"Формирование звуковой культуры речи детей"
презентация к уроку (младшая группа) на тему
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 580.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения , которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.
Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста может быть обобщено в трех основных разделах: Развитие голосового аппарат. Развитие речевого слуха и подвижности речедвигательного аппарата детей; Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения. Работа над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса и интонационной выразительностью, дикцией.
Характеристика речевого развития детей 3-4 лет (вторая младшая группа ) В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас, состоящий в основном из существительных и глаголов . Постепенно в речи дошкольников 3 - 4 лет появляются прилагательные, наречия и другие части речи. Активный словарный запас ребенка этого возраста составляет 1900 слов. Совершенствуется словопроизношение . Начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Дети овладевают грамматическими формами (множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, изменяют основу глагола и т.д .) Осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями, как простыми, так и сложными. Дошкольникам доступна простая форма диалогической речи, но чаще эта речь ситуативная.
Наблюдаются следующие особенности произношения: Согласные звуки произносятся смягченно (« зюк » - жук , « сярик » - шарик ). Свистящие звуки «С » , «З» , «Ц» произносятся недостаточно четко, часто совсем не произносятся (« абака» - собака ), заменяются : «С - Ф» (« фонце » - солнце ) , «З - В» ( « ваяц » - заяц) , «Ц - Ф» ( « фапля » - цапля ) и т. д. Шипящие звуки «Ш » , «Ж» , «Ч» , «Щ» произносятся недостаточно четко , заменяются свистящими звуками. Звуки «Л », «Р» пропускаются или заменяются на другие (« лямпа » , « ямпа » - лампа; « лыба », « ыба » - рыба)
Задачи: Учить правильно и четко произносить гласные звуки «А », «О », «»У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и во фразовой речи . Учить правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б », «П », «Т », «Д », «Н », «К », «Г », «Х », «Ф », «В », «Л », «С », «З », «Ц» - изолированно, в словах и во фразовой речи . Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков . Способствовать развитию интонационной стороны речи : умения произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание. Формировать умение говорить согласно нормам литературного произношения. Формировать выразительность речи: умение пользоваться паузами, разнообразными интонациями. Знакомить с терминами «ЗВУК », «СЛОВО».
Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха Упражнение «Подуем на пушинку» Дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», - и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. (повтор 5-6 раз .) Игра «Медвежата едят мед» Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед — дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем .) Игра повторяется 3-4 раза. Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу ( показ), нижнюю губу (показ ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) Игра «Покормим птенчиков» Воспитатель . Я – мама-птица , а вы – мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», - и машут крылышками (дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание) . Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. (Дети произносят: «Пи-пи-пи ».) Прилетела мама и начала кормить своих деток ( дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек ( воспитатель имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат. Игра повторяется 2-3 раза.
Игра « Часы» Воспитатель . Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом. ». Чтобы они ходили, нужно их завести: « Трик -трак». Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза ); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов ). Игра «Забей гвоздик молоточком» Воспитатель . Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6раз ). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз ). Давайте забьем гвоздь большим молотком. Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком. Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит ). Упражнение «На приеме у врача» Воспитатель . Кукла – врач. Врач пришел к нам, чтобы посмотреть, не болит ли у кого-нибудь из детей горло. К кому врач подойдет, тот пусть широко раскроет рот (дети выполняют ). Врач сказал, что все дети здоровы и ни у кого горло не болит. Давайте проверим зубы, пусть врач посмотрит, не болят ли они у вас . (Дети вместе с воспитателем проводят по зубам круговыми движениями языка с закрытым и открытым ртом .) К кому врач подойдет, тот покажет зубы (зубы сомкнуты ). Врач сказал, что зубы у всех здоровы. Упражнение «Забей мяч в ворота» На каждый стол – на противоположный от детей край – ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга. Дети дуют на ватные шарики-мячи так, чтобы попасть в ворота.
Игра «Будь внимательным» Воспитатель . У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку. Воспитатель показывает картинки (произвольно, а дети выполняют действия. Упражнение «Заморозим руку» Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят: «Фу-у-у » - дуют на руку. Упражнение повторить 4-5 раз. Упражнение « Маятник» Воспитатель говорит, что у некоторых часов есть маятник. Он качается (показ, и часы ходят. Если маятник остановится, встанут и часы. Наши языки будут маятниками. Откройте пошире рот. Язык будет «ходить между зубами (показ) Упражнение повторить 3 раза. После небольшого перерыва проводится вновь. Игра «Отгадай слово» Воспитатель (выставляет на фланелеграф картинки с изображением животных по количеству детей в группе). Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно. Я скажу: « Лоша », а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка ». Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком. Игра «Научим мишку говорить правильно» Воспитатель . Мишка сказал мне, что он не умеет правильно называть игрушки, и просит его научить. Давайте ему поможем. Мишка, как называется эта игрушка (показывает куклу? ( Мишка: Кукла.) Нет, неправильно. Это. (дети хором называют игрушку). Скажи, Ксюша, как называется эта игрушка. Скажи, Вова, погромче . Мишка, теперь ты скажи правильно. Молодец, правильно назвал. Как называется эта игрушка, мишка (показывает зайку? ( Мишка: Зака .) Скажи, Коля, правильно. (Ответ.) Теперь все повторите слово. Мишка, теперь ты скажи. Аналогичная работа проводится с названиями других игрушек: пирамидка ( пирадка , машина ( шимина ). Материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-201137-1360756982.png)
Презентация для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"
Консультация для воспитателей (молодых специалистов) в виде презентации на тему "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/02/picture-285608-1383385162.jpg)
Формирование звуковой культуры речи детей в процессе организации учебной деятельности
Формирование звуковой культуры речи в процессе организации учебной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-358131-1449315765.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»
В консультации раскрывается основное значение звуковой культуры речи как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы усвоения ребёнком ...
Семинар-практикум для воспитателей "Аспекты формирования звуковой культуры речи детей"
Семинар состоит из двух частей. Цель первой части семинара: помочь в организации коррекционной работы на занятиях и в индивидуальной работе с детьми. Рассмотрен теоретический вопрос артикуляционной ги...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-561265-1420875778.jpg)
Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/30/picture-1452920-1696064064.jpg)
Профилактика нарушений речи ,через формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Основные этапы формирования речи ребенка среднего дошкольного возраста:•1. Артикуляционная гимнастика;•2 Пальчиковая гимнастика;•3 Развитие речевого дыхания;•4 Развитие фонематичес...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/20/picture-1316780-1613834799.jpg)
Формирование звуковой культуры речи детей Первая группа детей раннего возраста (от одного до двух лет)
В этот период у ребенка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается ее понимание, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает пользов...