Семья и детский сад в развитии поликультурной социализации ребенка дошкольного возраста
статья на тему

Марина Жанна Александровна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья и детский сад в развитии поликультурной социализации ребенка дошкольного возраста

Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях и задает новые требования к ступеням дошкольного образования в целом.  По ФГОС важными ориентирами являются воспитание у дошкольников таких качеств, как:

  • Патриотизм
  • Активная жизненная позиция
  • Творческий подход в решении различных жизненных ситуаций
  • Уважение к традиционным ценностям

        Для нашего многонационального отечества вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, рассматриваются в контексте укрепления и сплочения государства.

        Поликультурное воспитание направленно на основу наполнения духовными ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры и обеспечивает единство и преемственность отечественных и мировых культурных традиций.

         На начальном этапе работы по поликультурному направлению АНО ДО  «Город Детства» было проведено анкетирование родителей и педагогов, а также арт-диагностика воспитанников.

Анкетирование родителей выявило:

- 89% поддерживают поликультурное направление в воспитательно-образовательном процессе АНО ДО «Город Детства»

- 64% не знают и не соблюдают традиции своей народности

- 87% представители русской народности

- 13% представители мордовской, татарской, армянской, казахской, украинской народности

- 71% согласны с формированием гражданственности своего ребенка и толерантным отношением к другим представителям народов Поволжья

Анкетирование педагогов выявило:

- 92% поддерживают поликультурное направление в воспитательно-образовательном процессе АНО ДО «Город Детства»

- 98% готовы учиться и реализовывать проекты поликультурной направленности

- 77% считают актуальным данное направление работы

Арт-диагностика детей показала:

- 20% не знают свою народность

- 78% с воодушевлением воспринимали информацию о различных народностях

Выводы:

  • разработать проект по созданию условий для культурного самовыражения детей и родителей
  • наладить воспитательно-образовательную работу с социальными партнерами в соседних республиках, представители которых проживают в Поволжье
  • провести анкетирование родителей и педагогов, а также арт-диагностику с воспитанниками в конце проекта

Методическая работа в дошкольном учреждении  осуществляться в трех взаимосвязанных направлениях для достижения позитивной результативности:

  • совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по приобщению дошкольников к народной культуре и воспитанию на этой основе нравственных чувств;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс ОДО;
  • апробация педагогической технологии нравственного воспитания дошкольников средствами разных культур народов Поволжья.

Действуя по данной схеме, мы попробовали реализовать комплексный подход в вопросе приобщения дошкольников к культуре народов Поволжья и внедрили данную схему в учебно-воспитательный процесс всего учреждения уже на 2014-2015 учебный год. Проводя работу с педагогами, в нашем дошкольном учреждении мы оборудовали мини-этнографический музей «Русская изба». Данная работа имела место в работе ОДО для создания заинтересованности у педагогов и других сотрудников. Таким образом, было оборудовано помещение, площадь «Народная».Со вниманием откликнулись сотрудники ОДО на оборудование мини-музея. Статус данного музея открывает главное средство воспитания исторического осознания, доступное и интересное даже малышу: обращение к предметному миру. Очень действенный и доступный ребенку подход к культуре – через предметы, в которых воплощена история, прошлое и настоящее, на которых оставил след те, кто их делал или им владел. Знакомясь с подлинными вещами, дети осознают, как много могут рассказать предметы о реальном человеке, который жил когда-то, изготовил эти вещи, пользовался ими. Прошло много лет, а они сохранили и донесли до нас информацию о жизни, быте и культуре прошлого. Результаты работы в мини-музее свидетельствуют о ее востребованности родителями и воспитателями, об огромных потенциальных возможностях ее использования не только в процессе поликультурного, но и нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания дошкольников.

Проведение деловых игр, как нетрадиционной формы работы с кадрами, способствовали лучшему усвоению педагогами проблемы приобщения дошкольниками к народным культурам.

Обобщающей формой работы  педагогов и воспитанников ОДО явилась постановка театрализованного представления «Русская печка». Подобная форма работы дает педагогу-актеру тесно соприкоснуться с культурой, в данном случае с русской: обычаями, традициями, народными костюмами, предметами быта, утвари, народными песнями, танцами, почувствовать настроение, образ жизни, характеры самобытных русских крестьян.

Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Задачами сотрудничества педагогов с детьми являются:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей.
  • создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Работа с родителями реализовывалась в процессе вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс ОДО. Помощь при создании мини музея «Русская изба», приобщение к русской художественной культуре на выставке репродукций «Русского музея», проект по созданию кукол-самокруток.

Комплексная воспитательно-образовательная работа с дошкольниками в детском саду состояла из следующих задач:

  • развитие интереса и обогащение представлений о народных традициях, культуре народов Поволжья;
  • развитие нравственных чувств у дошкольников.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к народному творчеству и воспитания нравственных чувств строилась на основе следующих подходов:

  • вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная);
  • интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов Поволжья;
  • использование взаимодействия в системе “педагог – ребенок — родитель”;
  • осуществление воспитательной работы на основе народной культуры;
  • обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников.

В исследовании были определены критериальные показатели и уровни развития гуманных чувств дошкольников средствами фольклора народов Поволжья.

Исходные критерии определялись наличием представлений о народном творчестве, интереса к нему, реализации имеющихся представлений в сочетании с другими видами деятельности, во взаимосвязи с семьей ребенка, в проявлении гуманных отношений к окружающему миру, сверстникам, взрослым. Основанием для их характеристики послужили следующие показатели:

  • правильность и полнота представлений о родной республике, о своей национальной принадлежности, о традициях, фольклоре разных народов Поволжья;
  • наличие интереса к традициям и фольклору;
  • проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Согласно вышеуказанным критериям и показателям были выделены уровни развития у дошкольников гуманных чувств: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень развития гуманных чувств дошкольников характеризуется правильным обобщенным представлением о народном творчестве, системным отражением его закономерностей, выраженным в развернутом суждении о нем; выраженной или ярко выраженной избирательностью интереса к традициям, музыкальному фольклору, осознанности выбора, открытым проявлением гуманных чувств, нравственных норм отношений к сверстникам.

Средний уровень развития гуманных чувств дошкольников характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарными, поверхностными впечатлениями о народном творчестве разных народов Поволжья, неустойчивостью интереса к традициям, фольклору народов, отсутствием мотивации в предпочтении; проявлением гуманных чувств, но не всегда умением адекватно реагировать на нравственные нормы, взаимоотношения между людьми.

Низкий уровень характеризуется неумением дифференцировать народное творчество Поволжья, отсутствием интереса к традициям, музыкальному фольклору народов, не умением проявлять гуманные чувства к сверстникам и окружающим людям.

Эффективное развитие гуманных чувств дошкольников должно происходить при условии, когда фольклор естественно вплетается в жизнь группы детского сада. Поэтому целесообразно начинать работу по интересующей проблеме именно с русского фольклора, как наиболее понятного и доступного детям. Затем продолжать работу средствами татарского, мордовского, чувашского и казахского фольклора, проводя параллель с русским фольклором и между собой. Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем, включающих основные жанры фольклора русского, татарского, мордовского, чувашского и казахского. Данное построение дидактической модели позволило логически объединить все этапы, и вызвать заинтересованное отношение у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений как одно из условий успешной социализации ребенка дошкольного возраста

В последние время возрастает число детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, могут проявляться и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного за...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи

Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно  взаимосвязана с детским садом. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые ...

Консультация для воспитателей ДОУ "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида  «Нет такой стороны воспитания, на которуюобстано...

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Дошкольное образователь...

Консультация «Роль семьи в психическом развитии, становлении личности социализации ребенка дошкольного возраста»

laquo;Роль семьи в психическом развитии, становлении личности социализации ребенка дошкольного возраста»...

Тема по самообразованию: "Проектная деятельность как средство познавательного развития и успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях ФГОС".

Выбирая тему по самообразованию, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно проектно-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке ...