Реализация системно – деятельностного подхода в учебном процессе по средством создания мини – лаборатории.
статья (старшая, подготовительная группа)

НАЗАРОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Рекомендации для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.69 КБ
Файл npk_pedagogov.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Калачёвская средняя общеобразовательная школа»

дошкольное отделение

Реализация системно – деятельностного подхода в учебном процессе по средством создания мини – лаборатории.

Н.А. Назарова

 На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на  использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панькова) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.

Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития. Эта деятельность является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста (Н.Н. Поддъяков).

Основной целью экспериментальной деятельности является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей:

  1. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
  2. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.
  3. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать свою правоту.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами.  

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

  1.  собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
  2. активности ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.

При реализации приоритетного направления по экологическому воспитанию в нашем ДОУ  были созданы условия для проведения самостоятельного экспериментирования детей. В старшей группе  открылась мини-лаборатория, в которой дети проводят простейшие опыты с объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов, учатся обобщать, делать выводы.

В качестве оборудования для проведения опытов используются:

1.Приборы помощники: увеличительные стекла, безмен, песочные часы, разнообразные  магниты.

2.Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые стаканы, ковши, ведёрки, воронки.

3.Природные материалы: камешки разного цвета и формы, земля, глина, уголь, песок, шишки, семена фруктов и овощей и др.

4.Бросовые материалы, разного размера и формы: кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, деревянные катушки и др.

5.Медицинские  материалы: пипетки, деревянные палочки, мерные ложечки, шприцы (без игл), резиновые груши и вата.

6.Прочие материалы: зеркала, веера, поддоны, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля.

Эксперименты могут быть самыми различными, но главное – интересными и привлекательными для  дошкольников, они должны также    соответствовать их возрасту. Не стоит забывать и о технике безопасности. В лаборатории могут в свободном доступе для детей быть только те вещества и материалы, которые безопасны для их жизни. Например, использование  таких веществ как сода, лимонная кислота, уксус и др. могут использоваться с большой осторожностью только непосредственно самим воспитателем, после тщательного продумывания всех возможных нюансов, которые могут возникнуть во время проведения опыта.

 Эксперименты имеют четкую структуру проведения:

  1. постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
  2. выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. проверка гипотез;
  4. подведение итогов, вывод;
  5. фиксация результатов (если это необходимо);
  6. вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?);
  • ситуация выбора.

Важно, чтобы в исследовательских опытах существовала система. Она позволит яснее увидеть достижения и точнее наметить новые ориентиры.

       Проведение опыта, последовательность всех действий  воспитатель должен обязательно сопровождать словами. Подводя итоги, можно еще раз поинтересоваться у детей, «Как у нас получилось? В чем секрет?», так как возможно во время наблюдения за происходящим у них возникли новые варианты ответов. Выводы следует делать совместно, задавая наводящие вопросы. В конце  нужно поблагодарить всех за участие в эксперименте.

  Практически  все опыты вызывают живой интерес у детей, и они  сразу же хотят повторить его.  Воспитатель  должен быть готов к такой ситуации и заранее подобрать  все необходимые материалы в достаточном количестве. В зависимости от располагаемого времени и устойчивости интереса можно повторить опыт несколько раз, предоставляя возможность детям часть эксперимента (определенные действия) совершать самостоятельно. Таким образом, в процессе проведения опытов дошкольники знакомятся  с различными свойствами веществ, получают  элементарные знания об основных физических и химических явлениях.

Большую поддержку в популяризации детского экспериментирования оказали  родители наших воспитанников. Многие из них, особенно те, кто принимал активное участие в создании лаборатории в  своей группе, организовали домашние мини-лаборатории, занялись поиском интересных и доступных для осуществления опытов. По признанию родителей, экспериментирование в домашних условиях совместно с ребенком стало интересным и увлекательным занятием  для всей семьи. Своими наблюдениями и успехами они с удовольствием делятся с другими на родительских собраниях. Исследовательская деятельность дошкольников, самостоятельный поиск информации   и  детское экспериментирование дают возможность обогатить содержание воспитательно-образовательного процесса детского сада, сделать его современным и эффективным, повысив его качество. Ребенок  получает возможность применить полученные  знания из разных областей на практике, ощутить  уверенность в себе, почувствовать вкус к исследовательской деятельности, развить самостоятельность.

В заключение хочется привести слова академика  К.Е. Тимирязева: «Люди , научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл ». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования.

Список литературы:

1.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей старшего и среднего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

2.Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

3.Л.Н. Прохорова. Экологическое воспитание дошкольников.: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004.

4.Ребёнок в детском саду. – 2003. -  №3. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников. С.4-12.

5. Ребёнок в детском саду. – 2003. -  №4. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников. С.11-20.

6. Ребёнок в детском саду. – 2009. -  №3.Исследовательская деятельность детей. С.7-10.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатели: Назарова Н.А. Слинко Ю. В. Прокопьевский МО, 2021 г «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования ЛогоРобота Пчелка» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Калачевская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

Объект Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Предмет Влияние занятий с ЛогоРоботом Пчелка на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Слайд 3

Задачи Раскрыть понятие познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. 2. Определить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 3. Изучить особенности применения ЛогоРоботов Пчелка в работе с детьми дошкольного возраста, для развития познавательной активности. Разработать план занятий с использованием ЛогоРоботов , подобрать комплекс игровых упражнений и создать игровые поля к ним. 5. Организовать работу по развитию познавательной активности старших дошкольников посредством использования ЛогоРоботов Пчелка. 6. Проверить результативность исследовательской работы на промежуточном этапе. 7. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию ЛогоРоботов Пчелка для развития познавательной активности

Слайд 4

Результаты диагностики старшей группы «Знатоки» дошкольного отделения МБОУ «Калачевская СОШ»

Слайд 5

Элементы управления Вперёд Назад Вправо Влево Пауза Очистка памяти Запуск программы Это программируемые напольные мини-роботы. С помощью данных устройств дети могут с легкостью изучать простейшие элементы программирования, задавая роботам план действий и разрабатывая для них различные задания ЛогоРоботы Пчелка

Слайд 6

Этапы обучения детей работе с ЛогоРоботом Пчелка 2 этап 1 этап 3 этап

Слайд 7

Игровые поля - коврики

Слайд 12

Педагогический потенциал ЛогоРобота Пчелка Развитие мелкой моторики Развитие умения работать в группе Развитие пространственной ориентации и логического мышления Развитие коммуникативных навыков Развитие умения составлять алгоритмы Развитие словарного запаса Развитие умения считать Развитие предметных знаний Развитие познавательной активности

Слайд 13

Результаты промежуточной диагностики старшей группы «Знатоки» дошкольного отделения МБОУ «Калачевская СОШ»

Слайд 14

Спасибо з а внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ и реализация системно - деятельностного подхода к развитию ребенка.

В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требов...

: «Формы и методы взаимодействия педагога и ребёнка в процессе воспитания и обучения, предполагаюшие реализацию системно-деятельностного подхода ДОО»

Значительными возможностями в реализации системно-деятельного подхода обладает внедрение в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений инновационной деятельности. Инновации опр...

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

1.Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; 2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей пом...

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а  в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзывчивые. Так как у ни...

«ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

   Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а  в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзы...

Презентация «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ через реализацию совместной проектной деятельности.»

Презентация «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ через реализацию совместной проектной деятельности.»...