Главные вкладки

    Семья и детский сад в развитии поликультурной социализации ребенка дошкольного возраста
    статья на тему

    Марина Жанна Александровна

    статья

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семья и детский сад в развитии поликультурной социализации ребенка дошкольного возраста

    Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях и задает новые требования к ступеням дошкольного образования в целом.  По ФГОС важными ориентирами являются воспитание у дошкольников таких качеств, как:

    • Патриотизм
    • Активная жизненная позиция
    • Творческий подход в решении различных жизненных ситуаций
    • Уважение к традиционным ценностям

            Для нашего многонационального отечества вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, рассматриваются в контексте укрепления и сплочения государства.

            Поликультурное воспитание направленно на основу наполнения духовными ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры и обеспечивает единство и преемственность отечественных и мировых культурных традиций.

             На начальном этапе работы по поликультурному направлению АНО ДО  «Город Детства» было проведено анкетирование родителей и педагогов, а также арт-диагностика воспитанников.

    Анкетирование родителей выявило:

    - 89% поддерживают поликультурное направление в воспитательно-образовательном процессе АНО ДО «Город Детства»

    - 64% не знают и не соблюдают традиции своей народности

    - 87% представители русской народности

    - 13% представители мордовской, татарской, армянской, казахской, украинской народности

    - 71% согласны с формированием гражданственности своего ребенка и толерантным отношением к другим представителям народов Поволжья

    Анкетирование педагогов выявило:

    - 92% поддерживают поликультурное направление в воспитательно-образовательном процессе АНО ДО «Город Детства»

    - 98% готовы учиться и реализовывать проекты поликультурной направленности

    - 77% считают актуальным данное направление работы

    Арт-диагностика детей показала:

    - 20% не знают свою народность

    - 78% с воодушевлением воспринимали информацию о различных народностях

    Выводы:

    • разработать проект по созданию условий для культурного самовыражения детей и родителей
    • наладить воспитательно-образовательную работу с социальными партнерами в соседних республиках, представители которых проживают в Поволжье
    • провести анкетирование родителей и педагогов, а также арт-диагностику с воспитанниками в конце проекта

    Методическая работа в дошкольном учреждении  осуществляться в трех взаимосвязанных направлениях для достижения позитивной результативности:

    • совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по приобщению дошкольников к народной культуре и воспитанию на этой основе нравственных чувств;
    • вовлечение родителей в педагогический процесс ОДО;
    • апробация педагогической технологии нравственного воспитания дошкольников средствами разных культур народов Поволжья.

    Действуя по данной схеме, мы попробовали реализовать комплексный подход в вопросе приобщения дошкольников к культуре народов Поволжья и внедрили данную схему в учебно-воспитательный процесс всего учреждения уже на 2014-2015 учебный год. Проводя работу с педагогами, в нашем дошкольном учреждении мы оборудовали мини-этнографический музей «Русская изба». Данная работа имела место в работе ОДО для создания заинтересованности у педагогов и других сотрудников. Таким образом, было оборудовано помещение, площадь «Народная».Со вниманием откликнулись сотрудники ОДО на оборудование мини-музея. Статус данного музея открывает главное средство воспитания исторического осознания, доступное и интересное даже малышу: обращение к предметному миру. Очень действенный и доступный ребенку подход к культуре – через предметы, в которых воплощена история, прошлое и настоящее, на которых оставил след те, кто их делал или им владел. Знакомясь с подлинными вещами, дети осознают, как много могут рассказать предметы о реальном человеке, который жил когда-то, изготовил эти вещи, пользовался ими. Прошло много лет, а они сохранили и донесли до нас информацию о жизни, быте и культуре прошлого. Результаты работы в мини-музее свидетельствуют о ее востребованности родителями и воспитателями, об огромных потенциальных возможностях ее использования не только в процессе поликультурного, но и нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания дошкольников.

    Проведение деловых игр, как нетрадиционной формы работы с кадрами, способствовали лучшему усвоению педагогами проблемы приобщения дошкольниками к народным культурам.

    Обобщающей формой работы  педагогов и воспитанников ОДО явилась постановка театрализованного представления «Русская печка». Подобная форма работы дает педагогу-актеру тесно соприкоснуться с культурой, в данном случае с русской: обычаями, традициями, народными костюмами, предметами быта, утвари, народными песнями, танцами, почувствовать настроение, образ жизни, характеры самобытных русских крестьян.

    Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

    Задачами сотрудничества педагогов с детьми являются:

    • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей.
    • создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
    • активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

    Работа с родителями реализовывалась в процессе вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс ОДО. Помощь при создании мини музея «Русская изба», приобщение к русской художественной культуре на выставке репродукций «Русского музея», проект по созданию кукол-самокруток.

    Комплексная воспитательно-образовательная работа с дошкольниками в детском саду состояла из следующих задач:

    • развитие интереса и обогащение представлений о народных традициях, культуре народов Поволжья;
    • развитие нравственных чувств у дошкольников.

    Педагогическая технология приобщения дошкольников к народному творчеству и воспитания нравственных чувств строилась на основе следующих подходов:

    • вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная);
    • интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов Поволжья;
    • использование взаимодействия в системе “педагог – ребенок — родитель”;
    • осуществление воспитательной работы на основе народной культуры;
    • обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников.

    В исследовании были определены критериальные показатели и уровни развития гуманных чувств дошкольников средствами фольклора народов Поволжья.

    Исходные критерии определялись наличием представлений о народном творчестве, интереса к нему, реализации имеющихся представлений в сочетании с другими видами деятельности, во взаимосвязи с семьей ребенка, в проявлении гуманных отношений к окружающему миру, сверстникам, взрослым. Основанием для их характеристики послужили следующие показатели:

    • правильность и полнота представлений о родной республике, о своей национальной принадлежности, о традициях, фольклоре разных народов Поволжья;
    • наличие интереса к традициям и фольклору;
    • проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

    Согласно вышеуказанным критериям и показателям были выделены уровни развития у дошкольников гуманных чувств: высокий, средний, низкий.

    Высокий уровень развития гуманных чувств дошкольников характеризуется правильным обобщенным представлением о народном творчестве, системным отражением его закономерностей, выраженным в развернутом суждении о нем; выраженной или ярко выраженной избирательностью интереса к традициям, музыкальному фольклору, осознанности выбора, открытым проявлением гуманных чувств, нравственных норм отношений к сверстникам.

    Средний уровень развития гуманных чувств дошкольников характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарными, поверхностными впечатлениями о народном творчестве разных народов Поволжья, неустойчивостью интереса к традициям, фольклору народов, отсутствием мотивации в предпочтении; проявлением гуманных чувств, но не всегда умением адекватно реагировать на нравственные нормы, взаимоотношения между людьми.

    Низкий уровень характеризуется неумением дифференцировать народное творчество Поволжья, отсутствием интереса к традициям, музыкальному фольклору народов, не умением проявлять гуманные чувства к сверстникам и окружающим людям.

    Эффективное развитие гуманных чувств дошкольников должно происходить при условии, когда фольклор естественно вплетается в жизнь группы детского сада. Поэтому целесообразно начинать работу по интересующей проблеме именно с русского фольклора, как наиболее понятного и доступного детям. Затем продолжать работу средствами татарского, мордовского, чувашского и казахского фольклора, проводя параллель с русским фольклором и между собой. Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем, включающих основные жанры фольклора русского, татарского, мордовского, чувашского и казахского. Данное построение дидактической модели позволило логически объединить все этапы, и вызвать заинтересованное отношение у детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль семьи и детского сада в развитии ребенка

    Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного р...

    Использование нетрадиционных методов рисования в детском саду и влияние их на развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста

    В данном материале раскрыты теоретические основы детского рисования, доказана необходимость формирования творческой личности ребёнка-дошкольника, раскрыта система работы по данному направлению. Информ...

    Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании физически здорового ребенка»

    Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста.Роль и важность воспитания в физ...

    Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка

    взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребёнка....

    Роль семьи и детского сада в развитии одаренности ребенка дошкольника

    в статье рассматривается результативность работы педагогов с одарѐнными детьми в детском саду. Основной задачей в раскрытии одарѐнности ребѐнка является привлечение педагогами родителей в образователь...

    Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в процессе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста

    Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ имеет большое значение работа с родителями вопитанников....