Программа дополнительного образования «Фабрика волшебства» Разработала воспитатель: Крылова Н.В
рабочая программа на тему

Крылова Нина Викторовна

 

    Пояснительная записка

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, пластилина, бумаги, природного материала. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления.                                                                                                                                     Благодаря рисуночной деятельности  развивается зрительно - двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Занятия рисованием  очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению.  Дети учатся удерживать определенное положение корпуса рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в определенное время, оценивать работу, находить исправлять ошибки, планировать деятельность.  Доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Программа дополнительного образования

«Фабрика волшебства»

                Разработала воспитатель: Крылова Н.В

   

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, пластилина, бумаги, природного материала. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления.                                                                                                                                     Благодаря рисуночной деятельности  развивается зрительно - двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Занятия рисованием  очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению.  Дети учатся удерживать определенное положение корпуса рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в определенное время, оценивать работу, находить исправлять ошибки, планировать деятельность.  Доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы.

Развивая творческие способности, работая с природным материалом, воспитываем у ребёнка любовь к окружающей природе, художественный вкус, пространственное мышление, развиваем фантазию и внимание               (ребенок придумывает различные композиции; подбирает природные материалы; планирует последовательность действий и технологию изготовления).  Развиваем мелкую моторику пальцев (учим аккуратно и точно соединять друг с другом материалы разного размера и фактуры).  Ребенок осваивает разные способы и приёмы работы с природными  материалами.

  При изготовлении плоскостных, полу объёмных  и объёмных поделок (наклеивать небольшие природные элементы на основу; соединять элементы поделок с помощью клея, пластилина и деревянных палочек; вдавливать природные элементы в пластилин; разрезать и надрезать овощи и фрукты с помощью стека; раскрашивать детали поделок). Учим детей представлять целостную модель творческого процесса, выражая алгоритмом «Обращаю внимание, →рассматриваю,→думаю,  как сделать→делаю,→получаю результат». Ребёнок, усвоив с юных лет эту модель, в дальнейшем сможет использовать её в различных видах творческой деятельности.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Программа дополнительного образования «Фабрика волшебства» художественно- эстетической направленности, создана на основе методических пособий И.А.Лыковой «Цветные ладошки», А.Эм «Оригами, постигаем шаг за шагом), Н.В.Шайдуровой «Весёлые превращения», А.А.Анистратовой, Н.И.Гришиной «Поделки из природных материалов», Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», Т.Г.Казаковой «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности», Г.Н.Давыдовой «Детский дизайн. Пластилинография», Р.Г.Казаковой «Нетрадиционные технологии».

Содержание дополнительной образовательной программы «Фабрика волшебства», реализуемая в нашем дошкольном учреждении соответствует пункту 5 статьи 14 Закона «Об образовании». Оно определяется образовательными программами, разработанными педагогами детского сада.

Поскольку содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, то и ориентировано оно на обеспечение самоопределения личности дошкольника, создание условий для развития личности, самореализации; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Целями и задачами дополнительной образовательной программы, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

В связи с этим содержание дополнительной образовательной программы  соответствует  достижениям   мировой    культуры,    российским    традициям и культурно-национальным особенностям; дошкольному профилю учреждения образования; художественно-эстетической и познавательной направленности   дополнительной  образовательной   программы; современным   образовательным   технологиям,    отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности,результативности);   формах   и   методах   обучения   (активных  методах,  дистанционного  обучения,  дифференцированного обучения,   занятиях, конкурсах,  соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления      образовательным      процессом       (анализе    результатов деятельности    детей);     средствах    обучения    (перечне    необходимого оборудования,  инструментов    и    материалов   в   расчете   на   каждого ребенка).

А также содержание дополнительной образовательной программы  направлено:

  1. На создание условий для развития личности ребенка.

2.   Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.

3.   Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

4.   Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям.

5.   На целостность процесса психического и физического, умственного и      духовного развития личности ребенка.

6.   Укрепление психического и физического здоровья детей.

   7.   На   взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей.

               

Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках с дополнительным образованием, опыт работы детских садов города, выявлено, что работа ведётся в узком направлении: либо это образовательная деятельность по рисованию, либо по ручному труду, либо  оригами. Программа «Фабрика волшебства» - комплексная, включающая образовательную деятельность по аппликации, ручному труду, рисованию, лепке, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, эстетического отношения к действительности, к миру и к самому себе.  В условиях амплификации изобразительной деятельности.

                     

Основная цель программы – создать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, развитой личности, развивать эстетическое отношение к окружающему миру, формируемое в дошкольном возрасте как универсальный способ гармонизации и личностного  самоосуществления в процессе создания эстетической картины мира, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности

Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.

Педагогические задачи (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

  • знакомство с жанрами изобразительного искусства;
  • знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
  • овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
  • приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Познавательные задачи (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

  • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
  • развитие колористического видения;
  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
  • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
  • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
  • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

формировать многоаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения « языка искусства» и общей ручной умелости. Знакомить с деятельностью художника (и народного мастера) на всех его уровнях: восприятие-исполнительство-творчество.

Творческие задачи раскрыть природу изобразительного искусства как результат творческой деятельности человека. Развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс «эстетического переживания пережитого».

Программа «Фабрика волшебства» рассчитана на четыре года  (младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст и подготовительная к школе группа).

 Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка должна составлять не более 10 человек.

 Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май.

 Продолжительность занятий с каждой группой – не более 15 минут в младшей группе, 20 минут в средней группе, 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной группе.

             

Формы проведения образовательной деятельности предусмотрены: групповые, подгрупповые и индивидуальные, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.

                           

В результате образовательной деятельности детей по данной программе предполагается развития эстетической культуры каждого ребенка, творческого роста его самобытной личности, путь интеграции в общечеловеческую культуру.  Улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе. Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера.

Во 2 младшей группе сформировать интерес  к занятиям изобразительной деятельностью.  Уметь в рисовании, лепке, аппликации, ручном труде изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

 Видеть красоту основной формы, её частей, цвета. Включать в этот процесс движения обеих рук  по предмету, охватывание предмета руками.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства  (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

 Создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации, ручном труде.

В средней группе продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства, художественно – творческие способности, умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук формировать образные представления.

Развить самостоятельность, активность, творчество.

Обогатить представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм) как основы развития творчества детей.

Подводить детей к оценке созданных товарищами работ. Уметь проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

В старшей группе уметь созерцать красоту окружающего мира. В процессе  восприятия предметов и явлений развить мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление  (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.

Развить чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус.

Развить способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату.

В подготовительной группе обогатить сенсорный опыт детей, включив в процесс ознакомления с предметами обследование их при помощи движений рук по предмету.

Сформировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Развить образное эстетическое восприятие, образные представления, сформировать эстетические суждения;  аргументировано и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность  доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

Воспитать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.

Сформировать умение замечать недостатки своих работ (рисунок, лепка, аппликация, ручной труд) и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

 

-

Выставки детских работ в детском саду;

- составление альбома лучших работ;

- участие в районных, городских конкурсах художественно-эстетической направленности;

- презентация детских работ родителям (сотрудникам);

- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

                               

№ п/п

РИСОВАНИЕ

ЛЕПКА

АППЛИКАЦИЯ

РУЧНОЙ ТРУД

  1

«Ягодка за ягодкой (на куст.ках)»

«Ягодки на тарелочке»

   «Знакомство с аппликацией»

 «Вот так гармошечки!»

  2

«Падают, падают листья»

«Грибы на пенёчке»

 «Оденем бер. в осенний наряд»

«Грибная полянка»

  3

«Полосатые полотенца для лесных зверушек»

«Лесной магазин»

 «Угощение для ежа»

  «Ёжик»

  4

«Праздничная ёлка»

«Новогодние игрушки»

   «Праздничная ёлка»

  «Волшебные снежинки» - оригами

  5

«Колобок покатился по дорожке»

«Я пеку, пеку, пеку…»

«Бублики баранки»

 «Игрушки из конусов и цилиндров»

  6

«Снеговик»

«Баю-бай, засыпай»

   «Лоскутное одеяло»

 «Папин праздник»

  7

«Цветок для мамочки»

«Неваляшка»

  «Неваляшка танцует»

 «Мамин праздник»

  8

«Божья коровка»

«Птенчики в гнёздышке»

 «Почки и листочки»

 «Космонавты»

  9

«Филимоновские игрушки»

«Филимоновские игрушки»

 «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…

 «Первые цветы» - оригами

           

№ п/п

РИСОВАНИЕ

ЛЕПКА

АППЛИКАЦИЯ

РУЧНОЙ ТРУД

  1

«Яблоко – спелое, красное, сладкое»

  «Вот какие яблоки»

  «Цветной домик»

 «Корзина для яблок»

  2

«Кисть рябинки, гроздь калинки…»

«Мухомор»

  «Золотые подсолнухи»

«Листопад и звездопад»

  3

«Зайка серенький стал беленький»

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек…»

«Полосатый коврик для ежа»

«Домик для ежа»

  4

«Наша ёлочка»

«Дед Мороз принёс подарки»

«Праздничная ёлка»

«Ёлка»

  5

«Снеговики в шапочках и шарфиках»

Снежная баба – франтиха»

«Домик снегурочки возле ёлочки»

«Лесные звери»

  6

«Как розовые яблоки, на ветках снегири»

«Весёлые вертолёты (Папин день)»

«Быстрокрылые самолёты»

«Валентинки»

  7

«Весёлые матрешки(хоровод)»

«Филимоновские игрушки-свистульки»

«Сосульки на крыше»

«Ваза с цветами»

  8

«Ракеты и кометы»

«Звёзды и кометы»

«Ракеты и кометы»

«Космическая ракета»

  9

«Роспись птицы по мотивам дымковской игрушки»

«Дымковская птица»

«У солнышка в гостях»

«Тюльпан»

             

№ п/п

РИСОВАНИЕ

ЛЕПКА

АППЛИКАЦИЯ

РУЧНОЙ ТРУД

  1

«Весёлое лето»

«Весёлые человечки»

  «Весёлые портреты»

«Лебеди в пруду»

  2

«Игрушки не простые глиняные расписные»

«Лошадки» (весёлая карусель)

«Наша Ферма»

«Подворье»

  3

«Чудесные превращения кляксы»

«Ничего себе картина, ничего себе жара!»

«Жила – была конфета»

«Нарядные пальчики»

  4

«Еловые веточки»

«Звонкие колокольчики»

«Звёздочки танцуют»

«Снегири и яблоки»

  5

«Зимний лес»

«Какие звери живут в зимнем лесу»

«Заснеженный дом»

«Фигурки животных из шишек»

  6

«Папин портрет»

«Кружка для папы»

«Галстук для папы»

«Вертолет»

  7

«Весеннее небо»

«Весенний ковер» (плетение из жгутиков)

«Нежные подснежники»

«Ирис»

  8

«Я рисую море»

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

«По морям по волнам»

«Кораблик»

  9

«Чем пахнет лето»

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

«Цветы луговые»

«Солнечный день» - кашпо

     

№ п/п

РИСОВАНИЕ

ЛЕПКА

АППЛИКАЦИЯ

РУЧНОЙ ТРУД

  1

«Весёлые качели»

«Азбука в картинках»

 «Ажурная закладка для букваря»

«Подсолнухи»

  2

 «Деревья смотрят в озеро»  

«Лебёдушка»

«Кудрявые деревья»

«Осенние картины»

  3

  «Разноцветные сестрички»

«Кот, петух и лиса»

«Звери нашего леса»

«Рюкзачок с кармашками»

  4

 «Дремлет лес под сказку сна»

«Ёлкины игрушки-шишки, мишки и хлопушки»

«Цветочные снежинки»

 «Новогодние игрушки»

  5

 «Нарядный индюк (по мотивам Дымковской игрушки)»

«Нарядный индюк ( по мотивам дымковской игрушки)»

«Домик с трубой и сказочный дым»

«Избушка на курьих ножках»

  6

  «Я с папой (парный портрет, профиль)»

«Карандашница в подарок папе»

«Маленький солдат»

 «Сердце»

  7

 «Букет цветов»

«Конфетница для мамы»

«Салфетка под конфетницу»

 «Пушистые картины»

  8

  «Заря алая разливается»

«В далёком космосе»

«Звёзды и кометы»

«Небесные планеты»

  9

«Друг детства»

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

«Лягушонок и водная лилия»

«Лебедь»

           

  1. И.А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7лет «Цветные ладошки» - Издательский дом Цветной мир» - Москва 2011.
  2. И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду младшая группа – Издательский дом «Цветной мир» - Москва 2012
  3. И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду средняя  группа Издательский дом «Цветной мир» - Москва 2012
  4. И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа – Издательский дом «Цветной мир» - Москва 2012
  5. И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная группа – Издательский дом «Цветной мир» - Москва 2012
  6. Е.А.Короткова Рисование, аппликация, конструирование в детском саду

-Ярославль Академия развития.

  1. Л.В.Куцакова. Творим и мастерим –Издательство Мозаика Синтез Москва 2010
  2. Г.С.Швайко. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду-Москва 2000г.
  3. А.А.Анистратова, Н.И.Гришина. Поделки из природных материалов – ОНИКС Москва 2010
  4.  А.Н.Малышева. Аппликация в детском саду – Ярославль Академия развития
  5. Т.Г.Казакова. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности – Москва «Просвещение» 1996г.
  6. Анна Эм. Оригами- Минск «Харвест»
  7. Н.Докучаева. Школа волшебства -  САНКТ – ПЕТЕРБУРГ «Диамант» 1997г.
  8. Н.В.Шайдурова. Веселые превращения – Барнаул 2009г.
  9. Н.В.Шайдурова. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста – Барнаул 2009г.