Самообразование
проект на тему

Ковалёва Валентина Ивановна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_sr._gr.docx61.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение   «Управление образования Администрации города Лабытнанги».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  «ЯГОДКА»

Тема  проекта:

«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

2014 - 2016 г.г.

сроки реализации проекта

Ф. И.О. автора: Ковалёва Валентина Ивановна.

 «Мир, окружающий ребёнка,  - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.

Введение

          Экологическое воспитание - сравнительно «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения».новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научится ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.

 Актуальность темы. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.  Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывая  в детях бережное к ней отношение. Необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.  Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

 «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». М. Пришвин.

Цель моей работы: изучить все аспекты влияющие на процесс воспитания экологической культуры; дать экологические знания; научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, а значит бережно распоряжаться её богатствами.

Для достижения поставленной  цели педагогической деятельности я решаю следующие задачи:

  • Создание  экологической развивающей среды.
  • Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступной пониманию ребёнка-дошкольника через интегрированный подход.
  • Развитие познавательного интереса к миру природы.
  • Формирование первоначальных умений и навыков экологически  грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений                 наблюдать за природными объектами и явлениями.
  • Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
  • Формирование психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
  • Развитие познавательно-творческих способностей детей.
  • Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания.
  • Формирование у родителей потребности в знаниях об  экологической культуре в жизни и желания передавать их детям собственным примером.

 В качестве теоретического и методического основания для решения поставленных целей и задач экологического воспитания дошкольников я использую результаты отечественных исследований, положительный опыт работы с дошкольниками в области экологического образования.

Реферативная часть

       Суть экологического воспитания заключается в том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.  Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание. Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научится ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания.

 Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

 Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Взрослый, любящий природу, сумеет сделать её могучим фактором всестороннего развития ребёнка. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

    Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

    В своей группе я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников. У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. Провожу беседы: « Чем богата земля», «Берегите птиц»,  «Деревья – лёгкие земли», «Что было бы, если исчезли леса птицы животные» и др.

 В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель, то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю,  обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают в непосредственной образовательной деятельности.

    Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу озера, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

     Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игры:   «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

   Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Часто в образовательной деятельности я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего,  я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

 В группе проводятся конкурсы детских рисунков: « Времена года», «Мой любимый цветок»,  «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка - зима», «Тает снежок, ожил лужок»,  «Зимний пейзаж». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Из листьев и ракушек:  «Осень в лесу», «Осенняя фантазия», «На лесной поляне», «Аквариум», «Бабочка» и др.  Анализируя свою работу, я  пришла к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. При работе с родителями я используем следующие формы: анкетирование по вопросам экологии, оформляем экологические стенгазеты, информационные листы, а также проводим как индивидуальные, так и групповые консультации по вопросам экологического воспитания детей. Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются  проводимой нами работой.

 Большое внимание я уделяю проблеме охраны окружающей среды. Показываю и объясняю  на примере фотографий, видеозаписей загрязнения водоёмов, лесных массивов, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. В группе организовали выставку работ детей и родителей под названием «Моё творчество», где дети выставляют свои рисунки, аппликации, поделку, а родители рукоделие, поделки. Среди родителей был проведен конкурс на лучшую поделку «Бал цветов», здесь родители проявили максимум творчества и воображения. За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, дискуссии).

    Эффективной формой работы с родителями является беседы. Здесь дети рассказывают о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

  Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседую с родителями, даю конкретные советы, рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим какие- то телевизионные передачи и т. д.

 Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

    Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Ожидаемый результат

Я считаю, что в результате проделанной работы будет  положительный результат:

  •  сформированы начала экологической культуры у детей;
  •  сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  •  дети учатся практическим действиям по охране природы;
  •  развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  •  у детей появилось желание общаться с природой, видеть её красоту, восхищаться ей и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

  Закончить хочу словами К. Ушинского: «Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».


Всё хорошее в людях — из детства!
 

Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!

Проектная часть

Раздел плана

Срок

Содержание работы

Практические выходы

2014 - 2015 учебный год

Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.

Сентябрь

2014г

Планирование работы по самообразованию.

 • определение содержания работы по самообразованию;
• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.


Составление плана

Октябрь

2014г.

Изучение научно-методической литературы:

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.

Фотовыставка:  «Ребенок и природа»

Ноябрь

2014 г.

Создание экологического уголка.

Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала)

Выставка: «Дары природы» поделки «Осень в лесу», Осенняя фантазия», «На лесной поляне».

Декабрь

2014 г.

Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Январь

2015 г.

Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить  время на улице.

Беседа «Зимняя прогулка в детском саду!»

Февраль

2015 г.

Подготовка развлечения по экологии.

Развлечение «На лесной поляне»

Март

2015 г.

Изготовление дидактических игр, пособий  по экологии. Подбор материала для проекта «Мое творчество»

Картотека дидактических игр для детей средней  группы. Проект «Мое творчество».

Апрель

2015 г.

Совместно с родителями

подготовить экологическую  газету.

Экологическая газета на тему

«Прикоснись к природе сердцем»

Май

2015г.

Советы и  рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

2015 - 2016 учебный год

1. Разработать конспект НОД по экологии

 2. Пополнить картотеку дидактических игр по экологии

 3. Внедрение и реализация новых современных, образовательных технологий, вариативных воспитательно – образовательных программ.

Сентябрь

2015г

Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год.

Фоторепортаж  «Воспоминания о лете!»

Выставка, оформление «Отдых на

 природе»

Октябрь

2015г.

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

Акция «Наши меньшие  друзья!»

Ноябрь

2015 г.

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей.

Мастер-класс для детей и родителей   «Зайчик», «Цветы».

Конкурс «Бал цветов»

Декабрь

2015 г.

Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы». деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе  НОД и в свободной деятельности.

Январь

2016 г.

Разработать конспекты этических бесед по экологии «Ключи природы» дидактические игры по экологическому развитию

Конспект НОД «Мы друзья природы»

Февраль

2016 г.

Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы»

Папка-передвижка «Природа - общий дом»

Март

2016 г.

Анкетирование родителей.

 Анализ работы по программе

Апрель

2016 г.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.

Совместное создание в группе «огорода»

Беседа для родителей  «Ознакомление с явлениями природы детей дошкольного возраста»

Май

2016г.

Привлечь родителей к сбору природного материала  в летний период для детского творчества.

Природный материал:  листья, семена, шишки, желуди и т.д.


Список литературы:

  1. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Детство – Пресс 2001г.
  2. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». М. Просвещение 1985г.
  3.  3. Н. С. Голицына «Экологическое воспитание дошкольников»
  4. Журнал «Ребёнок в детском саду» №3/2002.
  5.  Журнал «Ребёнок в детском саду» №1/2002.
  6.   З. М. Богусловская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего      дошкольного возраста» М.  «Просвещение» 1991.
  7.   Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М. «Просвещение» 1988г.
  8.  Программа воспитания и развития детей в детском саду «Детство» / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н. А. Ноткина и др. - М., 2006.
  9.  Усова А.П. «Обучение в детском саду». - М., 1994.
  10. С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании ребёнка».
  11. М. Д. Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного возраста». Москва 2004г.
  12. Т. Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке».
  13. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва 2005г.
  14. Т. Я. Шипунова «Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Новосибирск 1994г.

  1.  Интернет ресурсы.
  2. И. Черныш «Поделки из природных материалов», Москва «Аст-Пресс» 2000г.
  3. №2/ 2002г.  «Ребёнок в детском саду».
  4. №3/ 2002. г «Ребёнок в детском саду».
  5. №2/2009г.  «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения».
  6. №1/2011. «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения».
  7. №5/2011г. «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения».

Приложение         Перспективное планирование дидактических игр на 2014 – 2015гг.

ОКТЯБРЬ

Название игры

Задачи

Литература

«Чьи детки»

- закрепить знания о домашних животных и их детёнышах; развивать произвольное внимание, речь.

А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

 

«По грибы, по ягоды»

- учить различать съедобные и несъедобные грибы, называть их; активизировать в речи названия лесных и садовых ягод.

№1/ 2002 «Ребёнок в детском саду»

 «Угадай, что в мешочке»

- закрепить знания об овощах и фруктах, их характерных особенностях; их многообразии.

А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

  «Угадай дерево по листу и плоду»

- уточнить представления детей о деревьях их плодах; их значении для всего живого.

Н. С. Голицына «Экологическое воспитание дошкольников»

                                                           

НОЯБРЬ

«Угадай, чей хвост»

-развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

«Съедобное - несъедобное»

-расширить представления детей о съедобных и несъедобных грибах закрепить знания о грибах и ягодах.

№3 /2002 «Ребёнок в детском саду»

«Домашние животные»

- расширить знание детей о домашних животных, выделяя их характерные особенности.

С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании ребёнка»

«Перелётные птицы»

- закрепить знание о перелётных птицах; как они приспосабливаются к жизни в зимнее время.

Н. С. Голицына «Экологическое воспитание дошкольников»

ДЕКАБРЬ

 

         «Кто как кричит»

- закреплять знания детей о животных и птицах, умение вести диалог.

№3/ 2002 «Ребёнок в детском саду»

«Корзина с фруктами»

-учить группировать предметы по отдельным признакам.

Л. А Вагнер « Воспитание сенсорной культуры ребёнка».

        «Кто живёт в лесу»

- формировать представления детей об образе жизни диких животных.

М. Д. Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного возраста»

«Зоологическое лото»

- закрепить знания о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность.

А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

«Угостим кукол»

-учить группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции, выдержку.

Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия во вт. Младшей группе».

ЯНВАРЬ

          «Времена года»

- уточнить и закрепить представления о временах года; называть характерные признаки времён года.

№1/ 2002 «Ребёнок в детском саду»

«Кто во что одет»

- закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела ( перья, чешуя, шерсть)

О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

«Зимующие птицы»

- закрепить знание детей о зимующих птицах, развивать умение слушать вопросы и отвечать на них.

«Ребёнок в детском саду»

№3/2002.

«Кто где живёт»

- закреплять знание о животных (различать и называть их),  умение систематизировать животных по среде обитания.

«Ребёнок в детском саду»

№3/2002.

ФЕВРАЛЬ

«Отгадай загадки о животных»

- обобщить представления детей о домашних и диких животных; развивать логическое мышление, память.

Н. С. Голицына «Экологическое воспитание дошкольников»

«Кто что ест»

- расширить представления детей об образе жизни диких животных; различать особенности в питании, передвижении.

Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия во вт. Младшей группе».

«Птицы, звери, рыбы»

- упражнять в группировке животных, птиц. Рыб; закреплять знания о них.

А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

«Когда это бывает»

- закреплять знание о временах года, развивать связную речь внимание.

С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании ребёнка»

МАРТ

«Назови комнатное растение»

- расширить знания детей о комнатных растениях; о правилах ухода за ними; об их пользе для человека.

Н. С. Голицына «Экологическое воспитание дошкольников»

«Вершки и корешки»

- закрепить знания детей об овощах; воспитывать внимание..

А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

«Какой? Какая? Какое?»

- учить согласовывать существительное с прилагательным, правильно строить фразу, активизировать словарь.

«Ребёнок в детском саду»

№1/2002.

«Кто как передвигается»

- закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения, формировать навык пользования моделями.

О. А Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию».

АПРЕЛЬ

«Магазин цветов»

- учить различать цветы по внешним признакам, закрепить названия цветов.

О. А Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию».

«Собери букет»

- расширить знания детей о раннецветущих растениях, называть их.

О. А Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию».

«Где что растёт»

-учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость  всего живого от состояния растительного покрова.

Т. Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке»

«Насекомые»

- разбудить в детях интерес к насекомым; дать представление о их разнообразии; приспособленности к природным условиям.

Н. С. Голицына «Экологическое воспитание дошкольников»

МАЙ

«На птичьем дворе»

- закрепить знания о домашних птицах, учить правильно произносить звукоподражания.

А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

«Лети листок, ко мне в кузовок»

-учить называть и различать деревья по форме листьев, развивать память, внимание.

О. А Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию».

«Что сажают в огороде»

- учить классифицировать предметы по определённым признакам ( по месту их произрастания по  способу их применения)

О. А Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию».

«Природа и человек»

-систематизировать знания о том, что даёт человеку природа и что он делает сам; воспитывать бережное отношение к природе.

Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».

Проектная часть

Раздел плана

Срок

Содержание работы

Практические выходы

2014 - 2015 учебный год

Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.

Сентябрь

2014г

Планирование работы по самообразованию.

 • определение содержания работы по самообразованию;
• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.


Составление плана

Октябрь

2014г.

Изучение научно-методической литературы:

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.

Фотовыставка:  «Ребенок и природа»

Ноябрь

2014 г.

Создание экологического уголка.

Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала)

Выставка: «Дары природы» поделки «Осень в лесу», Осенняя фантазия», «На лесной поляне».

Декабрь

2014 г.

Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Январь

2015 г.

Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить  время на улице.

Беседа «Зимняя прогулка в детском саду!»

Февраль

2015 г.

Подготовка развлечения по экологии.

Развлечение «На лесной поляне»

Март

2015 г.

Изготовление дидактических игр, пособий  по экологии. Подбор материала для проекта «Мое творчество»

Картотека дидактических игр для детей средней  группы. Проект «Мое творчество».

Апрель

2015 г.

Совместно с родителями

подготовить экологическую  газету.

Экологическая газета на тему

«Прикоснись к природе сердцем»

Май

2015г.

Советы и  рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

2015 - 2016 учебный год

1. Разработать конспект НОД по экологии

 2. Пополнить картотеку дидактических игр по экологии

 3. Внедрение и реализация новых современных, образовательных технологий, вариативных воспитательно – образовательных программ.

Сентябрь

2015г

Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год.

Фоторепортаж  «Воспоминания о лете!»

Выставка, оформление «Отдых на природе»

Октябрь

2015г.

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

Акция «Наши меньшие  друзья!»

Ноябрь

2015 г.

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей.

Открытый просмотр НОД «Золотая осень» Мастер-класс для детей и родителей   «Зайчик», «Цветы».

Конкурс «Бал цветов»

Декабрь

2015 г.

Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы». деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе  НОД и в свободной деятельности.

Январь

2016 г.

Разработать конспекты этических бесед по экологии «Ключи природы» дидактические игры по экологическому развитию

Конспект НОД «Мы друзья природы»

Февраль

2016 г.

Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы»

Папка-передвижка «Природа - общий дом»

Март

2016 г.

Анкетирование родителей.

 Анализ работы по программе

Апрель

2016 г.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.

Совместное создание в группе «огорода»

Беседа для родителей  «Ознакомление с явлениями природы детей дошкольного возраста»

Май

2016г.

Привлечь родителей к сбору природного материала  в летний период для детского творчества.

Природный материал:  листья, семена, шишки, желуди и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...