САМООБРАЗОВАНИЕ
методическая разработка по теме

Тема «Эстетическое воспитание дошкольников  через реализацию самостоятельной  музыкальной деятельности детей»

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема «Эстетическое воспитание дошкольников  через реализацию самостоятельной  музыкальной деятельности детей»

Введение:

Художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Сформировать у детей представление обо всем многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их по достоинству можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять игры и пляски. Инициативность, как качество личности неразрывно связана с самостоятельностью.

Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально – ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.

Широкий фоновый источник создают музыкальные впечатления от окружающей жизни, поскольку дети слушают радио, аудиозаписи, смотрят телепередачи, посещают с родителями кинотеатры, концерты, детские спектакли. Проводимые в детском саду праздники и развлечения также служат немаловажным источником самостоятельной музыкальной деятельности.

Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста является, пожалуй, самой сложной задачей для воспитателя. Такая деятельность возникает не только при условии интереса ребенка к музыке, его стремления выразить свои художественные переживания от встречи с ней, но и от наличия устойчивых певческих, музыкально-ритмических, двигательных навыков, навыков восприятия и игры на детских музыкальных инструментах. Сложность возникновения активной самостоятельной музыкальной деятельности и в том, что, в отличии от доступности рисования, пересказа, художественного моделирования, которые к тому же оснащены соответствующими средствами, музыкальная деятельность детей предлагает высокое качество воспитывающего и развивающего обучения на музыкальных занятиях, дифференцированный подход к индивидуальному обучению детей со стороны музыкального руководителя и умелое косвенное руководство этой деятельностью воспитателя.

В основе самостоятельной музыкальной деятельности лежит побудительный мотив – огромное желание поделиться своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, стремление продлить общение с музыкой. Не менее важный мотив самовыразиться, самореализоваться через взаимодействие с музыкальным искусством. Известно, что склонность к музыкальной деятельности является важнейшим фактором музыкальной одаренности. Педагогам нужно ее «рассмотреть» в ребенке, строя процесс обучения так, чтобы дети понимали, почему к ним предъявляются те или иные требования, затем они должны их выполнить. Самостоятельная музыкальная деятельность позволяет детям объединяться в небольшие группы по их выбору и интересам. С этой целью был организован кружок «Березонька», в который ходили дети увлеченные танцами. Правильно созданная программа кружка позволяет осознать детям, как самостоятельно актуализировать музыкальный опыт. А проявления самостоятельности в музыкальной деятельности можно рассматривать как показатель личностного отношения дошкольника к музыке и процессу музыкального воспитания в детском саду.

Цель работы:

Сформировать у детей активное, творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить ее содержание в движениях.

Задачи:

     Развитие умений подбирать движения в соответствии с характером и образом музыкального произведения.

     Развитие умений исполнительства характерных танцев.

     Развитие творческого воображения.

Литература:

Журналы «Музыкальный руководитель» ;

Журналы "Музыкальная палитра"

журналы "Справочник музыкального руководителя"


План работы по самообразованию на 2014 – 2015 гг.

    

Содержание деятельности

Сроки

Подведение итогов

1

Поиск и ознакомление с новинками литературы по СО.

Сентябрь

Составление рабочей программы кружка «Березонька»;

- Музыкальный руководитель;

-Дошкольное воспитание;

-Ребенок в детском саду;

-Старший воспитатель;

2

Проверка оснащения музыкальных уголков в группах.

Октябрь

Предложение пополнить уголки детскими музыкальными инструментами.

3

Принять участие в работе ММО, педагогических семинаров, педсоветов.

В течение года

 

4

Принять участие в работе ГПОП музыкальных руководителей.

В течение года

Делиться своими методическими разработками.

5

Работа с родителями

В течение года

Консультации для родителей:

«Воспитательное значение песни»;

«Проведение в семье работы по развитию музыкальных способностей дошкольников»;

«Музыкальные занятия в детском саду»;

«Мы танцуем и  поем –  вместе  весело   живём!»

«Развивающие музыкальные игры с детьми».

6

 

 

Консультации для воспитателей:

«Роль воспитателя в организации

самостоятельной музыкальной деятельности детей»; «Роль и место музыки в быту  детского сада»

 

7

Провести открытые мероприятия

В течении года

Выступления детей подготовительной группы:

 для 2-ой младшей группы

- Концерт «Осеннее настроение»

средней и старшей группы

- «Весна - красна»;

 

8

Подготовить отчет по теме.

Май

Презентация



Предварительный просмотр:

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Актуальность:

Родина, Отечество...В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история... Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственно-патриотического воспитания детей.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Самое большое счастье для родителей - вырастить здоровых и высоконравственных детей. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель. «Дело искусства - сохранять душу», - это слова нашего современника В. Распутина.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

 Цель работы:

Посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей. Использовать в жизни дошкольников синтез искусств, для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала.

Задачи:

1.  Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.

2.  Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.

3.  I1обуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение.

4.  Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.

5.  Активизация познавательной деятельности воспитанников через использование инновационных форм и методов работы: проектная деятельность, мультимедийное оборудование, организация концертов, встречи с творческими людьми и т.д.  

План работы по самообразованию на 2013 – 2014 г.

п/п

Содержание деятельности

Сроки

Подведение итогов

1.

Продолжать изучать методическую литературу  по теме «Нравственно – патриотическое воспитание детей».

в течение года

-Справочник музыкального руководителя;

- Воспитатель ДОУ

-Дошкольное воспитание;

-Ребенок в детском саду;

-Старший воспитатель;

2.

Принять участие в работе методических объединений, педагогических семинаров, конференций, педсоветов.

в течение года

3.

Принять участие в работе ГМО музыкальных руководителей.

в течение года

4.

Перспективное планирование взаимодействия со специалистами

Сентябрь

Составление перспективного плана.

5.

Консультация по теме:

«Формирование нравственных качеств личности у дошкольников на музыкальных занятиях»

Январь

Презентация для педагогов.

6.

Изучить ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка.

Март

Консультация с презентацией для воспитателей и музыкальных руководителей.

7.

Работа с родителями

в течение года

Консультации:

-«Непосредственная музыкальная деятельность в детском саду»;

-«Музыкотерапия»;

-«Как учить стихи с детьми»;

-«Развивающие музыкальные игры с детьми».

8.

Провести открытые мероприятия:

Сентябрь

Праздник ко дню дошкольного работника;

Развлечение для младшего возраста «Хорошо у нас в саду»;

Октябрь

Февраль

Март

Май

Концерт ко дню пожилого человека «Мы славим седину»;

Музыкально-спортивный праздник, посвященный защитникам Отечества -

для детей и родителей старшей и подготовительной групп.

Праздник «Радуга цветов»;

Фестиваль «Шире круг»

Выпуск детей в школу.

9.

Подготовить отчет по теме.

Май

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...