ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
консультация на тему

Кутепова Наталия Валериевна

Общие и специальные способности.Одаренность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc27.84 КБ

Предварительный просмотр:

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ   СПОСОБНОСТИ   КАК   ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ   СВОЙСТВА   ЛИЧНОСТИ

Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.

Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся  на: математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д.

По широте различаются общие и специальные способности.

Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, "оценка пропорций" у художника, педагогический такт у учителя и т. п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности, поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных детей для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.

Многолетние исследования творческой деятельности, в частности, структуры одаренности, равно как и работы целого ряда известных авторов, дают определенные основания для попытки построения некоторых новых теоретических положений относительно динамики и организации творческого процесса, сущности творчества.

Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.

В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты: биофизиологические, анатомо-физиологические задатки; сенсорно - перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью; интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; эмоционально - волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание; высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.

А. М. Матюшкин выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее: доминирующую роль познавательной мотивации; исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы; возможности достижения оригинальных решений; возможности прогнозирования и предвосхищения; способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.

При этом А. М. Матюшкин считает принципиально важным отметить, что одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования "творческого человека". Его исследования также позволили ему выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие: задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов; интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов; любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем; быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов; проявлениеобщего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий; эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д.; настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений; интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам; сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством; способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных,  нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п.

Несколько по-другому, более интегрально можно представить проявление одаренности через: доминирование интересов и мотивов; эмоциональную погруженность в деятельность; волю к решению к успеху; общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности; понимание сущности проблемы, задачи, ситуации; бессознательное, интуитивное решение проблемы ("внелогическое"); стратегиальность в интеллектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты); многовариантность решений; быстроту решений, оценок, прогнозов; искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам: реконструктивное творчество; комбинаторное творчество; творчество через аналогии.

Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по: пониманию и структурированию исходной информации; постановки задачи; поиску и конструированию решений; прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.

Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно выделить три условия:

1.        желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);

2.        достичь результата высшего класса;

3.        реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.

В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три типа: вдохновенный (иногда эйфорический); уверенный; сомневающийся.

Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности - научной, технической, педагогической, художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника"

В статье раскрывается понятие способностей к изобразительной деятельности как процесс развития личности ребенка....

Консультация для воспитателей. "Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника".

О способностях к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника...

Презентация "Темперамент как свойство личности"

Презентация о свойствах и типах темперамента человека...

Научная статья Психологическая безопасность образовательной среды как одно из условий психологического здоровья личности

данная статья вошла в сборник статей региональной  научно- педагогической конференции которая состоялась в БГПУ г. Благовещенска Тема конференции " Психологические аспекты развития личности ...

Психологическая безопасность среды - психологическая безопасность личности.

Презентация знакомит читателя с опытом выстраивания психологически безопасной среды в МАОУ д/с № 210 "Ладушки" г. Тольятти...