До-21.12.2015года-Методическая разработка - Педагогический проект с экологической направленностью "Береги живое".
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме

Кокорина Ирина Леонидовна

         2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды - это является актуальным для  природы всего мира в целом и для природы Коми края в частности. В летне – оздоровительный период 2013 года мы придерживаемся этого направления. В процессе нашей педагогической деятельности стал вопрос поиска подходов, способа организации педагогического процесса, направленного на совершенствование  эколого - эстетических  и природоохранных знаний и осуществления эффективных форм взаимодействия  с семьей по формированию потребности воспитанников оберегать окружающую природу, способствовать её сохранению и даже приумножению в будущем.  Проектная деятельность, на сегодняшний день, наиболее эффективная форма  планирования.  В неё могут быть включены все участники образовательного процесса (педагоги, дети и их родители). Так  возникла идея создания проекта «Береги живое».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Береги живое»

с экологической направленностью

на летне – оздоровительный период

для детей 2 младшей группы.

Разработала и провела: И.Л. Комарова, воспитатель 1 к.к.

 

1.Пояснительная записка.  

2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды - это является актуальным для  природы всего мира в целом и для природы Коми края в частности. В летне – оздоровительный период 2013 года мы придерживаемся этого направления. В процессе нашей педагогической деятельности стал вопрос поиска подходов, способа организации педагогического процесса, направленного на совершенствование  эколого - эстетических  и природоохранных знаний и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников оберегать окружающую природу, способствовать её сохранению и даже приумножению в будущем.  Проектная деятельность, на сегодняшний день, наиболее эффективная форма  планирования.  В неё могут быть включены все участники образовательного процесса (педагоги, дети и их родители).

Так  возникла идея создания проекта «Береги живое».

2. Паспорт проекта «Береги живое».

  • Вид (по Л.С.Киселевой)

–  групповой, творческий (с элементами исследовательского);

  • Классификация  проекта (по В.Н.Буркову, Д.А.Новикову)

– среднесрочный, простой, монопроект;

  • Продолжительность проекта

 – май 2013г – сентябрь 2013г.

Участники проекта: воспитатель Комарова Ирина Леонидовна, дети 2 мл.гр., их родители.

3. Постановка проблемы.

Проблема ухудшения экологической обстановки в последние годы приобретает

все большую актуальность (источник: http://www.protown.ru/russia/obl/articles/7316.html).  Тревогу вызывает состояние флоры и фауны  нашего Коми региона. Сохранять  и оберегать среду нашего края нужно обязательно. Этому надо учить детей с самого детства. Не надо забывать о том, что родителям  тоже надо напоминать об экологической обстановке. В первую очередь родители являются примером для своих детей. И эти примеры бывают не очень хорошие.  Только совместные действия  по   природозбережению может привести к наилучшим результатам. Формирования осознанной потребности в природоохранной деятельности, желание включаться в неё, должно быть нормой жизни для подрастающего поколения.

Этим задачам должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. По данным экологической обстановки Коми края – в последние годы озоновый слой над нами уменьшается, разрушается и образовавшаяся «озоновая дыра» имеет тенденцию к увеличению в размерах. Вырубка леса, браконьерство и прочее – эти проблемы встречаются не только в Коми крае, но и по  стране в целом.

 Надо учить детей любить природу, любоваться ей, давать эстетическую оценку объектам,  сохранять и укреплять знания по природоохранной деятельности, формировать  желание включаться в неё.  Чтобы это стало нормой для подрастающего поколения –  надо  вопросу по экологии уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте.  Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Добиться успехов в этой деятельности можно только при единых подходах к экологическому воспитанию в детском саду и дома. Рекомендуется провести анкетирование  родителей (по группам). Это поможет выявить  причины, которые препятствуют заниматься вопросом экологии.

4. Цель и задачи проекта:

Цель:    

формирования эколого-эстетических чувств, при ознакомлении и приобщении детей 2 мл.гр. к миру природы, восприятия его в условиях детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников.

Задачи:

-учить детей относиться к окружающему миру с уважением, стараться оберегать и охранять его, на этой основе выработать правильные формы взаимодействия с объектами живого и неживого мира (развитию любви к нему);

-способствовать развитию эмоциональной  активности, стремления к самостоятельному познанию эстетики окружающего мира;

-пробудить эколого-эстетические чувства, стимулируя воображение;  воспитывать желание включаться в   деятельность сбережения мира природы;

         -высказывать эстетические мнения и суждения об объектах природы.

5. Планируемые результаты проекта.

-повышение  уровень представлений об охране мира природы;

-об уважительном отношении к живым объектам природы - взаимодействия с ними и развитию любви к ним;

-пробуждение эколого-эстетических чувств и умений высказывать эстетические мнения и суждения об объектах природы.

-активное участие родителей в работе и  повышение педагогической компетенции в природоохранной деятельности;

-формирование наработанного материала, методического обеспечения организации образовательного процесса, направленного на приобщение воспитанников и их семей к природосберегающему  образу жизни.

Продукт проекта – развлечение «Очень любим мы зверят».

6.Механизм осуществления проекта.

6.1. Первый этап (май, 2013) – информационно – аналитический

Задачи данного этапа:

-изучить уровень осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования эколого - эстетического  и природоохранного направления;

-осуществить мониторинг среди воспитанников и проанализировать уровень их знаний о природе;

-изучить передовой педагогический опыт, направленный на приобщение воспитанников и их семей к здоровому образу жизни.

6.2. Второй этап (июнь- август 2013)-информационно-моделирующий

Задачи данного этапа:  

-разработать план мероприятий, направленных на достижение поставленной цели и задач проекта;

-подобрать и разработать методическое обеспечение проекта.

6.3. Третий этап (третья неделя августа 2013) - практический

Задачи данного этапа:  

-информировать сотрудников и родителей о реализации проекта «Береги живое»;

-развития эколого – эстетической и природоохранной культуры воспитанников;

-реализация плана мероприятий проекта «Береги живое», вовлечение детей, родителей в единую творческую деятельность.

6.4. Четвертый этап (до 15 .09. 2013)- контрольно-аналитический

Задачи данного этапа:  

-осуществить мониторинг и проанализировать уровень экокультуры воспитанников;

-изучить уровень педагогической компетентности и активности родителей в эколого – эстетических  и природоохранных знаний при воспитании  ребенка;

6.5. Пятый этап (сентябрь 2013) - презентационный

Задачи данного этапа:

-обсудить результаты реализации проекта, перспективы дальнейшей работы;

-представить презентацию инновационного опыта на родительском собрании группы.

7.Распределение деятельности по этапам проекта:

Этапы/сроки реализации

Мероприятия

Сроки

Ответственный

I этап – информационно-аналитический

(май 2013)

- Изучить уровень

осведомленности и

мотивации родителей в

решение вопросов по формированию

эколого - эстетических  и

природоохранных знаний – анкета «Эколого –эстетическое и природоохранное образование в семье»;

(см.приложение № 1)

- Осуществить мониторинг

среди воспитанников и

проанализировать уровень

их эколого - эстетических  и

природоохранных  знаний – анкета «Дети об охране природы»;

(см.приложение № 2)

- Изучить передовой

 педагогический опыт,

направленный на

приобщение воспитанников

и их семей к эколого –

эстетическому и

природоохранному образу

жизни.

Май 2013

Воспитатель

- Изучение  передового

педагогического опыта, интернет ресурсов с целью определения плана мероприятий.

Май 2013

Воспитатель

II этап-

информационно-моделирующий

( июнь - август

2013)

- Разработка плана мероприятий, направленных на достижение поставленной цели и задач проекта;  (см. приложение № 3)                                            - Подборка и разработка методического обеспечение проекта.

Июнь – август 2013

Воспитатель

III этап –

Практический

(третья неделя августа 2013)

- Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта «Береги живое» («Новости»).

(см.приложение №4)

Третья неделя августа 2013

Воспитатель

-  Реализация плана

мероприятий проекта

«Береги живое», вовлечение

детей, родителей в деятельность. Перспективное

планирование на неделю для детей 2 мл.гр. по проекту

«Береги живое» (см.приложение №5).

Третья неделя августа 2013

Воспитатель, родители, дети.

IV этап – контрольно-аналитический

(до 15.09.2013)

- Проведение мониторинга:

-развития эколого – эстетической и природоохранной  культуры  воспитанников;

(см.приложение № 2)

- Изучение уровня:

педагогической компетентности и активности родителей в воспитании  ребенка; (см.приложение № 1 )

до 15.09.2013

Воспитатель

-Оформление

презентации проекта

(слайд – шоу).

Сентябрь 2013

Воспитатель

V этап – презентацион-ный,

(сентябрь 2013)

-Представление

(слайд – шоу) презентации инновационного опыта на родительском собрании.

Сентябрь 2013

Воспитатель

Проект "Береги живое" реализуется  при взаимодействии всех участников образовательного процесса. Оформляется информационный биллютень на актуальную тему: «Экологическая обстановка в России» (см.приложение № 5) Представляется перспективное планирование на неделю для детей 3-7 лет по проекту «Береги живое»  (см.приложение  с № 6 по № 9). Примерный перечень подвижных игр (см.приложение №7).

Содержание проекта осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности. Она включает время, отведенное:

- на организацию различных видов детской деятельности  (вне НОД);

- на образовательную деятельность, в ходе режимных моментов;

- на самостоятельную детскую деятельность;

- на взаимодействие с родителями воспитанников.

Формы взаимодействия с детьми:

ситуации общения (включая мониторинг), продуктивная деятельность, игровая деятельность, экспериментирование, рассматривание литературы, практические упражнения (включая закаливание), слушание художественных произведений, развлечения.

Формы взаимодействия с родителями:

-анкетирование с целью изучения уровня педагогической компетентности и активности    

Информация для родителей, анкетирование, ремонтные работы силами родителей, домашние задания, организация помощи по созданию условий для игр детей, подбор домашних фото для презентации, родительское собрание.

 

Распределение деятельности участников проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность

родителей

1 этап

Формирует проблему, цель, определяет продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Формулирует

 задачи.

 Вхождение в проблему.

 Вживание в

 игровую ситуацию.

 Принятие задачи.

 Дополнение задач проекта.

 

   Знакомятся с планом проекта.

2 этап

Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность.

Организует её.

 Объединение детей

 в рабочие группы.

 Распределение ролей.

 

3 этап

Практическая помощь по необходимости.

Направляет и контролирует осуществление  проекта.

 Формирование  специфических

способностей.

 

Оказывают необходимую помощь в решении поставленных задач, совместно  с ребенком                              

4 этап

Подготовка к презентации проекта.

Организация и проведение презентации.

 Продукт деятельности готовят к презентации.

 Представляют (родителям) продукт деятельности.

Обсуждают с ребенком результат проекта

(«Что ты узнал нового?»

«Что  у тебя получилось

(не получилось?)»)

Содержание проекта осуществлялось вне НОД, которое включает время, отведенное  на:    

-организацию различных видов детской деятельности;

 -образовательную деятельность, в ходе режимных моментов;

 -самостоятельную детскую деятельность;

-взаимодействие с родителями воспитанников.

8. Результат реализации проекта:

На сегодняшний день выполнено всё.  Включая мониторинг (детей и родителей). Подготовлена презентация «Береги живое».

Считаю, что система целенаправленных мероприятий проекта привела к качественным изменениям в показателях (приложение№1).

Родители стали с интересом относиться к проводимым мероприятиям.

Они понимают важность поставленных вопросов (приложение №2).

Мероприятия проводились по плану. Разработано методическое обеспечение.

Можно сделать вывод, что разработанный нами проект эффективен и продуктивен.

В ПРИЛОЖЕНИИ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ

(только малую часть материала):

План мероприятий

для младшего дошкольного возраста

по реализации проекта «Береги живое».

Тема

проекта

сроки проведения

мероприятия с детьми

мероприятия с родителями

«Береги живое»

Август (третья неделя месяца)

-мониторинг (2 раза);

- ситуация общения «Живое надо беречь»;

-рассматривание схемы «Функции растений»;

-упражнение под музыку

 «Рост растения из семечка»;

-беседа о том, как надо беречь живое;

-развлечение «Сказочный лес»;

-разучить стих Ю. Тувим «Овощи»;

- практические упражнения «Изобрази живого»;

-рассматривание детских энциклопедий;

-коллективная работа по пластилинографии «Как у котика усы…»;

-практические упражнения «Как устроено растение»;

- загадки;

-проведение опытов;

-пальчиковая игра «Бараны»;

- беседа о том, из каких частей состоит растение (птица, зверь…);

-развлечение  «Очень любим мы зверят»;

-игры на звукоподражание;

-дидактическая игра  

«Кто бывает такого цвета»;

-игра по сенсорному воспитанию  «Спрячь мышку от кошки»;

- комплекс ОРУ без предметов.

- ознакомление с планом проекта;

- анкетирование;

- информационный биллютень: «Проектная деятельность в детском саду»;        

- плакаты (домашнее задание);

- сбор информации для оформления слайд – шоу «Береги живое»;

-информационный биллютень: «Экологическая  

обстановка  в  России»;

- субботник по подвязыванию веток у кустов акации вокруг участка;

- информационный биллютень:  «Играйте со своими детьми»;

- родительское собрание «О проектной деятельности в детском саду «Береги живое».

Объявление  о начале проектной деятельности.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

-Как вырастить маленького гения?  

Дать возможность ребенку экспериментировать, фантазировать, искать ответы на вопросы!

Ничто так не помогает малышу развиваться и отыскивать ответы на свои вопросы как совместная исследовательская работа. С рождения ребенок открывает шаг за шагом этот мир, перед малышом встает много вопросов, порой на которые не так легко найти ответы: почему солнце желтое? почему дождь мокрый? Для того чтобы помочь малышу в его познаниях педагоги ДОУ применяют проблемное обучение (реализации проектов), позволяющие вашим детям развивать логическое мышление, опытно исследовательскую деятельность, развивают интерес к окружающему миру.

Этапы проектной деятельности:

 Выбирается тема, формируется цель проекта.

 Разрабатывается проект, составляется план последующих действий детей.

 Выполнение практической части проекта.

 Подведение итогов, оцениваются результаты работы и ставятся задачи для выполнения следующих проектов.

В настоящее время проектная деятельность

входит в новые стандарты для всех дошкольных учреждений.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер.  Поэтому основной задачей будет обучение необходимым умениям и навыкам.

И в МДОУ мы вводим этот метод работы.

Наша группа продолжает работать

над проектом «Береги живое».

Уже: прошли успешно два этапа

(информационно-аналитический, информационно-моделирующий);

 начинается практический этап(с третьей недели августа этого года);

так же, идёт сбор информации для оформления продукта проекта

(для презентации в виде слайд-шоу; будет ещё диагностик и анкета).

Считаем, что система целенаправленных мероприятий проекта приведёт к качественным  изменениям  в показателях по эколого – эстетических качеств личности наших детей и уровень их природоохранных знаний.

Родители оказывают необходимую помощь в решении поставленных задач, совместно  с ребенком; активно участвуют в мероприятиях

(анкеты, поход, рисунки с детьми прочее); собирают материал (семейные фото и видео) для презентации «Береги живое».

С уважением к вам:

дети и воспитатели.