Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной музыкальной деятельности воспитанников с включением произведений башкирских композиторов.
консультация по теме

Лутфрахманова Ольга Васильевна

Помочь воспитателям в организации самостоятельной музыкальной деятельности с помощью музыкльно-дидактических игр.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Труд воспитателя всем своим содержанием устремлён в будущее. Мы и наши воспитанники перешагнули порог третьего тысячелетия. Им совершенствовать, развивать экономику, технику, науку, культуру. Трудно предугадать, кем они станут, но какими они должны стать – забота сегодняшнего дня. Вот почему с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая, прежде всего, проявляется в том, чтобы ребёнок рос и без чьей-либо помощи мог применить свои умения в повседневной жизни.

        Виды самостоятельной деятельности в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное время воспитанники устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на музыкальных инструментах, организуют театральные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды: пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах.

       Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у воспитанников музыкальные способности, разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух, творческую активность. Музыкально-дидактические игры обогащают воспитанников новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств звука. Педагогическая ценность игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

       Игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем петь, слушать, играть, танцевать.

       Остановлюсь на вопросе использования музыкально-дидактических игр в процессе слушания, используя произведения башкирских композиторов, написанных специально для детей. В процессе слушания они знакомятся с инструментальной музыкой, вокальной, переживая и испытывая определённые чувства. Во время слушания музыки целесообразно использовать игрушки, которые могут «разговаривать», двигаться. Это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и пониманию. Например, в игре «Чудесный мешочек» можно использовать игрушки: зайчик, волк, кошка, а для прослушивания использовать пьесы композиторов. А. Кубагушева «Зайцы», «Кот-воришка», Р.Каримова «Птенец».

        Интересную дидактическую игру по слушанию можно провести в старших дошкольных группах. Называется она «В лесу». Используя планшет, в его кармашки можно вставлять картинки, соответствующие содержанию музыкальных пьес.

Приведу пример такой игры

Воспитатель

Утро.… Не спеша просыпается природа. Не умеет она долго спать. Первыми подают голоса солисты-певцы: синички, соловьи. Они радуются началу нового дня.

Исполняется пьеса А.Каримова «Солнышко и птичка»

Заиграли первые лучи солнца. Нежные капельки росы заискрились хрусталиками на листьях и травинках.

Исполняется пьеса Ш.Кульбарисова «Солнечный зайчик» или Р.Сальманова «В лесу»

Вслед за птицами ожили мотыльки, бабочки. Кружась и порхая над лугом, они кажутся ожившими цветами. Шорох пёстрых крылышек напоминают шёпот в тишине: «Как мы красивы! Мы созданы для того, чтобы нами любовались!»

Исполняется песня «Мотылёк», сл. Ф.Рахимкуловой, муз. М.Башарова

Воспитатель

Красив мой край! Мне нравится его поля, равнины, леса, быстрые реки, прозрачные родники! Мой Башкортостан – светлый уголок большой планеты Земля. О, мой Урал! Нет роднее и желаннее тебя!

Исполняется песня «Урал», сл. С.Юлаева, муз. народная

     Эту игру можно провести для закрепления после прослушивания произведений на музыкальных занятиях.  

      Для закрепления материала можно использовать также музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Детям нравится угадывать мелодии и подбирать нужные иллюстрации. Например, воспитанник выбирает картинку, где девочка укладывает куклу спать после прослушивания пьесы Р.Хасанова «Колыбельная». А вот на картинке легендарный Салават Юлаев. Ребёнок покажет её, когда отзвучат последние аккорды произведения «Салават», сл. народные, музыка в обработке Р.Касымова.

       В старших группах воспитанники знакомятся с творчеством башкирских композиторов Х.Заимова, Р.Хасанова, Р.Муртазина, Ш.Кульбарисова, Р.Сальманова, Н.Сабитова. Используя дидактическую игру «Кто больше?», детям показывают портрет любого композитора и предлагают назвать его произведения. За правильный ответ воспитанник получает фишку. У кого больше фишек – тот выигрывает.

        Использование национального наследия наполнит детей эмоциональными впечатлениями, окажет огромное воздействие на нравственный облик, поможет с детства полюбить и понимать музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности дошкольного учреждения"

Из опыта работы"Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности дошкольного учреждения"Музыкально-образовательная деятельность строится по заранее ...

Настольные музыкально – дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

В статье раскрыты основные требования к настольным музыкально - дидактическим играм, предназначенным для музыкально - сенсорного развития детей дошкольного возраста....

Музыкально-дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности детей

Как организовать самостоятельную музыкальную деятельность в группе...

Консультация для родителей "Музыкально – дидактические игры как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности детей".

Консультация для родителей "Музыкально – дидактические игры как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности детей"...

"СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА, ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОУ"

Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности ...