Самообразование
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ЯГОДКА»
Тема проекта:
«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
2014 - 2016 г.г.
сроки реализации проекта
Ф. И.О. автора: Ковалёва Валентина Ивановна.
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Введение
Экологическое воспитание - сравнительно «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения».новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научится ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.
Актуальность темы. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывая в детях бережное к ней отношение. Необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». М. Пришвин.
Цель моей работы: изучить все аспекты влияющие на процесс воспитания экологической культуры; дать экологические знания; научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, а значит бережно распоряжаться её богатствами.
Для достижения поставленной цели педагогической деятельности я решаю следующие задачи:
- Создание экологической развивающей среды.
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступной пониманию ребёнка-дошкольника через интегрированный подход.
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями.
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
- Формирование психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
- Развитие познавательно-творческих способностей детей.
- Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания.
- Формирование у родителей потребности в знаниях об экологической культуре в жизни и желания передавать их детям собственным примером.
В качестве теоретического и методического основания для решения поставленных целей и задач экологического воспитания дошкольников я использую результаты отечественных исследований, положительный опыт работы с дошкольниками в области экологического образования.
Суть экологического воспитания заключается в том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание. Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научится ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Взрослый, любящий природу, сумеет сделать её могучим фактором всестороннего развития ребёнка. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
В своей группе я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников. У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. Провожу беседы: « Чем богата земля», «Берегите птиц», «Деревья – лёгкие земли», «Что было бы, если исчезли леса птицы животные» и др.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель, то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю, обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают в непосредственной образовательной деятельности.
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу озера, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игры: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Часто в образовательной деятельности я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
В группе проводятся конкурсы детских рисунков: « Времена года», «Мой любимый цветок», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка - зима», «Тает снежок, ожил лужок», «Зимний пейзаж». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Из листьев и ракушек: «Осень в лесу», «Осенняя фантазия», «На лесной поляне», «Аквариум», «Бабочка» и др. Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. При работе с родителями я используем следующие формы: анкетирование по вопросам экологии, оформляем экологические стенгазеты, информационные листы, а также проводим как индивидуальные, так и групповые консультации по вопросам экологического воспитания детей. Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой нами работой.
Большое внимание я уделяю проблеме охраны окружающей среды. Показываю и объясняю на примере фотографий, видеозаписей загрязнения водоёмов, лесных массивов, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. В группе организовали выставку работ детей и родителей под названием «Моё творчество», где дети выставляют свои рисунки, аппликации, поделку, а родители рукоделие, поделки. Среди родителей был проведен конкурс на лучшую поделку «Бал цветов», здесь родители проявили максимум творчества и воображения. За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, дискуссии).
Эффективной формой работы с родителями является беседы. Здесь дети рассказывают о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.
Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседую с родителями, даю конкретные советы, рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим какие- то телевизионные передачи и т. д.
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Ожидаемый результат
Я считаю, что в результате проделанной работы будет положительный результат:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой, видеть её красоту, восхищаться ей и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Закончить хочу словами К. Ушинского: «Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!
Проектная часть
Раздел плана | Срок | Содержание работы | Практические выходы |
2014 - 2015 учебный год | |||
Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме. | Сентябрь 2014г | Планирование работы по самообразованию. • определение содержания работы по самообразованию; |
|
Октябрь 2014г. | Изучение научно-методической литературы: Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. | Фотовыставка: «Ребенок и природа» | |
Ноябрь 2014 г. | Создание экологического уголка. Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала) | Выставка: «Дары природы» поделки «Осень в лесу», Осенняя фантазия», «На лесной поляне». | |
Декабрь 2014 г. | Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности детей дошкольного возраста» | |
Январь 2015 г. | Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице. | Беседа «Зимняя прогулка в детском саду!» | |
Февраль 2015 г. | Подготовка развлечения по экологии. | Развлечение «На лесной поляне» | |
Март 2015 г. | Изготовление дидактических игр, пособий по экологии. Подбор материала для проекта «Мое творчество» | Картотека дидактических игр для детей средней группы. Проект «Мое творчество». | |
Апрель 2015 г. | Совместно с родителями подготовить экологическую газету. | Экологическая газета на тему «Прикоснись к природе сердцем» | |
Май 2015г. | Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. | Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» | |
2015 - 2016 учебный год | |||
1. Разработать конспект НОД по экологии 2. Пополнить картотеку дидактических игр по экологии 3. Внедрение и реализация новых современных, образовательных технологий, вариативных воспитательно – образовательных программ. | Сентябрь 2015г | Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год. | Фоторепортаж «Воспоминания о лете!» Выставка, оформление «Отдых на природе» |
Октябрь 2015г. | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива | Акция «Наши меньшие друзья!» | |
Ноябрь 2015 г. | Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей. | Мастер-класс для детей и родителей «Зайчик», «Цветы». Конкурс «Бал цветов» | |
Декабрь 2015 г. | Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы». деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам | Использование DVD дисков в работе НОД и в свободной деятельности. | |
Январь 2016 г. | Разработать конспекты этических бесед по экологии «Ключи природы» дидактические игры по экологическому развитию | Конспект НОД «Мы друзья природы» | |
Февраль 2016 г. | Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы» | Папка-передвижка «Природа - общий дом» | |
Март 2016 г. | Анкетирование родителей. | Анализ работы по программе | |
Апрель 2016 г. | Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. | Совместное создание в группе «огорода» Беседа для родителей «Ознакомление с явлениями природы детей дошкольного возраста» | |
Май 2016г. | Привлечь родителей к сбору природного материала в летний период для детского творчества. | Природный материал: листья, семена, шишки, желуди и т.д. |
Список литературы:
- О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Детство – Пресс 2001г.
- А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». М. Просвещение 1985г.
- 3. Н. С. Голицына «Экологическое воспитание дошкольников»
- Журнал «Ребёнок в детском саду» №3/2002.
- Журнал «Ребёнок в детском саду» №1/2002.
- З. М. Богусловская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» М. «Просвещение» 1991.
- Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М. «Просвещение» 1988г.
- Программа воспитания и развития детей в детском саду «Детство» / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н. А. Ноткина и др. - М., 2006.
- Усова А.П. «Обучение в детском саду». - М., 1994.
- С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании ребёнка».
- М. Д. Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного возраста». Москва 2004г.
- Т. Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке».
- Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва 2005г.
- Т. Я. Шипунова «Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Новосибирск 1994г.
- Интернет ресурсы.
- И. Черныш «Поделки из природных материалов», Москва «Аст-Пресс» 2000г.
- №2/ 2002г. «Ребёнок в детском саду».
- №3/ 2002. г «Ребёнок в детском саду».
- №2/2009г. «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения».
- №1/2011. «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения».
- №5/2011г. «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения».
Приложение Перспективное планирование дидактических игр на 2014 – 2015гг.
ОКТЯБРЬ
Название игры | Задачи | Литература |
«Чьи детки» | - закрепить знания о домашних животных и их детёнышах; развивать произвольное внимание, речь. | А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». |
«По грибы, по ягоды» | - учить различать съедобные и несъедобные грибы, называть их; активизировать в речи названия лесных и садовых ягод. | №1/ 2002 «Ребёнок в детском саду» |
«Угадай, что в мешочке» | - закрепить знания об овощах и фруктах, их характерных особенностях; их многообразии. | А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». |
«Угадай дерево по листу и плоду» | - уточнить представления детей о деревьях их плодах; их значении для всего живого. | Н. С. Голицына «Экологическое воспитание дошкольников» |
НОЯБРЬ
«Угадай, чей хвост» | -развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных. | О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». |
«Съедобное - несъедобное» | -расширить представления детей о съедобных и несъедобных грибах закрепить знания о грибах и ягодах. | №3 /2002 «Ребёнок в детском саду» |
«Домашние животные» | - расширить знание детей о домашних животных, выделяя их характерные особенности. | С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании ребёнка» |
«Перелётные птицы» | - закрепить знание о перелётных птицах; как они приспосабливаются к жизни в зимнее время. | Н. С. Голицына «Экологическое воспитание дошкольников» |
ДЕКАБРЬ
«Кто как кричит» | - закреплять знания детей о животных и птицах, умение вести диалог. | №3/ 2002 «Ребёнок в детском саду» |
«Корзина с фруктами» | -учить группировать предметы по отдельным признакам. | Л. А Вагнер « Воспитание сенсорной культуры ребёнка». |
«Кто живёт в лесу» | - формировать представления детей об образе жизни диких животных. | М. Д. Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного возраста» |
«Зоологическое лото» | - закрепить знания о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность. | А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». |
«Угостим кукол» | -учить группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции, выдержку. | Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия во вт. Младшей группе». |
ЯНВАРЬ
«Времена года» | - уточнить и закрепить представления о временах года; называть характерные признаки времён года. | №1/ 2002 «Ребёнок в детском саду» |
«Кто во что одет» | - закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела ( перья, чешуя, шерсть) | О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». |
«Зимующие птицы» | - закрепить знание детей о зимующих птицах, развивать умение слушать вопросы и отвечать на них. | «Ребёнок в детском саду» №3/2002. |
«Кто где живёт» | - закреплять знание о животных (различать и называть их), умение систематизировать животных по среде обитания. | «Ребёнок в детском саду» №3/2002. |
ФЕВРАЛЬ
«Отгадай загадки о животных» | - обобщить представления детей о домашних и диких животных; развивать логическое мышление, память. | Н. С. Голицына «Экологическое воспитание дошкольников» |
«Кто что ест» | - расширить представления детей об образе жизни диких животных; различать особенности в питании, передвижении. | Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия во вт. Младшей группе». |
«Птицы, звери, рыбы» | - упражнять в группировке животных, птиц. Рыб; закреплять знания о них. | А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». |
«Когда это бывает» | - закреплять знание о временах года, развивать связную речь внимание. | С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании ребёнка» |
МАРТ
«Назови комнатное растение» | - расширить знания детей о комнатных растениях; о правилах ухода за ними; об их пользе для человека. | Н. С. Голицына «Экологическое воспитание дошкольников» |
«Вершки и корешки» | - закрепить знания детей об овощах; воспитывать внимание.. | А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». |
«Какой? Какая? Какое?» | - учить согласовывать существительное с прилагательным, правильно строить фразу, активизировать словарь. | «Ребёнок в детском саду» №1/2002. |
«Кто как передвигается» | - закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения, формировать навык пользования моделями. | О. А Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». |
АПРЕЛЬ
«Магазин цветов» | - учить различать цветы по внешним признакам, закрепить названия цветов. | О. А Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». |
«Собери букет» | - расширить знания детей о раннецветущих растениях, называть их. | О. А Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». |
«Где что растёт» | -учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова. | Т. Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке» |
«Насекомые» | - разбудить в детях интерес к насекомым; дать представление о их разнообразии; приспособленности к природным условиям. | Н. С. Голицына «Экологическое воспитание дошкольников» |
МАЙ
«На птичьем дворе» | - закрепить знания о домашних птицах, учить правильно произносить звукоподражания. | А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». |
«Лети листок, ко мне в кузовок» | -учить называть и различать деревья по форме листьев, развивать память, внимание. | О. А Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». |
«Что сажают в огороде» | - учить классифицировать предметы по определённым признакам ( по месту их произрастания по способу их применения) | О. А Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». |
«Природа и человек» | -систематизировать знания о том, что даёт человеку природа и что он делает сам; воспитывать бережное отношение к природе. | Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». |
Проектная часть
Раздел плана | Срок | Содержание работы | Практические выходы |
2014 - 2015 учебный год | |||
Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме. | Сентябрь 2014г | Планирование работы по самообразованию. • определение содержания работы по самообразованию; |
|
Октябрь 2014г. | Изучение научно-методической литературы: Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. | Фотовыставка: «Ребенок и природа» | |
Ноябрь 2014 г. | Создание экологического уголка. Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала) | Выставка: «Дары природы» поделки «Осень в лесу», Осенняя фантазия», «На лесной поляне». | |
Декабрь 2014 г. | Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности детей дошкольного возраста» | |
Январь 2015 г. | Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице. | Беседа «Зимняя прогулка в детском саду!» | |
Февраль 2015 г. | Подготовка развлечения по экологии. | Развлечение «На лесной поляне» | |
Март 2015 г. | Изготовление дидактических игр, пособий по экологии. Подбор материала для проекта «Мое творчество» | Картотека дидактических игр для детей средней группы. Проект «Мое творчество». | |
Апрель 2015 г. | Совместно с родителями подготовить экологическую газету. | Экологическая газета на тему «Прикоснись к природе сердцем» | |
Май 2015г. | Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. | Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» | |
2015 - 2016 учебный год | |||
1. Разработать конспект НОД по экологии 2. Пополнить картотеку дидактических игр по экологии 3. Внедрение и реализация новых современных, образовательных технологий, вариативных воспитательно – образовательных программ. | Сентябрь 2015г | Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год. | Фоторепортаж «Воспоминания о лете!» Выставка, оформление «Отдых на природе» |
Октябрь 2015г. | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива | Акция «Наши меньшие друзья!» | |
Ноябрь 2015 г. | Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей. | Открытый просмотр НОД «Золотая осень» Мастер-класс для детей и родителей «Зайчик», «Цветы». Конкурс «Бал цветов» | |
Декабрь 2015 г. | Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы». деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам | Использование DVD дисков в работе НОД и в свободной деятельности. | |
Январь 2016 г. | Разработать конспекты этических бесед по экологии «Ключи природы» дидактические игры по экологическому развитию | Конспект НОД «Мы друзья природы» | |
Февраль 2016 г. | Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы» | Папка-передвижка «Природа - общий дом» | |
Март 2016 г. | Анкетирование родителей. | Анализ работы по программе | |
Апрель 2016 г. | Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. | Совместное создание в группе «огорода» Беседа для родителей «Ознакомление с явлениями природы детей дошкольного возраста» | |
Май 2016г. | Привлечь родителей к сбору природного материала в летний период для детского творчества. | Природный материал: листья, семена, шишки, желуди и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-590276-1445150983.jpg)
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-720016-1618479848.jpg)
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-720016-1618479848.jpg)
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/23/picture-467372-1503518884.jpg)
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-692736-1587754212.jpg)
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/10/picture-763746-1462879461.jpg)
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-889637-1486313237.jpg)
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...