«Развитие восприятия духовной музыки у детей старшего дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа) на тему

Чернова Екатерина Николаевна

 «Развитие восприятия духовной музыки у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc88.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Развитие восприятия духовной музыки у детей старшего дошкольного возраста»

Написала: музыкальный руководитель

Наганова Екатерина Николаевна

МБДОУ д/с №12

Тюменская обл., ХМАО-Югра, г. Урай

          В процессе исторического развития общества восприятие музыки, являющееся одним из компонентов музыкальной культуры, не могло оставаться неизменным. Очевидно, что в прошлом люди слушали и слышали музыку иначе, чем сейчас.

         Духовная музыка это особый внутренний строй, собранность, а главное – чистота и открытость. Церковная музыка не допускает крайностей, излишней эмоциональности, чувствительности. Весь диапазон чувств, настроений мыслей – от скорби, печали до радости и ликования – не переходит границ дозволенного, когда не разрушается гармония музыкальной ткани. Именно гармония – совокупность строгой, ясно очерченной мелодии, такого же строгого, спокойного и четко организованного ритма, благозвучных аккордовых вертикалей, в которых сливается все голоса хора, лежит в основе духовной музыки. Никакой чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений, острого ритма, резкой, угловатой мелодии. Слушая духовную музыку мы призываем себя к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей, она настраивает на покой, сосредоточенность. Религиозно – духовная музыка как бы собирает человека, дисциплинирует его мысли и чувства.      

         Музыкальное восприятие – процесс чрезвычайно сложный и многоаспектный. Он включает объединение в сознании воспринимающего огромного количества различных качественно своеобразных элементов, принадлежащих к разным уровням и системам. Об этом говорит тот факт, что одно и то же произведение может получать различные образные характеристики (названия) у разных слушателей. В то же время эксперимент, описанный и проанализированный в статье Г. Л. Головинского «О вариантности восприятия музыкального образа (из наблюдений над массовым слушанием музыки)», убеждает в том, что «восприятий» совсем не столько, сколько слушателей, а гораздо меньше, о чем свидетельствует достаточно ограниченный набор «шапок», предлагаемых испытуемыми для каждого произведения, то есть активность субъективных «восприятий» не беспредельна и ограничивается влиянием социальной среды, тоже обладающей определенной активностью.

Как показывают исследования по проблеме развития музыкальных способностей (Д.К. Кирнарская, Б.М. Теплов, К.В. Тарасова и др.) и практика музыкального образования, наиболее благоприятным периодом для развития музыкального восприятия является старший дошкольный и младший школьный возраст, так как с психолого-педагогических позиций этот период является наиболее сензетивным к развитию способностей, навыков и умений. Именно в этом возрасте закладываются основы развития личности, поскольку в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к новому. На данном этапе превалирует целостность восприятия искусства и деятельности, обусловленная синкретизмом восприятия.

Восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности детей. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери – первое его знакомство с музыкой. Разнообразные музыкальные впечатления, которые ребенок получает в раннем детстве в процессе восприятия музыки, накладывают неизгладимый отпечаток на всю последующую музыкальную деятельность. Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем детстве, сопоставимы с восприятием речи взрослого в период, когда ребенок сам еще не может говорить.

Таким образом, восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два понятия: «восприятие музыки» и «музыкальное    восприятие»  –  в  зависимости    от    того,    состоялось   ли    оно.

Музыкантами-психологами доказан факт неоднозначности музыкального восприятия: каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта, опыта слушания музыки, богатства творческого воображения.

В основе организации процесса восприятия музыки должно лежать понимание обращенности искусства не к рациональному изучению, а к переживанию. Оно должно сопровождаться «живым» и эмоционально окрашенным словом педагога. Следовательно, говоря о музыкальном восприятии, необходимо отметить,   что   это    способность    слышать    и     эмоционально     переживать музыкальное содержание (музыкальные образы)  как  художественное единство, художественно-образное отражение действительности, а не механическую сумму разных звуков.

Большинство ученых, раскрывающих проблему восприятия музыки, отмечают, что оно является не только пассивным откликом слушателя на переживания. Слушатели вкладывают в воспринимаемое произведение свои радости, тревоги и надежды. То, что они видят, а в данном случае слышат в том или ином объекте, оказывается проекцией на этот объект личностных характеристик. Поэтому то, с какими образами связываются у человека те или иные переживания, может охарактеризовать его как личность, несущую определенные жизненные ценности.

          Развитие восприятия обогащает все музыкальные проявления детей, но также и все виды музыкальной деятельности могут способствовать его развитию. Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.

          Необходимо заострить внимание на очень важном моменте: дети с достаточной легкостью различают отдельные выразительные средства музыки – определяют темп (быстрый, медленный), динамику (тихая, громкая), регистр (высокий, низкий, средний), и прежде чем выявить особенности восприятия духовной музыки, необходимо более подробно остановиться на специфике самой духовной музыки.

         В чем особенности духовной музыки? Отличается ли она от музыки концертной, связанной с культовым содержанием? И если да, то какого характера сочинения должны звучать православном храме?

         Дискуссии об этом ведутся давно. Известный русский музыкально-общественный деятель, композитор и регент А. Никольский писал еще в 1909 году: «…вопрос о «церковности» стиля по-прежнему – вопрос открытый и спорный, разрешаемый чуть ли не каждым по-своему и настоятельно требующий ответа». Не вдаваясь подробно в историю данного вопроса, напомним лишь, что в христианской традиции существовали разные эпохи – развитого одноголосного пения, гомофонии, полифонии, более свободные стили сменялись более строгими. И все же, очевидно, есть нечто объединяющее их все: возможность выражения молитвенного настроения души, предстояния ее перед Богом.

         Конечно, искусство в целом есть порождение духовного творчества человека (другое дело, что результаты могут быть не только со знаком «плюс», но и со знаком «минус», не говоря уже о нуле). Разве не высокодуховны, например, лирические пьесы Грига, или поздние квартеты Бетховена, или пронизанные космизмом симфонии Малера? И все же принято собственно духовной называть ту музыку, которая пишется на темы религиозные: к примеру, кантаты Баха, концерты Бартнянского, некоторые произведения современных композиторов…

         Духовность, утверждают, есть в любом человеке. Искусство же становится духовным – в широком смысле слова – тогда, когда воплощает сокровенные глубины человеческой души.

         Сложно дать исчерпывающее понимание термина «духовное». Вероятно, духовное есть движение к высшему, к нравственности. Духовное – это связь земного с неземным, для верующего человека – с Богом. Человек рано или поздно осознает эту связь. Если религиозное искусство все духовно, то светское – нет, это зависит от содержания и от создателя произведения.

         «Духовное» в нашем понимании представляется как возвышенное, серьезное, глубокое содержание произведений искусства, в которых мир воплощается в высоких образах, «приподнятых» над бытом, и потому требует при восприятии особой сосредоточенности, умосозерцания, особой культуры восприятия. «Духовное» связано с понятиями о высшей Красоте и Гармонии, с понятием о совершенном.

         «Духовность…есть творческая сила, - писал В. Зеньковский, - определяющее новое качество жизни…Духовная жизнь есть жизнь, она полна динамизма и движения, разум и свобода в человеке, чувства и активность его, раскаяние в грехе и надежда на лучшее, все, все в нас светится и держится сверхвременным началом, которое сияет не только на вершинах психической жизни, но и в элементарных ее формах, во всем развитии души ».

         Религиозное искусство – это своеобразный космический эпос, отсюда его грандиозность, величественность, масштабность.

         В основе религиозного искусства лежит строгая, почти неизменяемая система образов, которая сложилась в глубоком прошлом. Поистине вечная система образов и сюжетов, нравственных и эстетических ценностей. Каноны, сложившиеся еще в первые века христианства, сохранились до сих пор. Люди, знающие его основу, без труда ориентируются в содержании икон, фресок, песнопений. Поэтому восприятие религиозного искусства строится на узнавании достаточно ограниченного круга образов, символов, сюжетов, воплощенных во многих произведениях.    

         Ситуация, сложившаяся в современной системе российского образования, побуждает искать новых путей решения проблемы нравственного воспитания детей. Среди многочисленных средств воспитания особенное значение имеет воспитание средствами искусства, в частности, музыкальное воспитание, способствующее передачи духовного опыта поколений через особое состояние благоговения, облагораживающее и очищающее душу.

         Однако, на практике обучение музыке зачастую дает печальные результаты: утрачивается интерес к высокому искусству, и неокрепшее сознание юных оказывается в плену массовой антикультуры, которая резко деформирует внутренний мир, разлагая человека, уводит в бездну бездуховного существования. Это происходит, прежде всего, потому, что обучение музыке отторгнуто как от направленного воспитания, так и от восприятия духовного содержания самой музыки. Ориентация на знания, профессионализм без духовной базы и духовных идеалов низводит музыкальное обучение на уровне прикладного ремесла, утаивая – сознательно или нечаянно – истинное значение музыки.

         Одним из путей преодоления подобного искажения, несомненно, является обращение к духовной музыке в силу открытости и ясности ее нравственной направленности.

         Исторический путь развития православной духовной музыки показывает, что не только богослужебный текст, но и ее внутренняя ладовая и мелодическая структура является глубоко продуманной системой благотворного воздействия на внутренний мир человека.

         Стиль церковного пения уже первые века обосновывался с нравственных позиций. Климент Александрийский обращает внимание на отличие христианского богослужения от европейского и языческого в музыкальном отношении: «Мы для прославления Бога единственно пользуемся мирным словом, и уже не пользуемся ни древнею псалтирью, ни трубою, ни тимпаном, ни флейтою».

         Таким образом, духовная христианская музыка изначально ставила своей задачей прямое влияние на нравственность верующих. Выводы о возможности подобного влияния делались, исходя прямо из жизненных наблюдений, и не удивительно, что современные исследователи закономерностей психологического воздействия музыки на человека эти выводы подтверждают.

         Особенность духовной музыки в том, что в ней всегда нравственность главенствует над эстетикой. В этом главная сила и главная трудность ее восприятия.

         По утверждению Зеньковского, и сама «задача воспитания заключается в превращении извне приходящего материала во внутренне обусловленные силы и движения души, которые должны стать необходимыми для личности» [7, С.28]. Поэтому для того, чтобы с помощью музыки хотя бы выйти на путь действительного преображения сердца, необходимо, чтобы в самой музыке было заложено нечто помогающее превратить ее как чисто внешнее для личности явление во внутреннее. Такой потенциал у духовной музыки есть благодаря тому, что ее понимание требует от слушателя усилия, произвольного движения на встречу.

          Духовная музыка представляется тем пластом музыкального творчества, при помощи которого возможно действенное решение многих воспитательных задач. Изначальная обращенность духовной музыки к человеческой душе, глубокая нравственность религиозных заповедей, возвышенная красота обрядов и ритуалов – все эти качества христианской культуры и по сей день не утратили своей огромной воспитательной ценности, несмотря на многолетние запреты и гонения.

         Возможно, в силу перечисленных свойств, столь близких духовной природе человека с ее вечным стремлением к гармонии, люди любого возраста обнаруживают отзывчивость и понимание христианских идей, веру в их воспитательное и очищающее воздействие. Разумеется, огромную роль здесь играет искусство – в том числе музыкальное, сумевшее поднять этическое значение религии на большую высоту.

         Необходимо, чтобы ребенок вошел в ситуацию звучания песнопений, а именно:

  • можно вспомнить какие-либо бытовые жизненные ситуации, психологические состояния, страницы истории;
  • рассказать о том или ином христианском образе и далее прослушать музык, ему посвященную;
  • прочитать отрывки из Библии с дальнейшим прослушиванием музыки;
  • показать изобразительный ряд: архитектура – и музыка, звучащая в храма, иконы – и музыка, соответствующая им по образу и содержанию,
  • рассказать о церковном календаре, праздниках и праздничных песнопениях;
  • рассказать об авторах духовной музыки.

         Возможны и другие подходы к раскрытию содержания музыки, которые могут возникнуть в процессе подготовки к уроку.

         Основополагающим должен стать принцип параллельности между религиозно-духовной музыкой и русской классикой, между духовной музыкой и народным творчеством. Этот принцип вытекает из культурологического подхода к духовной музыке, особенностей ее исторического развития: она является частью отечественной музыкальной культуры; народное, религиозное и светское направления не только существовали параллельно, но и взаимодействовали друг с другом. Принцип параллельности реализуется через показ религиозно-духовной музыки и близких ей духовных образов в русской классике или народном творчестве.

         Такое построение образовательного курса позволит знакомить детей с церковной музыкой на фоне широкой, многоохватной жизненной панорамы, давая представления о разных сторонах жизни народа, его быта и культуры. Возможно, для одних детей ближе и понятнее окажутся духовные образы в русской опере, для других – в народном духовном стихе, для третьих – сама церковная музыка в ее изначальном звучании.

Фрагменты из светских произведений, содержащих духовные образы

Возможные сопоставления с церковными песнопениями (напевы или авторские мелодии)

Опера «Ивана Сусанина» М.Глинка

     ария Сусанина:

     хор Славься;

     молитва из квартета (3д.);

     ариозо-молитва Вани (4д.);

Опера «Бориса Годунова»                М.Мусоргского:

      хор калик перехожих;

      молитва Бориса в сцене смерти;

      колокольный звон в сцене                  коронации                                                                                                                                          и в сцене смерти Бориса;

      Монолог Пимена

      Тема Варлаама и Мисаила «Старцы смиренные»

Опера «Хованщина» М.Мусоргский:

      хор раскольников 

Шестая симфония Н.Мясковского:

      духовный стих «О расставании души с телом» из 4 части                   (в оркестровом звучании)

Концерты С.Рахманинова для фортепиано №2,3:

      главные партии первых частей

Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева

      Въезд Александра Невского в Псков

Увертюра «1812 год» П.Чайковского (Начало или заключение)

«Да исправится молитва моя»;

«Многая лета»;

«Трисвятое»;

«Отче наш»;

«Господи воззвах» на любой глас;

любое песнопение из панихиды;

колокольный звон праздничный;

колокольный звон погребальный;

Обиходные «Трисвятое», «Отче наш»;

«Господи воззвах» на любой глас

Любое песнопение знаменного распева

духовный стих «О расставании души с телом» из 4 части

(в хоровом звучании)

знаменные распевы

Песнопения в честь Александра Невского (величание)

Тропарь Кресту и молитва за Отечество

         В русских операх колокольные звоны, молитвы и другие песнопения представлены в бытовой или исторической обстановке. Они наполнены конкретным смыслом, жизненным содержанием: о спасении Китежа молитва Феврония, о прощении своего преступления молится перед смертью царь Борис, колокольные звоны отмечают праздничные и горестные события и т.д. таким образом, принцип параллельности даст возможность учащимся лучше понять место церковной культуры в жизни человека, а педагогу – опереться на знания учащихся по истории и литературе («Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Хованщина» и т.д.).

          Можно сопоставлять оригинальные церковные колокольные звоны с художественным воплощением звонов в операх «Ивана Сусанина», «Князь Игорь» и других произведениях.

         Принцип параллельности можно реализовать через сопоставление фрагментов из духовных произведений западноевропейских композиторов (И.Бах, В.Моцарт и др.) и русской церковной музыки.

         Духовная музыка и русская классика. В основе приема – сопоставление духовных образов в светских произведениях и собственно церковной музыки. Педагог знакомит детей с церковной музыкой, затем показывает близкий по образу пример из светского музыкального произведения. Так, песнопение «Многая лета» удачно сравнивается с заключительным хором «Славься» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», например в жанре «многолетий». При сравнении подчеркивается их образная, эмоциональная, интонационная общность.

         Возможно «движение» в иной последовательности: например, сначала происходит знакомство с двумя пьесами из «Детского альбома» П.Чайковского («Утренняя молитва», «В церкви»), а затем прослушиваются хоры из утренней и вечерней служб. Первую пьесу – «Утренняя молитва» - можно сопоставить с хором, звучащим во время утренней службы, литургии (например, «Благослови, душе моя, господи»), последнюю пьесу цикла – «В церкви» - сопоставить с хором из вечерней службы, например «Свете тихий». Таким образом, произведение классической музыки помогает войти в образный строй церковных песнопений.

         Анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы позволили сделать следующие выводы:

  • восприятие музыки зависит от общего и музыкального развития.                
  • последовательное формирование восприятия музыки, доступное уровню развития детей – основа эмоционально-осознанного восприятия.
  • восприятие музыкальных образов происходит в результате своеобразной творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт.

        Дмитрий Кабалевский в своей педагогической деятельности поощрял самостоятельные суждения о музыке. Он даже в ошибочных суждениях учил находить «рациональное зерно». Знания, умения, навыки способствуют более грамотному восприятию музыкального произведения, развивают музыкальный вкус и обогащают восприятие и отзывчивость на явления окружающей жизни.

         Грамотное и целенаправленное использование приемов и методов развития музыкального восприятия на занятиях, делает процесс доступным и эффективным. «Восприятие – усвоение – переработка – развитие – новое созидание – такова примерно «прогрессия» звеньев психологического роста от первого касания человека к искусству до формирования из того же человека художественного просвещенной личности и – в особо благоприятных случаях – самостоятельного творца, художника...»[10, с.9].

Библиографический список

  1. Абрамова, Н.И. Возрастная психология / Н.И. Абрамова. – М: Академия, 2001. – 305с.
  2. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики / Свердл. гос. пед. ин-т. - Свердловск, 1990. – 64 с.
  3. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Л.А. Венгер . – М.: Наука, 1963. – 263с.
  4. Восприятие музыки: Сборник статей. / под ред. В. Н. Максимова. - М.: Музыка, 1980. – 256 с.
  5. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: Просвещение, 1983. – 137с.
  6. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: 1986. – 136 с.
  7. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии  [Текст] / В. В. Зеньковский. – М.: Школа-Пресс, 1996.
  8. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. – М.: Просвещение, 1961. – 162с.
  9. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
  10. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. – М.: Таланты - XXI век, 2004. – 465с.
  11. Лебедев, О.Е. , Катунова, М. В. Дополнительное образование детей. – М.: Просвещение, 1986. –  145 с.
  12. Майкапар, С.М. Музыкальный слух. Его значение, природа и особенности и метод правильного развития. – М.: 1990.
  13. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. – М.: Просвещение, 1976. – 115с.
  14. Назайкинский, Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Восприятие музыки. – М.: 1980. –  91 с.  
  15. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972. –  358 с.
  16. Немов, Р.С. Психология: в 2т. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2002.-Т.1. –300с
  17. Немов, Р.С. Психология: в 2т. / Р.С. Немов.  – М.: Владос, 2002. – Т2. –250с
  18. О духовной, религиозной и храмовой музыке [Текст] / Музыка в школе. – 2002. - №5 – с. 10-12
  19. Орлова, Е.В. Церковное, религиозное, духовное… [Текст] / Е.В. Орлова // Сов. Музыка. – 1991. - №5. С. 20-23.
  20. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. – М.: Просвещение, 1997. – 143с.
  21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2000. – 712с
  22. Скабалланович, М. Толковый типикон [Текст] / М. Скабалланович. М. – Киев: Издательство Сретенского монастыря, 1989 (репринт).
  23. Тагильцева, Н. Г. Программы музыкального и художественного образования детей и юношества. Сборник научных трудов. – Екатеринбург, 2008 УрГПУ
  24. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: Наука, 1947. – 150с.
  25. Трофимова, С. Наследие духовной культуры [Текст]: пособие для педагогов / С. Трофимова, И. Кошмина. – М.: Менеджер, 1998. Ч.1. – 104с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материалы содержат рекомендации музыкальному руководителю для  музыкальных занятий, на которых дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и расширяют свои творческие ...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, под...

Статья на тему: Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возрастаКаждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольнико...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

laquo;Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы». В.А.Сухомлинский...