, напольные). Важно соблюдать сезонные особенности природных сообществ, а также предусмотреть возможность обследования некоторых материалов детьми. Интересны экспозиции о природе и экологических особенностях других регионов: тропический лес, Арктика, море, пустыня и др. В детский сад дети вместе с родителями могут привезти камни, раковины с моря, фотографии и рисунки, шишки, образцы древесины и многое другое. Такие экспонаты, дополненные рассказами очевидцев, вызовут интерес детей к незнакомым явлениям природы.

Темой одной из экспозиций может стать история жизни на Земле: макет парка Юрского периода, различные окаменелости, история Земли в иллюстрациях.

Неподдельный интерес детей вызывают тематические выставки типа: "От дерева до книжки", "Как рубашка в поле выросла", "От глины до фарфора".

В экологическом музее в фотоальбомах, стендах, ширмах, слайдах-фильмах стоит отразить природоохранную деятельность детского сада: экологические акции, праздники, прогулки и походы в природу, подкормка птиц зимой, поделки из природного и бросового материала и т.п. Полезны материалы, знакомящие детей с экологически значимыми профессиями (егерь, эколог, сотрудник заповедника и др.). Интересным элементом оформления экологического музея могут быть специальные световые эффекты (рассвет, день, сумерки, ночь, звездное небо, северное сияние и др.).

Вполне уместны в экологическом музее не только предметы декоративно-прикладного искусства, но и сырье, из которого они изготовлены: дерево, глина, натуральное волокно и др. Они становятся поводом для разговора о необходимости беречь и рационально использовать природные материалы.

Особую ценность детскому музею придают работы самих детей - рисунки, аппликации, изделия из глины, пластилина, бумаги, ткани, бросового материала, различные композиции и аранжировки из цветов, фруктов и овощей, другого природного материала, конструкции детского дизайна.