Рабочая программа в контексте ФГОС ДО.Рассчитана на детей 5-6 лет с задержкой психического развития
статья (старшая группа) на тему

Варламова Надежда Викторовна

В России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Рассчитана на детей 5-6 лет с задержкой психического развития Пояснительная записка

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают работу в соответствии с новыми нормативными актами.

Рабочая программа разработана в соответствии нормативных документов:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  5. Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
  9. Уставом ГБДОУ детского сада № 45

Основным контингентом данной группы являются дети с задержкой психического развития. Такие дети испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Высокая степень истощаемости детей с задержкой психического развития может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности.

Задержка речевого развития часто является причиной того, что интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друга от друга. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны.

Для детей с задержкой психического развития характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

На этапе начала систематического обучения у детей с ЗПР выявляется неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.

Недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществления на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.

В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Еще одним характерным признаком ЗПР являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; недостаточный объем и точность запоминания; преобладание  механического запоминания над словесно-логическим; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.

У детей этой категории недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления. Характерна инертность мышления и снижение познавательной активности.

Необходимо отметить также, что у детей с ЗПР снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят.

Таким образом, под задержкой психического развития понимается сборная по клиническим признакам группа различных вариантов отставаний в психическом развитии, не обладающих характером общего недоразвития, но имеющих такие особенности интеллекта и личности, которые прежде всего не позволяют детям своевременно и качественно овладеть элементарными  знаниями.

Рабочая программа воспитателя направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их развитие (познавательное, социально-коммуникативное, речевое) и коррекцию познавательных процессов;

- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста

- строится на адекватных возрасту видах деятельности и  формах работы с детьми;

- обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих:

1) совместную деятельность взрослого и детей,

2) самостоятельную деятельность детей;

- предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе;

- учитывает гендерную специфику  развития детей дошкольного возраста;

-обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;

- направлена на взаимодействие с семьей.

Цели программы:

-воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта в соответствии с их индивидуальными особенностями;

-осуществление лечебно-коррекционной работы, направленной на компенсацию отклонений физического и психического развития, предупреждение вторичных и последующих дефектов развития.

Задачи программы:

- охрана жизни и укрепление физического и психического развития детей

-обеспечение познавательно, речевого, социально-коммуникативного развития детей;

- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-осуществление необходимой  коррекции недостатков  в физическом и (или) психическом развитии детей;

-приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям;

-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

 -осуществление полноценного развития ребенка, создание равных условий воспитания детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Программа:

- разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;

- отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

- в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников строится с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание Программы по ФГОС должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  1. социально-коммуникативное развитие;
  2. познавательное развитие;
  3. речевое развитие;
  4. художественно-эстетическое развитие;
  5. физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка), таких как:

  1. игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
  2. коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
  3. познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
  4. восприятие художественной литературы и фольклора,
  5.  самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
  6. конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
  7. -изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
  8. музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
  9. двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Виды непосредственно образовательной деятельности по областям

Вид деятельности

Количество в неделю

Социально-коммуникативное развитие

обучение игре

1

Познавательное развитие

РЭМП

Конструирование

Формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков

1

1

2

Речевое развитие

2

Художественно-эстетическое развитие

музыка

3

2

Физическое развитие

3

Общее количество

15

1.ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Занятия проводятся воспитателями со всей группой детей, по подгруппам в утреннее и вечернее время с музыкальным сопровождением в записи  2—3 раза в неделю.

 Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуализированы и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. п.

Педагогический замысел:

  • продолжать поощрять и поддерживать двигательную активность детей;
  • формировать произвольные движения головы, туловища, рук, ног, лица;
  • учить воспроизводить по подражанию взрослому и графическому образцу различные движения кистями и пальцами рук;
  • учить выполнять движения по рисунку, содержащему символические изображения направления движения (стрелки-векторы);
  • развивать чувство ритма: передавать в движении ритм чередования (1/2, 3/4, 4/4);
  • формировать умение ходить, ползать, бегать в заданном темпе, замедлять и ускорять движение по словесной команде и под музыку;
  • развивать координацию движений рук и ног;
  • совершенствовать зрительный контроль за движениями (перед зеркалом);
  • развивать координацию движений частей тела (рук, ног, рук и ног, рук и головы и т. п.);
  • закреплять умение выполнять серию движений под музыку;
  • развивать двигательную память: выполнять движения после короткой (5—10 секунд) и длительной (час, день, неделя) отсрочки во времени;
  • закреплять умение сопровождать ритмические движения проговариванием коротких стихов, потешек;
  • совершенствовать выразительные движения (понимать и выражать в движении радость, удивление, огорчение, порицание, поощрение), умение выполнять их под музыку (подражать движениям лягушки, цапли, страуса, бабочки, совы, собачки и т. д.);
  • развивать восприятие и воспроизведение движений по рисунку (с использованием режиссерской куклы или модели человеческой фигуры);
  • развивать простые пантомимические движения;
  • закреплять пространственные представления и ориентировки;
  • совершенствовать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе совместных игр и упражнений, проявлять внимание друг к другу и оказывать взаимопомощь;
  • развивать коммуникативные умения;
  • учить соблюдению правил в подвижных играх и игровых упражнениях;
  • развивать речевую активность, закрепляя названия действий, движений, пространственных отношений и характеристик объектов и т. п.).

Содержание

Ходьба:

  • на месте; друг за другом в колонне и врассыпную по залу,
  • по сигналу воспитателя находить свое место;
  • по извилистой линии между игрушками;
  • по залу в колонне по одному,
  • на сигнал  «дождик-дождик» ходить широким шагом с высоким подниманием колен, на сигнал «солнышко» обычная ходьба;
  • с изменением направления по сигналу (слово, удар в бубен, окончание музыки);
  • с переходом по сигналу на бег и обратно;
  • группами с нахождением игрушек; по извилистой дорожке; с движением рук,
  • имитирующим взмахи крыльев птицы; с высоким подниманием коленей; с руками на поясе и перешагиванием через предметы;
  • по кругу на носках и на пятках, взявшись за руки; по всему залу, руки в стороны;
  • на носках, руки на поясе; по разным дорожкам, выложенным из веревки, ленточек, ковролина и другого материала с изменением темпа движения (быстро, медленно); в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой на палочке и т. п.);
  • по дорожке (шириной 30—40 см).

Хороводные игры с перемещением в разных направлениях.

Бег:

  • по кругу,
  • взявшись за руки;
  • змейкой между предметами;
  • на носках с руками за головой; в указанном направлении с переходом по команде от ходьбы к бегу;
  • в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой на палочке и т. п.); по дорожке (шириной 30—40 см).

Проведение игр и упражнений на развитие равновесия:

  • ходьба друг за другом с флажком в руке;
  • ходьба друг за другом с флажками в руках по узкой дорожке (шириной 35 — 40см);
  • ходьба по дорожке с руками за головой; бег парами, держась за руки; бег друг за другом, держась за веревку; ходьба по площадке врассыпную с флажками в руках;
  • бег друг за другом вдоль каната, положенного на пол; ходьба по шнуру, положенному на пол;
  • перешагивание из обруча в обруч; ходьба между двумя начерченными на полу линиями (на расстоянии 25 см),
  • не наступая на них; ходьба по гимнастической скамейке, переступая через мелкие предметы кубики, строительный материал).
  • Ползание: на четвереньках и на животе врассыпную или парами в любом или заданном направлении;
  • на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через препятствия; по наклонной лесенке с частыми рейками (через каждые 10см.), поднятой под углом 30°;

Проведение игр и упражнений с мячом:

  • бросать мяч друг другу, ловить мяч;
  • прокатывать мяч через ворота, между кеглями;
  • бросать мяч в цель (в корзину, в сетку), вдаль, вперед;
  • бросать маленький мяч правой и левой рукой;
  • бросать мяч вверх, стараясь поймать его; бросать мяч о стенку и ловить его; ударять мячом об пол и ловить его.

Примерный перечень подвижных игр

Игры с ходьбой: «Золотые ворота», «Каравай», «Ветерок», «Подарки», «У ребят», «Стоп», «Колпачок и палочка».

Игры с бегом: «Мыши и кот», «Бегите к флажку», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?», «Перешагни через палку», «Догоните меня», «Воробышки и автомобиль», «Самолеты», «Пузырь», «Цветные автомобили», «Птички и кошка», «У медведя во бору», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках».

Игры с подпрыгиванием и прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», « Птички в гнездышках», «Зайцы и волк», «Лисы в курятнике», «Зайка серый умывается».

Игры с подлезанием и лазаньем: «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики», «Обезьянки», «Доползи до погремушки», «В воротца», «Не наступи на линию», «Будь осторожен», «Подбрось — поймай», «Сбей

булаву», «Мяч через сетку».

Игры с бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек?», «Попади в круг», «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в ворота», «Целься вернее», «Школа мяча», «Кегли», «Кольцеброс».

Игры на ориентировку в пространстве:. «Угадай, кто кричит», «Что спрятано?», «Где звенит?», «Найди флажок», «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?».

Игры с разнообразными движениями и пением: «Поезд», «Заинька», «Флажок» и др.

Игры на развитие воображаемых движений: этюды и пантомимы — «Под дождиком», «Капельки», «Разные ветры», «Дождь идет», «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнце в разные времена года», «Ветер, ветер...», «Солнечные зайчики» и т. д.

2.«ЗДОРОВЬЕ»

Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка. Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма.

Здоровье – жизнеутверждающая ценность. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики человека, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте – отношение государства к проблеме здоровья.

Для того чтобы видеть своих детей здоровыми и счастливыми, для того, чтобы дети жили в ладу с собой, окружающим миром и людьми, необходимо и, самое главное, важно, воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни, основанном на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня и отсутствии вредных привычек.

Задачи:

  1. Учить заботиться о своем здоровье, сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения.
  2. Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь».
  3. Учить различать и называть основные части тела человека (голова, руки, ноги, туловище и т.д.).
  4. Формировать представление о составляющих здорового образа жизни: двигательная активность, рациональное питание, закаливание, эмоциональное равновесие, дыхание, охрана здоровья.
  5. Формировать общепринятые нормы поведения, стремление к здоровье сберегающему поведению;
  6. Развивать интерес к различным видам спорта. Закрепить знания о видах спорта.
  7. Создать в группе условия для самостоятельной двигательной деятельности детей.
  8. Создавать у детей бодрое, радостное настроение;
  9. Приобщать детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Конспект занятия по программе «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» для детей 4 – 5 лет с задержкой психического развития по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики на тему: «Одежда»

Бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Великоустюгский центр психолого - медико – социального сопровожд...

Рабочая программа в контексте ФГОС ДО.Рассчитана на детей 5-6 лет с задержкой психического развития

В России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей ...

Рабочая программа в контексте ФГОС ДО.Рассчитана на детей 5-6 лет с задержкой психического развития

В России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей ...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Учебно-методическое пособие «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...