Самостоятельная музыкальная деятельность и ее игровые технологии.
консультация (средняя группа) на тему

Кожевникова Марина Павловна

Подготовить ребенка к школе – значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в "концерты", "театр", "спектакль" (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Самостоятельная музыкальная деятельность и ее игровые технологии.

        Слайд 1 Представление.

        Слайд 2 Подготовить ребенка к школе – значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.

        Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

        В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в "концерты", "театр", "спектакль" (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).

Слайд 3 Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке – сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.

Источником возникновения детского музицирования являются прежде всего музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.

Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения. Это яркие страницы жизни ребенка. Многие воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.

Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье. Самые распространенные из них – это детские музыкальные радио и телепередачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование грамзаписей и т.д. оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.

        Слайд 4 Я считаю, что тема, касающаяся вопроса применения игровых технологий в практической самостоятельной деятельности, является важной и актуальной в настоящее время.

Задача современного образования состоит не только в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого осмысления мира, направленного на индивидуальное развитие личности.

А цель использования игровых технологий – именно создание условий для реализации личностного потенциала учащихся, для развития их креативности.

Слайд 5 Игровые технологии – это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Игра – форма организации самостоятельной музыкальной деятельности. Это могут быть сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы. Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями. Играя в "музыкальное лото", они различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные на органчике знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам "музыкальной лесенки", дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание на разных инструментах.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Слайд 6 Рассмотрим, как применяются детьми различные игровые технологии в условиях самостоятельного детского музицирования.

Слайд 7 Среди игр основное место занимают "музыкальные занятия" и "концерты", основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях.

Слайд 8 Сюжетно-ролевая игра в "музыкальное занятие", ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая "музыкального работника" и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню М. Красева "Осень". Одна из девочек строго говорит: "А это пойте тише, как эхо".

Слайд 9 В сюжетно-ролевой игре "концерт" дети организуют чередование различных "номеров", исполняемых группой детей – "артистов", для своих товарищей – "зрителей", с непременным участием "ведущего". Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.

Слайд 10 В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: "Музыкальное лото", "Догадайся, кто поет", "Два барабана", "Тише - громче в бубен бей", "Назови песню по картинке" и др.

Слайд 11 Например, в игре "Два барабана" один ребенок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет несложную мелодию на металлофоне, другой выкладывает ноты-кружки на фланелеграфе, изображая направление мелодии и ее ритм.

Слайд 12 В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, гармониках, баянах, триолах, саксофонах, кларнетах, дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах, цитрах, гуслях, треугольниках и др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут "сочинить" и свои.

Слайд 13 Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж игры. При этом отмечают: "Про лису надо играть мягко, про медведя – сильнее, он сердитый".

Слайд 14 В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует проигрыватель, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.

Слайд 14 Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Слайд 15 Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения. Слайд 16 Поэтому одной из главных задач образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

Слайд 17 Спасибо за внимание.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2006

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, 2-е изд., испр. и перер., – М.: Логос, 2006

4. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003

5. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

6. Методика музыкального воспитания в детском саду: "Дошк. воспитание"/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. - 270 с.: нот.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной музыкальной деятельности воспитанников с включением произведений башкирских композиторов.

Помочь воспитателям в организации самостоятельной музыкальной деятельности с помощью музыкльно-дидактических игр....

Самостоятельная музыкальная деятельность как приём развития музыкальных способностей детей.

Презнтация "Самостоятельная музыкальная деятельность как приём развития музыкальных способностей детей".Знакомство  с видами развития музыкальных способностей дошкольников в музыке....

Самостоятельная музыкальная деятельность детей как прием развития музыкальных способностей дошкольников

В самостоятельной музыкальной деятельности наши дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на музыкальных инструментах, исполняют несложные пляски. Они могут сами организо...