«Народные традиции в изобразительно-прикладном искусстве» Консультация для педагогов.
консультация на тему

Черкашина Мария Александровна

консультация об использовании народных традиций в изобразительно-прикладном искусстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Долгие века дети в самых разных уголках земли играли глиняными куклами, конями, разнообразными зверями, игрушечной посудой, свистульками… Играли в них и наши предки. В древности глиняные фигурки имели магическое назначение: свистками отгоняли злые силы (чем громче свистишь, тем сильнее они пугаются), кукла, изображавшая богиню плодородия, должна была посылать хороший урожай, много детишек в семью, приносить здоровье и благополучие для всего рода, конь был  символом солнца, которое очень почиталось древними славянами.

Знаки, которыми разрисовывали эти предметы, были не просто украшением (хотя выглядели они вполне красиво), а символами, «магическим письмом». Это вертикальные линии – знаки дерева, символ жизни; горизонтальные – знаки земли; волнистые линии обозначают воду; круги с узорами в них – солнце. Но время шло, и богиня плодородия превратилась в смешную няньку – «кормилку» в расфуфыренной шляпе с двумя младенцами на руках.

Символы солнца и неба – конь и птица – стали ярко раскрашенными свистульками, которыми напугать нельзя, зато развеселить можно кого угодно!

Грозные магические знаки превратились в яркие круги на хвосте фантастического петуха, разноцветные полоски на шеях филимоновских свистулек, в солнышки и звезды на каргопольских игрушках.

Глиняные игрушки в России делали во многих местах. В зависимости от того, где делали игрушки, им и дают название: каргопольская игрушка, филимоновская, дымковская, курская, тверская, ярославская, абашевская, тульская.

Они все разные, непохожие друг на друга, так как в разных местах разные традиции: что изображает игрушка, ее размер, форма, цвет, как ее изготавливают, как обжигают, как расписывают. Традиционные узоры, цвета, даже вид красок везде свои. Так что их не спутаешь друг с другом.

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.  В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, отражающие народные мироощущения), коллективный опыт, природное начало.

 Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами из Хохломы, по красоте и убранству драгоценной посуде ровня. "Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит".

Быт и традиции народа дети узнают, рассматривая прялку. По всей России славились прялки из Городца, потому что были нарядно украшены народным мастером. Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки, от матери к дочери или к внучке так же, как сноровка прясть ровную нить, так же, как песня, которую пели еще прабабушки, сидя долгими зимними вечерами за прялкой.  А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Вот сестрицы — матрешки мал-мала-меньше, чем не забава — спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная.

Исследователи отмечают, что богородские мастера-игрушечники вырезали свои игрушки из дерева. Красота дерева в игрушке не прячется под слоем краски, а, наоборот, проявляется благодаря специфике резьбы, а для пущей забавы фигурки из дерева мастер делал двигающимися. Вот медведь стучит молотом по наковальне или пилит дрова с мужиком.

Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи свое место, каждому делу свой срок, старости уважение и почет, младости заботу и ласку.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №7 ПГТ СЕРЫШЕВО (КОРПУС 2)

«Народные традиции в изобразительно-прикладном искусстве»

Консультация для педагогов.

Воспитатель  МАДОУ

Детский сад №7 (корпус 2):

Черкашина М. А.

2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Народные традиции в оздоровлении детей силами педагогов и родителей"

план проекта "Народные традиции в оздоровлении детей силами педагогов и родителей"...

Семинар для педагогов "Основы русских народных традиций их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Большинство детей очень поверхностно знакомы с народной культурой. В основе человеческой культуры лежит духовное начало....

Ознакомление дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством - консультация для педагогов

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и кажда...

Мастер-класс для педагогов «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ И ИХ СВЯЗЬ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ»

Приобщение детей к истокам народного творчества является средством формирования у них патриотических чувств. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интер...

«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов

        Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...

МАСТЕР КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ: «Народные традиции в системе воспитания и празднования народного праздника «Широкая масленица» с дошкольниками»

- демонстрация игровых технологий в системе воспитания и празднования праздника «Широкая масленица» на основе традиций народа...

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель:  Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...