интеллектуальные игры "Эрудиты"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Заплохова Мария Владимировна

Пределы развития личности неизвестны, потому и принято считать, что возможности ребенка «безграничны». Практически это так и есть, однако теоретически этот предел существует: подразумевая детей с высоким уровнем развития. У детей с высоким уровнем развития значительно раньше происходит превращение детских вопросов из средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Такие дети более настойчивы в поиске ответов; при этом они требуют от взрослого иного отношения, а не только содержательных объяснений.

В целях активизации естественных потребностей детей в познании и стимулировании интеллектуальной деятельности в нашем дошкольном учреждении традиционно проводятся интеллектуальные игры «Эрудиты» с участием детей старших и подготовительных групп с высоким уровнем развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_erudity.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальные игры «Эрудиты»

(для детей с высоким уровнем развития)

Интеллектуальные игры «Эрудиты» позволяют взрослым пересмотреть свои отношения с ребенком, выстраивая партнерские доверительные взаимоотношения, а предложенные задания предполагают возможность получения детьми интересной информации.

Цель интеллектуальных игр «Эрудиты»: активизация интеллектуально – познавательной активности детей с высоким уровнем развития.

Задачи:

  • Создание благоприятных условий для эффективного развития способностей детей;
  • Систематизация работы с детьми с высоким уровнем развития;
  • Поиск форм и методов работы для продуктивного взаимодействия педагогов с детьми с высоким уровнем развития.

Участники игры выбираются самими детьми, после проведения внутри групповых игр – соревнований.

Участникам каждой команды предлагаются разные игровые задания и упражнения, которые способствуют раскрытию и развитию интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста.

Интеллектуальная игра «Эрудиты»

Вариант 1

В игре принимают участие 2 команды по 6 человек – по 2 ребенка из средней группы в каждой команде, по 2 ребенка из старшей группы и по 2 ребенка из подготовительной группы. Названия команд: «Почемучки » и «Следопыты»

Игра состоит из 7 конкурсов:

  1. конкурс – для детей подготовительной группы
  2. конкурс – для детей старшей группы
  3. конкурс - для детей средней группы
  4. конкурс – для мальчиков
  5. конкурс – для девочек
  6. конкурс болельщиков

Схема расположения участников:

У центральной стены – столы для пассивных участников, в середине зала – столы для активных участников, вдоль окон – места для болельщиков, вдоль зеркал – столы для жюри.

Для жюри выдается один бланк, в котором проставляются баллы каждойкоманде по 3-х бальной системе:

0 баллов – задание не выполнено

1 балл – задание выполнено, но неверно

2 балла - задание выполнено на половину

3 балла -  задание выполнено

Примерный бланк:

№ п/п

Название конкурса

Почемучки

Следопыты

Член жюри

Подпись

Балл

Балл

1.

Существительное-прилагательное

2.

Покажи нам букву

3.

Картинка

4.

Изобрази явление правильно

I этап

II этап

5.

Найди нужное

6.

Назови правильно

Итоговый балл

I конкурс «Существительное - прилагательное»

Материал: карточки со словами, колокольчик, картинка для примера.

Ведущий: вызываются дети подготовительных групп из обеих команд.

Инструкция:  «Вам нужно составить подходящее слово на основе сказанного. Например, слово СТЕКЛО вам нужно составить словосочетание СТЕКЛЯНАЯ ВАЗА; СЛИВА – СЛИВОВОЕ ВАРЕНЬЕ; ТРЕУГОЛЬНИК – ТРЕУГОЬНАЯ ПИРАМИДКА»…

Слова: дерево, кирпич, круг, квадрат, яблоко, груша, мед, игрушка, колючка, солнце, звезда

Выигрывает та команда, участники которой наиболее правильно образовывали слова (3 балла), справились с заданием на половину (2 балла), образовывали слова, но не правильно (1 балл), не справились с заданием (0 баллов)

II конкурс «Покажи нам букву»

Материал: карточка с примером демонстрации букв, карточки с буквами.

Ведущий: вызываются дети старшей группы.

Инструкция:  «Вам будет показана буква, которую нужно показать с помощью тела. Например, вот так. А другая команда угадывает, какую букву вы показали»

Буквы: для команды следопытов: «Т», «К», «А», «Л», «О».

        для  команды почемучек: «Г», «Х», «У», «Р», «Ж».

Выигрывает та команда, участники которой правильно показали свои буквы и угадали буквы другой команды (3 балла), показали все свои буквы, но не угадали буквы другой команды (2 балла), угадали, но не все буквы и не смогли показать свои (1 балл), не справились с заданием (0 баллов)

III конкурс « Картинка»

Материал: картинка с изображением лягушки, разграфленная на 9 частей, 2 части картинки отдельно, цветные карандаши

Ведущий: вызываются дети средней группы.

Инструкция:  «Перед вами картинка, разделенная на части. Вам нужно найти и раскрасить ту часть картинки, которую я вам покажу»

Выигрывает та команда, участники которой нашли и правильно раскрасили (3 балла), нашли, раскрасили, но вышли за границы нужной части (2 балла), раскрасили, но те то что нужно (1 балл), не справились с заданием (0 баллов)

IV конкурс «Изобрази явление правильно»

Материал: запись спокойной музыки.

Ведущий: вызываются мальчики обеих команд

Инструкция:

I этап. «Вы все знаете, что в природе много различных явлений, например: дует ветер, идет дождь, светит солнце, падают листья, качаются деревья. Сейчас мы попробуем их изобразить: дует ветер – руки в стороны и кружимся вокруг себя; идет дождь – стучим ладошками по коленям;  светит солнце – расставляем руки и ноги в стороны как лучики; падают листья – плавные волнообразные движения руками сверху вниз; качаются деревья  - руки подняты вверх и раскачиваются. Я буду называть явление, а вы - показывать»

        Выигрывает та команда, участники которой правильно и быстро показали все явления (3 балла), показывали правильно, но долго думали и смотрели на других (2 балла), показывали, но не правильно (1 балл), не справились с заданием (0 баллов)

II этап.  «А сейчас я буду называть одно явление, а показывать не правильно. Ваша задача показывать, то явление, которое я называю. Будьте внимательны»

        Выигрывает та команда, участники которой безошибочно выполнили задание (3 балла), показывали в основном правильно, допустив 2-3 ошибки (2 балла), показали правильно только 2-3 явления, в остальных допустили ошибки (1 балл), не справились с заданием (0 баллов)        

V конкурс «Найди нужное»

Материал: картинки с изображением предметов на каждого ребенка, простые карандаши.

Ведущий: вызываются девочки обеих команд

Инструкция:  «Посмотрите внимательно на карточку и выберите ту картинку, которая подходит к названному слову. Если вы не знаете, попробуйте догадаться. Будьте внимательны и не спешите. Каждому участнику будут названы разные слова».

СЛОВА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП:  связь, валюта, патриотизм, приматы.

СЛОВА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ ГРУПП:  отдых, статуя, привязанность, риск.

СЛОВА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНИХ ГРУПП: люстра, книга, косметика, вулкан.

Выигрывает та команда, участники которой нашли и правильно отметили слова на всех карточках (3 балла), допущено 2 ошибки при выполнении задания или собственные исправления (2 балла),  правильно отмечено только одно слово или выполнено не правильно (много собственных исправлений) (1 балл), задание не выполнено (0 баллов)

VI конкурс болельщиков «Назови правильно»

Материал: загадки

Ведущий: а теперь, пока участники отдыхают, баллы могут помочь набрать болельщики. Правила такие: ведущий загадывает загадку, кто знает ответ – поднимает руку. Кто быстрее поднял руку и правильно ответил, дает дополнительный балл своей команде.

ЗАГАДКИ:

Перед волком не дрожал,

 От медведя убежал,

 Но лисице на зубок

Все ж попался... (колобок).

На сметане мешен,

На окошке стужен,

 Круглый бок, румяный бок —

Покатился... (колобок).

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган,

Попадает вместо школы

 В полотняный балаган.

 Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка?

 Вот подсказка вам, друзья:

Его девочка Мальвина

Называла... (Буратино).

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

 Сквозь очки свои глядит

 Добрый доктор... (Айболит).

И в лесу мы, ив болоте,

Нас везде всегда найдете —

На поляне, на опушке.

Мы — зеленые... (лягушки).

На ветке не птичка —

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто же это?.. (Белка).

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду

И от грязи берегусь —

Чистоплотный, серый... (гусь).

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков,

В теплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый... (воробей).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

 Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

 Узнаете? Это... (цапля).

За рекой они росли,

 Их на праздник принесли,

 На веточках — иголки.

Что же это?.. (Ёлки).

Много бед таят леса:

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется?.. (Зайка).

Очень ласковый и чистый,

Лапой моется пушистой,

Если пустит ногти в ход,

Страшный зверь — домашний... (кот).

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он — веселая игрушка,

И зовут его... (Петрушка).

Стройный, быстрый,

 Рога ветвисты,

Пасется весь день.

Кто же это?.. (Олень).

Звонко время отмечает,

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух —

Спит на жердочке... (петух).

Кто-то за кого-то

Ухватился цепко:

— Ох, никак не вытянуть!

— Ох, засела крепко!

Но еще помощники

Скоро прибегут...

Победит упрямицу

Дружный общий труд!

Кто засел так крепко?

Может, это... (репка)?

Поскольку чистить зубы тяжёлая работа,

Зубов осталось мало во рту у... (бегемот)

Круг и стрелки, как усы.

Называются... (часы)

Боятся её и бронхит, и ангина —

Излечит любую простуду... (малина)

День рожденья у меня,

 значит, очень кстати

Надевать нарядное, праздничное... (платье)

Не скажешь этой киске «брысь!»,

Поскольку киска эта... (рысь)

Сон зовёт меня упрямо.

Надевать пора... (пижама)

Верещунья-белобока,

 А зовут её... (сорока)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а... (лук)

У коровы есть ребёнок —

Славный, маленький... (телёнок)

Если дождик капает и серый горизонт,

Не забудь в дорогу взять с собою ... (зонт)

Там, где встанет он, потом

Вырастает новый дом.

Что за чудо-великан?

 Узнаёшь... (подъёмный кран)

Хвост его всегда крючком,

Ну а носик — пятачком.

Голосок визглив и тонок,

Просит каши... (поросёнок)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный педагог - интеллектуальные дети

Статья рассказывает как развивать интеллект...

Сценарий интеллектуального турнира между семьями воспитанников подготовительных групп «Мама, папа, я – интеллектуальная семья!»

Интеллектуальный конкурс между семьями, включающий в себя задания по различным областям программы, а так же творческие задания (загадки. ребусы, головоломки, танцевальные паузы, задания на воображение...

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в подготовительной группе Конспект интеллектуальной игры

Цель:1. Учить детей работать в микрогруппе, уметь предлагать несколько вариантов ответов2. Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.3. Умение отвечать четко, яс...

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием

Особенности  нарушений  звукопроизношения  у  детей  с интеллектуальной  недостаточностью  по  сравнению  с  детьми  с  нормальным  инт...

Сценарий интеллектуального конкурса для старшей группы «Мама, папа, я — интеллектуальная семья»

Задачи:1. повышать родительскую компетентность;2. способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком;3. формировать у детей психологическую готовность к ...