Икебана
занимательные факты на тему

Конышева Марина Викторовна

Данный материал можно использовать для конкурса на лучшую икебану, в нем содержится история возникновения искусства создания икебан, их виды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikebana_word.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТАТЕБАНА

Такая композиция состоит из прямо поставленных в вазу цветов. Данный стиль был связан с обычаем «кугэ», который заключался в подношениях к изображению Будды.

РИККА

Классическая композиция рикка воплощала в себе могущественную красоту природы, в которой отдельные ее элементы символизировали горные вершины и холмы, реки и водопады, горные селения и крупные поселки. Всего это стиль включает в себя 9 основных элементов.

РИККА СИМПУТАЙ

Цветы, ветки, листья, гармонично сочетаясь друг с другом, органично и непосредственно включаются в композицию, которая создает впечатление целостной, хорошо сбалансированной работы.

Входящие в эту композицию элементы не имеют определенных названий и образуют несколько групп, в которых выделяют главный элемент и помощников, дополняющих его свойства. 

ТЯБАНА

Главной особенностью данного стиля является простота и сезонность материала используемого в работах. Композиции тябана устанавливаются в скромные бамбуковые, керамические или плетеные вазы и, как правило, в них присутствуют либо один цветок, либо одна ветка, призванные олицетворять собой красоту садов, лесов, полей.

СЕКА СЕФУТАЙ

Композиции стиля сека подчеркивают естественную красоту растения.

В композициях сека встречаются пожелтевшие листья, листья, изъеденные насекомыми, листья, надломленные ветром — во всем этом заключено природное очарование растений. 

СЕКА СИМПУТАЙ

Основная цель композиций в стиле сека симпутай — это показать живой ритм современной жизни, в которой все связано нитями взаимной необходимости.

Благодаря живым и ярким композициям симпутай, сочетающих и противопоставляющих различные свойства растительного материала (широкое — узкое, высокое — низкое, яркое — блеклое, прямое — извилистое, и. т. п.), зритель открывает для себя и новую эстетическую пропорцию, отличную от классической пропорции 3 – 5 – 7. В целом эстетическая пропорция симпутай многогранна и связана как с вазой, так и с базовыми элементами «Сю» и «Е»: формой и размером листьев, их размерами, направлением роста веток и их причудливыми изгибами.

МОРИБАНА И НАГЭИРЭ

Для композиций морибана актуально использование низких широких вазах круглой, овальной, квадратной формы, которые крепятся при помощи специального металлического крепления — кензана, в такие вазы и ставятся растения. В композициях нагэирэ используются высокие, цилиндрические вазы, а растения крепятся с помощью различных приспособлений — расщепленных веток, крестовины и т. п.

В работах нагэирэ подчеркивается красота линий, а в композициях морибана, напротив, делается акцент на объем, цвет и массу используемых растений.

                        Нагэирэ                                                                                   Морибана

СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ

Внутренний мир растений в этом стиле выражается посредством свободной комбинации цвета, линии, массы, поверхности растений, в соответствии с идеей создателя. Свободный стиль допускает использование материалов и нерастительного происхождения, таких как, например, стекло, проволока, металл, пластик и др., играя в композиции вспомогательную роль.

Все мы много слышали про японское искусство аранжировки икебаны. Его название произошло от слов «ике» (жизнь) и «бана» (цветок). Дословно «икебана» означает «цветы, которые живут». Икебана является неотъемлемой частью духовной жизни японского народа, одной из его наиболее красивых национальных традиций, Этот вид изобразительного искусства почитается в Японии наравне с живописью, поэзией, музыкой, каллиграфией. Принято считать, что родина икебаны Япония. На самом же деле икебана берет свое происхождение из Индии. В дальнейшем это искусство распространилось в Китае, откуда и перешло в Японию вместе с китайской религией буддизмом (японцы, как известно, большей частью придерживаются синтоизма, не буддизма).

Легенда рассказывает, как однажды буддийские монахи собрали ветки и листья, сорванные грозой, и поднесли их к ногам статуи Будды со словами: «Будь милостив ко всем. Помоги оживить то, что сломала гроза». Как видим, Будда благосклонно отнесся к этой просьбе. С тех пор в храмах, посвященных Будде, стали появляться высокие букеты в вазах. Ветки деревьев, которые использовались в икебане, казалось, тянулись вверх, прося у бога защиты всему живому. Поэтому икебану можно сравнить с молитвой, но не из слов, а из знаков. Считается, что принц Сётоку (574—662), содействовавший установлению буддизма в Японии, положил начало цветочной аранжировке. Соответственно, конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII в., после посещения Китая монахом Сэнму и под влиянием конфуцианства, к этим двум веткам в структуру икебаны привнесен третий элемент, символизирующий Человека.

Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы. Первые композиции из растений, которые строил Сэнму и ставил в храме, были очень простыми и состояли из трех элементов (веток или цветов).   Дом Сэнму называли “хижиной у пруда” - икенобо. Этим именем через восемь столетий была названа первая школа искусства икебаны. В истории сохранились имена многих знаменитых мастеров икебаны, таких как Рюами, Соами, Ноами и др. Особое место среди них занимает выдающийся монах Икенобо Сенкей, настоятель храма Какудо под Киото.

 Но справедливости ради нужно сказать, что именно в Японии икебана перестала быть ритуалом подношения символически значимых цветов Будде, а также почитаемым предкам. В стране Восходящего солнца икебана стала высоким искусством. Становление икебаны в Японии как искусства началось в XV веке, ею в то время занимались главным образом священнослужители храмов и монастырей. Но постепенно икебана обрела популярность и в высших слоях общества, а со временем вошла в повседневный быт народа.

Создатель икебаны выявляет в ней не свои вкусы, и даже не собственную индивидуальность, а природную сущность представленных в икебане растений, смысл их сочетаний и расположения. Вместе с тем, в икебане аранжировщик может выразить свое мироощущение, настроение, воплотить определенную идею.

. Издревле японцы ценили не только красоту самих цветов, но помимо этого они придавали в аранжировке цветов не меньшее значение веткам, листьям, травам. Казалось бы, несмотря на огромное разнообразие растительного материала, который возможно использовать в выборе составляющих, композиции искусства икебана отличаются лаконизмом и сдержанностью. Любой новый элемент, появляющийся в композиции, будь то лист или цветок, обязательно должен определенным образом гармонировать с другими, уже поставленными, цветами и играть свою роль в создании гармоничной картины, в основном, для композиции икебана свойственна сезонность, которая подчеркивает изменчивость и непостоянность природной красоты. Эта роль может заключаться и в красивом изгибе ветки, и в красоте цветка, и в интересном взаимодействии различных растений. Так или иначе, но все растения в композиции не должны соперничать друг с другом, а наоборот — должны подчеркивать красоту основного элемента, главной идеи, отражающей настроение, замысел создателя композиции. На протяжении более чем 500 лет истории икебана появилось множество различных стилей аранжировки цветов — этот процесс не прекращается и по сей день. Если поставить их в порядке по мере появления, то выглядеть это будет следующим образом: татебана, рикка, тябана, раннее нагэирэ, сека, современное нагэирэ и морибана, свободный стиль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию творческих способностей детей и составлению букетов в подготовленной группе «Икебана».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2996966","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Конспект интегрированного занятия по развитию творческих способ...

Икебана.

Данная статья рассматривает, что такое икебана, где возникло это исскуство....

Небольшой мастер-класс по созданию быстрой осенней икебаны

Легкая и быстрая поделка из небольшого количества материалов. Идея для совместного творчества с детьми....

Презентация "Икебана"

Презентация "Икебана" показывает как правильно составлять композицию....

Конспект образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей через конструирование из бумаги и оригами (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) ТЕМА: «ШКОЛА ИКЕБАНЫ»

Конспект образовательной деятельности поразвитию творческих способностей детей через конструирование из бумаги и оригами(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА)ТЕМА: «ШКОЛА  ИКЕБАНЫ»ПРОГР...

Икебана - экологический макет для детского сада из природного материала

Создание икебаны из природного материала ( шишки, дерево, камни и др. ) для экологического стенда в детском саду....

Икебана- композиция из цветов

Цель: формировать знание цветов в ботаническом саду.Задачи:Обучающие задачи-  Познакомить детей с искусством составления букетов-икебана. Развивающие задачи- способствовать развитию творческ...